-
снижение степени риска благодаря
различным видам страхования,
аудиторской деятельности, консалтинговым,
сертификационным услугам;
-
ускорение оборачиваемости оборотных
средств за счет факторинга, брокерских
и маклерских услуг, качественной
и быстрой контрактной подборки
работников и подрядчиков, применения
усовершенствованных специальных
средств связи. Одним из важных
факторов, оказывающих решающее
воздействие на скорость оборота
средств, является быстрая и
бесперебойная работа банковской
системы по приему, переводу и
выдаче платежей различных экономических
субъектов;
-
развитие предприятий за счет
расширения деятельности аренды
и лизинга, эмиссии ценных бумаг,
профессиональной подготовки и
переподготовки работников в
сфере менеджмента, инжиниринга;
дальнейшего роста мелких и
средних предприятий.
-
содействие маркетингу по доведению
товаров и услуг до потребителей
с применением рекламы и других
средств продвижения, использование
прикладных исследовательских работ по
изучению спроса потребителей, емкости
конкретных рынков. [3]
Рыночная
инфраструктура является неотъемлемой
частью развитой рыночной экономики, во
многом определяющей ее воспроизводственные
и конкурентные возможности. Кроме
того, это сфера трудоемкого приложения
сложного и высококвалифицированного
труда, которая имеет большое
значение для создания рабочих мест
и обеспечения рациональной занятости
населения.
Экономическое
назначение рыночной инфраструктуры состоит
в том, чтобы снабдить рыночно
функционирующую часть национального
хозяйства рыночными сигналами,
необходимыми для успешной работы относительно
изолированных субъектов рынка.
Исполняя эту функцию, рыночная инфраструктура
частично выполняет координирующую
роль, которая ранее была свойственна
народнохозяйственному планированию.
Политическое
назначение рыночной инфраструктуры заключается
в создании стабильно функционирующего
хозяйственного комплекса, чутко реагирующего
на косвенные управляющие воздействия
со стороны государственных учреждений.
Кроме того, государственные предприятия
и организации, активно участвующие
в деятельности рыночной инфраструктуры,
определяют характер производственных
отношений и непосредственно
проводят в жизнь меры национальной
экономической политики.
Социальное
назначение рыночной инфраструктуры выражается
в расширении возможностей занятости
населения и свободного выбора каждым
членом общества подходящего ему
места в системе общественного
разделения труда. Специфика работы
посреднических предприятий, выполняющих
разного рода услуги, состоит в
том, что для занятия ими требуются
не только глубокие знания и профессионализм,
но и творческий подход.
Многие
предприятия совмещают деятельность,
относимую к услугам рыночной
инфраструктуры, с производством
товаров и оказанием массовых
услуг. Поэтому к объектам рыночной инфраструктуры
могут быть отнесены все те предприятия,
которые выполняют какую - либо функцию
рыночной инфраструктуры. В условиях рынка
потребность в различных услугах, обеспечивающих
совершение каждой сделки, очень велика.
Рыночная инфраструктура - это система,
создающая условия для свободного обмена
ресурсов - финансовых, трудовых, товарных,
сырьевых, информационных, технологических,
интеллектуальных.
Для
своевременного и полноценного развития
сферы инфраструктурного комплекса
должна быть выработана программа действий
по следующим направлениям:
-
создание благоприятных условий
для конкуренции предприятий;
-
стимулирование предприятий для
решения основных задач экономического
роста и безусловное выполнение
возложенных на них функций;
-
привлечение иностранных инвестиций
для приоритетного развития объектов
рыночной инфраструктуры;
-
решение проблем получения образования
с учетом требований рынка,
обеспечивающего право и возможности
работать по специальностям, в
которых нуждаются объекты рыночной
инфраструктуры. [7]
2.2
Виды и функции
инфраструктуры
Рыночная
инфраструктура включает в себя большое
количество элементов, которые тесно
связаны между собой и в
совокупности играют важную роль в
экономике.
Рыночная
инфраструктура выступает как институционализированная
трансакция, поэтому из этого следует,
что первым ее элементом являются
соответствующие институты, в которых
образуются трансакции. Их можно разделить
на две группы – институты общего
назначения и специальные институты.
