Оценка роли инфраструктуры в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:34, реферат

Краткое описание

Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооружённых сил (начало XX в.). Он произошёл от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение. Несмотря на широкое использование, существуют различные трактовки этого понятия.

Файлы: 1 файл

Глава 1.Изучение.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

    2. Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение);

    3. Предотвращение снижения производительности  труда в течение рабочего дня (общественное питание, пассажирский транспорт);

    4. Обеспечение условий для отдыха  работников, повышение их культурного  уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

    Функции 2 и 3 можно рассматривать применительно  к производству.

    Инфраструктура  есть категория, обозначающая сферу  услуг, организационно и материально  обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая деятельность этих посреднических структур.

    Рыночная  инфраструктура представляет услуги, связанные с четырьмя основными  функциями:

    1. Снижение степени риска благодаря различным видам страхования, аудиторской деятельности, консалтинговым, сертификационным услугам;

    2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет факторинга, брокерских и маклерских услуг, качественной и быстрой контрактной подборки работников и подрядчиков, применения усовершенствованных специальных средств связи. Одним из важных факторов, оказывающих решающее воздействие на скорость оборота средств, является быстрая и бесперебойная работа банковской системы по приему, переводу и выдаче платежей различных экономических субъектов;

    3. Развитие предприятий за счет расширения деятельности аренды и лизинга, эмиссии ценных бумаг, профессиональной подготовки и переподготовки работников в сфере менеджмента, инжиниринга; дальнейшего роста мелких и средних предприятий.

    4. Содействие маркетингу по доведению товаров и услуг до потребителей с применением рекламы и других средств продвижения, использование прикладных исследовательских работ по изучению спроса потребителей, ёмкости конкретных рынков.

     Экономическое назначение рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы снабдить рыночно функционирующую часть национального хозяйства рыночными сигналами, необходимыми для успешной работы относительно изолированных субъектов рынка. Исполняя эту функцию, рыночная инфраструктура частично выполняет координирующую роль, которая ранее была свойственна народнохозяйственному планированию.

    Политическое  назначение рыночной инфраструктуры заключается  в создании стабильно функционирующего хозяйственного комплекса, чутко реагирующего на косвенные управляющие воздействия со стороны государственных учреждений. Кроме того, государственные предприятия и организации, активно участвующие в деятельности рыночной инфраструктуры, определяют характер производственных отношений и непосредственно проводят в жизнь меры национальной экономической политики.

    Социальное  назначение рыночной инфраструктуры выражается в расширении возможностей занятости  населения и свободного выбора каждым членом общества подходящего ему  места в системе общественного разделения труда. Специфика работы посреднических предприятий, выполняющих разного рода услуги, состоит в том, что для занятия ими требуются не только глубокие знания и профессионализм, но и творческий подход.

    Выводы 

    1)Рыночной экономике необходима инфраструктура – система взаимосвязанных специализированных организаций, она неотъемлемая часть рынка, следовательно, её изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

    2)Рассмотренные выше инфраструктурные элементы являются неотъемлемой частью рыночных отношений. Эффективное функционирование рынка невозможно без существования этих институтов. Каждый из них отвечает за оптимальное взаимодействие отдельных сфер рынка. Они отражают реальные экономические тенденции, существующие на рынке, обеспечивают процесс производства, распределения и потребления продукции.

    3)Изменения в экономике страны не могут не отразиться на её структурных институтах: учреждениях, организациях, обслуживающих и обеспечивающих взаимодействие отдельных частей экономики, в том числе и на инфраструктуре рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Анализ инфраструктуры рынков: проблемы и задачи

    2.1. Рассмотрение развития инфраструктуры рынка в России

    В настоящее время уровень развития инфраструктуры товарных рынков в России в целом и в регионах не соответствует  условиям свободного движения товаров. В ходе экономических реформ нарушились процесс товародвижения и существовавшие между хозяйствующими партнерами взаимосвязи, увеличились в процессе реализации товаров, возросли издержки, цены, количество нерациональных перевозок, бессистемно осуществляется оптовая и торгово-посредническая деятельность.

    Мировой опыт свидетельствует, что непременным  условием эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая инфраструктура товарного  рынка. Её субъекты выполняют очень важные функции: затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, разукрупнение или наоборот увеличение объёмов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь для поддержки производства в некоторых случаях и др.

    В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние потребители, так как из-за нетранзитных объёмов поставок им товаров только эти базы могут предложить широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное её поступление. Инфраструктура товарных рынков должна создавать условия для поддержания необходимого соотношения спроса и предложения, сокращения времени реализации товаров, ускорения оборота капиталов, снижения издержек товарообращения и цен, формирования эффективной конкурентной среды.

