Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:34, реферат
Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооружённых сил (начало XX в.). Он произошёл от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.
Глава 1. Изучение понятия инфраструктуры
1.1.Изучение сущности, происхождения инфраструктуры
Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооружённых сил (начало XX в.). Он произошёл от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.
Другие
понимают под инфраструктурой только
систему производственного
Известна
и такая точка зрения, согласно
которой инфраструктура составляет
накопленное материальное богатство,
как совокупность объектов и сооружений,
обеспечивающих необходимые материально-
В 40-е годы XX в. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. В экономической литературе эта проблема получила основное развитие в 70-е годы.
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчинённый вспомогательный характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики или политической системы в целом.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых в общественном разделении труда. Так, отделение ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.
Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовая торговля и т.д.), социальную инфраструктуру — совокупность объектов отраслей сфер обслуживания (транспорта и связей по обслуживанию населения, образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.), деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.
При рассмотрении производственной инфраструктуры важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создаёт необходимые условия для его производства.
Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразных функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и всё более обособляются от функций основного производства. Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком выступают её функции, состоящие в обеспечении производства.
Особенностью хозяйственной деятельности предприятий инфраструктуры является то, что результат их деятельности нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д. Не следует характеризовать инфраструктуру как вспомогательную и тем более как второстепенную сферу.
Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.
Инфраструктура рынка — это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определённые функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
1.2.Изучение основных элементов инфраструктуры рынка, их
характеристика
Рассмотрим основные элементы инфраструктуры современного рынка:
- биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
- аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
- кредитная система и коммерческие банки;
- эмиссионная система и эмиссионные банки;
- система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);
- информационные технологии и средства деловой коммуникации;
- налоговая система и налоговая инспекция;
- система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
-
специальные рекламные
- торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
- таможенная система;
- профсоюзы работающих по найму;
- коммерческо-выставочные комплексы;
- система высшего и среднего экономического образования;
- аудиторские компании;
- консультативные (консалтинговые) компании;
- общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
- специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, элементы инфраструктуры не навязаны извне, а порождены самими рыночными отношениями.
В
советской экономической
Говоря об организации торговой сети за рубежом, в числе получивших наибольшее распространение и более перспективных форм стоит выделить следующие:
- супермаркеты — магазины самообслуживания с преимущественно продовольственным ассортиментом;
- суперонтер — перспективный магазин по торговле скоропортящимися товарами, расположен чаще всего вне города;
- конвинненсонтор — небольшой магазин с ограниченным числом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупным магазинам);
- супертриадо — новая модель крупного магазина, имеющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зона супермаркета-склада, зона продажи товаров улучшенного качества;
- драгонтер — розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимаются кредитные и дебиторские карточки;
- магазин-дискаунт — магазин сниженных цен, реализует товары среднего качества по сравнительно невысоким ценам и др.
Широкое распространение получают розничные конгломераты — корпорации свободной фирмы, объединяющие несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления. Представляют интерес и оптово-розничные клубы, членами которого являются мелкорозничные торговые фирмы (60%) и индивидуальные потребители (40%), вносящие 5% от цены товара.
Таким
образом,
классическая инфраструктура рынка включает
товарные биржи, фондовые биржи, биржи
труда и др. (рис.
1).
Рис. 1.Основные элементы инфраструктуры рынка
На рынке товаров и услуг инфраструктура представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, фирмами, предоставляющими участникам рыночную информацию, занимающимися маркетингом, рекламой и т. д. Эта часть инфраструктуры охватывает огромное экономическое пространство между производителями и потребителями; её функционирование обеспечивает регулирование сбыта и обслуживание потребителей. Эта инфраструктура реагирует на сигналы, идущие от спроса, и обеспечивает равновесие на товарном рынке.
На рынке труда инфраструктурой являются биржи труда, системы, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников.
На рынке ценных бумаг это в первую очередь фондовая биржа, где покупаются и продаются акции и облигации. Соединяя инвесторов и владельцев сбережений, биржа способствует межотраслевому и межрегиональному переливу капиталов.
Инфраструктура кредитного рынка — это современная двухуровневая банковская система (Центральный банк и коммерческие банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежные средства и превратить их в кредиты.
Государственные финансы (центральные и местные бюджеты) также являются частью инфраструктуры рынка. Бюджеты через налоги, а также через расходы позволяют государству решать те проблемы, перед которыми отступает рынок.
Следующий элемент инфраструктуры — это законодательство, правовая система, регулирующая взаимодействие участников рынка. Отсутствие или слабое развитие правовой системы превращает рынок в "дикий", а экономику делает криминальной.
1.3.Изучение функций, закрепляемых за инфраструктурой
Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны – обслуживание материального производства, с другой – воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.
Функции инфраструктуры рынка следующие:
1. Облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов.
2. Повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности.
3. Организационное оформление рыночных отношений.
4. Облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
5. Подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка.
Функции социальной инфраструктуры:
1. Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование);
Информация о работе Оценка роли инфраструктуры в рыночной экономике