Деятельность институтов общего назначения
обычно не сводится к выполнению той или
иной функции в составе рыночной инфраструктуры,
а предполагает также участие в реализации
и иных задачей и целей, особенно если
учесть, что многие из этих элементов принадлежат
государству и используются не только
в бизнесе в коммерческих целях. Эти
институты ориентированы на преимущественное
взаимодействие либо с товарными, либо
с денежными потоками.Товарные потоки
и потоки услуг циркулируют как между
производителями, так и между производителями
и потребителями. К числу основных общих
институтов рыночной инфраструктуры в
этой части рыночной экономики относятся:
дороги (автомобильные и железные); порты
(речные, морские); аэродромы; грузовой
и пассажирский транспорт (железнодорожный,
автомобильный, морской, речной, воздушный,
трубопроводный, метрополитен), в том числе
в городах; склады (в том числе таможенные);
предприятия связи; жилищно-коммунальное
хозяйство. С известной долей условности
к институтам общего характера можно отнести
предприятия, выпускающие средства сообщения
и оборудование для складов, портов и т.
п. Характер этой части институтов инфраструктуры
делает возможным не только их военное
использование государством в случае
необходимости (отсюда – заинтересованность
государства в их развитии), но и их
приватизацию или коммерческой использование
государством. Институты специального
характера представлены как частными
структурами, ведущую роль среди которых
играют товарные биржи и торговая сеть,
включающая предприятия оптовой и розничной
торговли, так и государством в лице таможенных
органов и иных регулирующих и контролирующих
инстанций.
Денежные
потоки проходят через соответствующие
финансово-кредитные институты, которые,
в отличие от натурального хозяйства,
в силу самой природы денежных
потоков существуют только в рыночной
экономике. Денежная форма капитала
является самой универсальной и
обезличенной, пронизывающей все
стороны жизни современного общества
и объединяющей все ее сферы. При характеристике
институтов денежного рынка более целесообразно
провести различие между частными и государственными
институтами, то есть разграничить их
по критерию формы собственности, а не
функциональной ширины. [7]
Из частных институтов ключевую
роль в финансово-кредитной системе
играют банки как универсальные
институты денежного рынка. Развитым
элементом современной рыночной
инфраструктуры являются небанковские
финансово-кредитные институты,
носящие в большей степени
не универсальный, а специализированный
характер. Среди них выделяются
страховые компании и пенсионные
фонды, деятельность которых способствует
оптимизации развития рыночной
экономики благодаря уменьшению
риска предпринимательской деятельности.
В подсистеме фондового рынка
выделяются фондовые биржи и
финансовые посредники – торговцы
ценными бумагами, инвестиционные
фонды и компании, трастовые компании
(доверительные общества), а также
депозитарии, регистраторы и т.
п.
Государство
в этой части рыночной инфраструктуры
представлено, прежде всего, центральным
банком и налоговыми службами.
Говоря
об институциональной составляющей
рыночной инфраструктуры, следует также
отметить особую роль такого элемента
инфраструктурного обеспечения
рынка ресурсов, как институты
функционирования рынка труда. Их развитие
напрямую связано с одной из ключевых
макроэкономических проблем – обеспечением
полной занятости. Следует однако отметить,
что механизм функционирования этого
сектора рыночной инфраструктуры не
сводится к деятельности государственных
служб трудоустройства и переподготовки
кадров, поскольку социальная политика
современного государства не сводится
к борьбе с безработицей, а ориентирована
на создание всего комплекса условий
для развития человека, включая системы
здравоохранения, социального обеспечения,
образования, культуры – как частные,
так и государственные. Здесь
можно говорить, с одной стороны,
о службе переподготовки кадров как
об элементе рыночной инфраструктуры,
относительно самостоятельной и ориентированной
не только на потребности чисто рынка,
частного сектора экономики, но и на так
называемый общественный сектор.
В
целом институциональная составляющая
образует наиболее важный элемент рыночной
инфраструктуры, выражающий ее сущность,
наиболее осязаемо, и являющийся классической
формой ее проявления. Однако, при всей
его исключительной важности, рыночная
инфраструктура не сводится только к
нему. Дело в том, что институциональный
элемент в большей мере подпадает
под пассивную функцию рыночной
инфраструктуры, выступая в качестве
ее материального носителя. В то
же время требуется нечто такое,
что реализовало бы активную функцию
рыночной инфраструктуры. В качестве
этого «нечто» выступает информация
о процессах, совершающихся в
недрах рыночной инфраструктуры, своеобразные
сигналы обратной связи рыночной
инфраструктуры со всей экономической
системой. Вот почему вторым элементом
современной инфраструктуры рынка
являются информационные сети и потоки,
а также институты, обеспечивающие
(включая средства массовой информации,
сети Internet, информационный и рекламный
бизнес), благодаря которым она может существовать
как единое целое, не только направляя
функционирование рыночной экономики,
но и содействуя оптимизации движения
товарно-денежных потоков. Вне информационной
составляющей рыночная инфраструктура
не может существовать, поскольку по мере
развития экономики производство и распространение
информации постепенно замещает традиционное
производство материальных благ. Именно
единство институциональной и информационной
составляющих образует так называемое
внутреннее содержание рыночной инфраструктуры.