    В настоящее время в России насчитывается  около 20 тыс. посреднических организаций  с численностью более 600 тыс. человек. Доля реализации товаров организациями  оптовой торговли в общем объёме отгружаемой изготовителями продукции составляет около 25%. Два года назад она не превышала 10%, но и нынешний уровень ещё не соответствует потребностям рыночной экономики. В развитых странах количество объектов инфраструктур и численность занятых в них в несколько раз больше. Например, в Германии доля реализации товаров через оптовых посредников составляет 40%.

    Условия рынка ставят задачу увеличения количества торгово-посреднических предприятий  и организаций, и, прежде всего - реализующих товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, оказывающих чисто посреднические и информационные услуги, а также более равномерного их размещения на территории России. Более 70% предприятий и организаций оптовой торговли сосредоточено в пяти регионах: Центральном – 24%, Западно-Сибирском - около 14%, Поволжском и Уральском - более 11%, Северо-Кавказском - 10%.

    Основная  часть объектов оптовой торговли (95%) - негосударственные, 90% всех предприятий  являются малыми с численностью работников до 25 человек, а на 58% предприятий занято лишь до пяти человек.

    Наиболее  распространённая организационно-правовая форма хозяйствования указанных предприятий - товарищество с ограниченной ответственностью (52% общего их числа), 18% составляют индивидуальные частные предприятия, 13% - акционерные общества закрытого типа, 9% - открытого типа, 10% - предприятия других форм.

    Предприятия оптовой торговли располагают складами общей площадью 63 млн. м2. На одно товарищество с ограниченной ответственностью в среднем приходится складской площади 244 м2 и ёмкость холодильников -  12 т, на акционерное общество открытого типа - соответственно 13500 м2 и 513 т, акционерное общество закрытого типа - 847 м2 и 38 т, индивидуальное частное предприятие - 41 м2 и 2,3 т.

    Складские площади загружены на 40-60%, остальная  часть сдаётся в аренду, используется на условиях кооперации или продаётся промышленным предприятиям и коммерческим структурам. Однако, несмотря на наличие значительного количества складских площадей, не хватает высокомеханизированных складов с соответствующим комплексом сервисных услуг. Поэтому требуются модернизация складских площадей, доведение доли активной части основных фондов торгового назначения до 35-40%.

    Важной  проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы соответствующего информационного обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, никто не учитывает создаваемые базы данных о состоянии и развитии товарных рынков, не координирует деятельность производителей информации и не обеспечивает их взаимовыгодное сотрудничество. В результате, несмотря на большое число фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна из них не имеет надёжную и полную информацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное положение, цены, конкурентоспособность, условия продажи, формы обслуживания).

    Не  отвечает объективным требованиям  и нормативно-правовое обеспечение  торговых отношений, не сформирована его  чёткая система и достаточная законодательная основа. Количество правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и ведомствами, даже не поддаётся учёту. Нормативные акты рассогласованы между собой на стадии подготовки, принятия и действия, некоторые из них не отражают все стороны и аспекты функционирования товарных рынков, а многие необходимые - ещё не разработаны. В нормативной документации есть много противоречий. Эффективность правовой системы в целом и отдельных её составляющих не определяется.

    Проблемно развито и производство тароупаковочной продукции. Её выпускают около 4000 предприятий самых различных отраслей промышленности, в том числе 78 предприятий (из них 21 специализированное) - картонную тару, 71 (6 специализированных) - полимерную, 38 - металлическую и более 2000 - деревянную тару.

    Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности составляют 12-14 трлн. руб. в год. Доля российской продукции, продаваемой  в расфасованном и упакованном  виде, равняется всего лишь 30%, при  этом одна треть упаковки - импортная.

    Что касается системы транспортно-экспедиционных услуг, то она формируется стихийно, причем идёт интенсивный процесс дезинтеграции, в то время как в развитых странах происходит интеграция складского бизнеса в крупные компании (оказывающие транспортно-экспедиционные, консалтинговые, информационные услуги) и товарораспределительные центры. Это позволяет рационализировать грузо-движение, обеспечивать экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.

    2.2. Рассмотрение уровней  анализа инфраструктуры

    В зависимости от уровня анализа инфраструктуру можно рассматривать на трёх уровнях: микро-, медиум - и макроуровнях.

    На  микроуровне инфраструктура представляет собой совокупность инженерно – технических сооружений, необходимых для функционирования любой фирмы, независимо от индивидуального технологического прогресса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод.

    На  медиумуровне (нередко говорят «мезоуровень») инфраструктура представляет собой совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: республика, край, область, город, посёлок, село. Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т. д.

    На  макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.

    Инфраструктура  на макроуровне подразделяется на производственную, социально – бытовую и институциональную.

    Производственная инфраструктура – это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т.д.

    Социально – бытовая инфраструктура – это совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.

Информация о работе Оценка роли инфраструктуры в рыночной экономике