Оценка роли инфраструктуры в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:34, реферат

Краткое описание

Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооружённых сил (начало XX в.). Он произошёл от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.

Файлы: 1 файл

Глава 1.Изучение.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

    Глава 1. Изучение понятия инфраструктуры

    1.1.Изучение  сущности, происхождения инфраструктуры

        Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооружённых сил (начало XX в.). Он произошёл от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.

    Одна  группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.

    Другие  понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания в виде её назначения в создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.

    Известна  и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которое призвано обеспечить беспрепятственное поле деятельности.

    В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. В экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы.

    Инфраструктура  — это обязательный компонент  любой целостной экономической  системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчинённый вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.

    Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

    Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

    При рассмотрении производственной инфраструктуры важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создаёт необходимые условия для его производства.

    Инфраструктурные  элементы экономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных  экономикой на инфраструктуру. Эти  функции с течением времени изменяются и всё более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком выступают её функции, состоящие в обеспечении производства.

    Особенностью  хозяйственной деятельности предприятий  инфраструктуры является то, что результат  их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не следует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу.

    Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

    Инфраструктура  рынка — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определённые функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

    1.2.Изучение  основных элементов  инфраструктуры рынка,  их                          

        характеристика

    Рассмотрим  основные элементы инфраструктуры современного рынка:

- биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

- аукционы, ярмарки и другие формы  организационного не биржевого  посредничества;

- кредитная система и коммерческие банки;

- эмиссионная система и эмиссионные банки;

- система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

- информационные технологии и средства деловой коммуникации;

- налоговая система и налоговая инспекция;

- система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

- специальные рекламные агентства,  информационные центры и агентства  средней массовой информации;

- торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

- таможенная система;

- профсоюзы работающих по найму;

- коммерческо-выставочные комплексы;

- система высшего и среднего экономического образования;

- аудиторские компании;

- консультативные (консалтинговые) компании;

- общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

- специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.

    В советской экономической литературе к инфраструктуре относили основную торговую сеть, постоянно действующие ярмарки, аукционы для оптовой реализации товара, коммерческие банки для обслуживания коммерческих кредиторов, складское хозяйство (элеваторы, холодильники), тарное и транспортное хозяйство, всякого рода биржи и информационную службу. В этом случае инфраструктура рынка имела расширительное толкование.

    Говоря  об организации торговой сети за рубежом, в числе получивших наибольшее распространение  и более перспективных форм стоит  выделить следующие:

    - супермаркеты — магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;

    - суперонтер — перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города;

    - конвинненсонтор — небольшой магазин с ограниченным числом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупным магазинам);

    - супертриадо — новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона супермаркета-склада, зона продажи товаров улучшенного качества;

    - драгонтер — розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карточки;

    - магазин-дискаунт — магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.

     Широкое распространение получают розничные конгломераты — корпорации свободной фирмы, объединяющие несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления. Представляют интерес и оптово-розничные клубы, членами которого являются мелкорозничные торговые фирмы (60%) и индивидуальные потребители (40%), вносящие 5% от цены товара.

     Таким образом, классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда и др. (рис. 1). 
 
 
 
 
 
 
 

      

    Рис. 1.Основные элементы инфраструктуры рынка

    На  рынке товаров и услуг инфраструктура представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночную информацию, занимающимися маркетингом, рекламой и т. д. Эта часть инфраструктуры охватывает огромное экономическое пространство между производителями и потребителями; её функционирование обеспечивает регулирование сбыта и обслуживание потребителей. Эта инфраструктура реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на товарном рынке.

    На  рынке труда инфраструктурой являются биржи труда, системы, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников.

    На  рынке ценных бумаг это в первую очередь фондовая биржа, где покупаются и продаются акции и облигации. Соединяя инвесторов и владельцев сбережений, биржа способствует межотраслевому и межрегиональному переливу капиталов.

    Инфраструктура  кредитного рынка — это современная двухуровневая банковская система (Центральный банк и коммерческие банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежные средства и превратить их в кредиты.

    Государственные финансы (центральные и местные бюджеты) также являются частью инфраструктуры рынка. Бюджеты через налоги, а также через расходы позволяют государству решать те проблемы, перед которыми отступает рынок.

    Следующий элемент инфраструктуры — это законодательство, правовая система, регулирующая взаимодействие участников рынка. Отсутствие или слабое развитие правовой системы превращает рынок в "дикий", а экономику делает криминальной.

    1.3.Изучение  функций, закрепляемых  за инфраструктурой

    Функционирование  инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны – обслуживание материального производства, с другой – воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.

    Функции инфраструктуры рынка следующие:

    1. Облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов.

    2. Повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности.

    3.   Организационное оформление рыночных отношений.

    4. Облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

    5. Подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.

    Функции социальной инфраструктуры:

    1. Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование);

Информация о работе Оценка роли инфраструктуры в рыночной экономике