Информационная
составляющая выполняет важную роль
– она обеспечивает связь между
рыночной инфраструктуры с внешней
средой, каковой для нее выступает
вся остальная часть экономической
системы. Но информация идет не только
из рыночной инфраструктуры вовне, а и
возвращается обратно в институты рыночной
инфраструктуры. Идет непрерывный обмен
информацией между подсистемами, который
не может быть нейтральным процессом,
а является, по сути, непрерывным их взаимным
приспособлением. Здесь возникает необходимость
периодического закрепления сигналов
прямой и обратной связей, как для придания
устойчивости работе систем, так и для
фиксации достигнутого оптимума.
Пригодность
или непригодность самого института,
равно как и степень его
соответствия потребностям экономики,
не могут быть определены иначе, как
через регламентацию его деятельности
и контроль, прежде всего со стороны
государства. Из этой объективной необходимости
вырастает третий элемент рыночной
инфраструктуры – законодательство,
регулирующее функционирование рыночной
экономики и регламентирующее как
деятельность институтов рыночной инфраструктуры,
так и поведение хозяйствующих
субъектов вообще, по сути, задающее
«правила игры» в рыночной среде.
Таким
образом, внутреннее содержание рыночной
инфраструктуры дополняется ее внешним
содержанием – нормообразованием.
Но на этом нельзя останавливаться, характеризуя
состав элементов рыночной инфраструктуры.
Как можно заметить, все три
предшествующих элемента носили неодушевленный
характер, были лишены человеческого
начала. И если на этом характеристику
рыночной инфраструктуры завершить, то
проблему
Четвертый элемент рыночной инфраструктуры
рынка представляет собой –
уровень рыночного мышления и
поведения населения, его готовность
следовать правилам и закономерностям
функционирования рынка. Это тот
самый субъективный элемент рыночной
инфраструктуры, игнорирование которого
приводит к нежелательным последствиям
для рыночных преобразований
в переходных экономических системах.
Итак,
рассматривая содержание рыночной инфрастуктуры,
можно выделить 4 взаимопроникающие
составляющие: институциональную, информационную,
нормообразующую и ментальную, которые
в своей совокупности характеризуют
как внутреннее содержание рыночной
инфраструктуры, так и ее внешнее
выражение. [6]
2.3.
Инфраструктура рынка
России
В
настоящее время уровень развития
инфраструктуры товарных рынков в России
в целом и в регионах не соответствует
условиям свободного движения товаров.
В ходе экономических реформ нарушились
процесс товародвижения и существовавшие
между хозяйствующими партнерами взаимосвязи,
увеличились в процессе реализации
товаров, возросли издержки, цены, количество
нерациональных перевозок, бессистемно
осуществляется оптовая и торгово-посредническая
деятельность.
Мировой
опыт свидетельствует, что непременным
условием эффективности функционирования
экономики рыночного типа является
развитая инфраструктура товарного
рынка. Ее субъекты выполняют очень
важные функции: затаривание, расфасовка,
хранение товаров на складах, в холодильниках,
разукрупнение или наоборот увеличение
объемов поставок, транспортировка
и доставка продукции; предоставление
информации о спросе, предложении, ценах,
условиях продажи, местонахождении
товаров, финансовая помощь для поддержки
производства в некоторых случаях
и др.
В
услугах оптовых баз особенно
нуждаются мелкие и средние потребители,
так как из-за нетранзитных объемов
поставок им товаров только эти базы
могут предложить широкий ассортимент
продукции и гарантировать стабильное
и бесперебойное ее поступление.
Инфраструктура товарных рынков должна
создавать условия для поддержания
необходимого соотношения спроса и
предложения, сокращения времени реализации
товаров, ускорения оборота капиталов,
снижения издержек товарообращения и
цен, формирования эффективной конкурентной
среды.