Место государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства на сегодняшний день является актуальным. Вряд ли в настоящее время кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.
Целью данной работы – это рассмотреть функции, роль и выявить основной проблемы для государства в рыночной экономике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Государство в рыночной экономике…………………………………………….5
1.1. Государство как субъект экономики………………………………………5
1.2. Функции государства в рыночной экономике …….……………………15
2. Место государства в рыночной экономике……………………………….…..28
2.1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…..28
2.2. Проблемы вмешательства государства в рыночную экономику ……..…32
Заключение………………………………………………………………….………37
Библиография………………………………………………………………………39
Приложения
Приложение 1…………………………………………………………………..…..41

Файлы: 1 файл

экономтеория.docx

— 70.47 Кб (Скачать)

    Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3 

1. Государство в рыночной экономике…………………………………………….5

  1.1. Государство как субъект экономики………………………………………5

  1.2. Функции государства в рыночной экономике …….……………………15

2. Место государства в рыночной экономике……………………………….…..28

  2.1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…..28

  2.2. Проблемы вмешательства государства в рыночную экономику ……..…32 

Заключение………………………………………………………………….………37 

Библиография………………………………………………………………………39

Приложения

Приложение 1…………………………………………………………………..…..41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Изучение  экономической роли государства  на сегодняшний день является актуальным. Вряд ли в настоящее время кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.

    Целью данной работы – это рассмотреть  функции, роль и выявить основной проблемы  для государства в  рыночной экономике.

    Объектом  исследования является государство, а  субъектом – рыночная экономика.

    Основной  проблемой исследования, стала проблема государственного вмешательства в экономику, характерная для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.  Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться  государственное  и рыночное регулирование, и  каковы границы и направления государственного вмешательства,  существует достаточно широкий  спектр  теоретических  воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в  управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается,  что эффективной может быть  только  экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

    Разновидность хозяйства,  в котором существовала  крайне  высокая степень государственного монополизма,  была построенная в  нашей стране - централизованно управляемая  экономика.  В ее основе лежало планирование,  т.е. централизованное решение вопросов о том,  в каком количестве и  что производить,  какие при  этом  должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и  капитал, какова должна быть оплата труда  и т.д.  Здесь о регулировании говорить не приходится:  государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия  форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?", одной единственной формой собственности - государственной,  а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Задача составления сбалансированного плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже  в маловероятном случае появления сбалансированного плана - система, где все действия  экономических  субъектов  расписываются  на пять лет вперед,  оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям. 

    Остается  рыночный путь развития.  Но  в  рыночном  хозяйстве  государству  приходится постоянно  корректировать свое влияние.  Перед государством не стоят такие задачи,  как  непосредственное  производство  и распределение  ресурсов,  товаров  и услуг.  Но оно не имеет и  права свободно распоряжаться ресурсами,  капиталом и  произведенными товарами,  как это делается в распределительной экономике. Государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.

    Рыночная  система - это, прежде всего гибкость и динамизм в  принятии решений, как  со стороны  потребителей, так и  со стороны производителей.  Государственная  политика просто не  имеет  права  отставать  от изменений в рыночной системе,  иначе она превратится  из эффективного стабилизатора и  регулятора в  бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.  
 
 
 
 

    1. государство в  рыночной экономике 

    1.1. Государство как субъект экономики 

    Роль государства  в экономических системах.

    Государство является неотъемлемым субъектом экономики  в любой экономической системе. Во всех экономических системах государство  выполняет функции по поддержанию  общественного порядка, законности, организации национальной обороны, денежного обращения, осуществляет сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских организаций  и т. д. Несмотря на схожесть некоторых  задач, место и роль государства  в экономике различаются в  зависимости от того или иного  вида экономической системы.

    Существенные  позиции государство занимает в  традиционной экономике. В условиях отсталой, примитивной техники, не позволяющей  обеспечить экономический рост, государство  выполняет важные распределительные  функции, осуществляя перераспределение  значительной части национального  дохода. Эти средства направляются государством на оказание материальной поддержки беднейшим слоям населения.

    В плановой экономике роль государства  достигает значительных масштабов. Особенно это характерно для командной  плановой экономики, функционирующей  преимущественно на основе административных методов хозяйствования. В условиях командной плановой экономики государство  сосредотачивает в своих руках  экономическую власть, принимает  основные экономические решения (что, сколько, как и для кого производить), распоряжается государственной  собственностью, которая занимает доминирующее место в экономике. 

    Государство стремится достичь сбалансированности, пропорциональности в экономике  посредством директивного планирования. До хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) из единого планового  центра (министерства, комитета) доводятся планы работы, утверждаются цены, определяются и прикрепляются поставщики, регламентируется сбыт. Органы государственной власти строго контролируют выполнение планов. Объективной основой директивного планирования является наличие в экономике только одного собственника — государства. Директивное планирование активно использует такие методы регулирования, как принуждение и поощрение.

    Чрезмерное  сосредоточение экономических функций  в руках государства приводит к возникновению крайней формы  командной экономики — огосударствленной  экономики. Слишком большое расширение сферы деятельности государства  в экономике, выполнение несвойственных ему функций способствуют снижению эффективности его функционирования, замедлению темпов экономического роста, возникновению диспропорций. В странах  с командной экономикой, в частности  в бывшем СССР, предпринимались неоднократные  попытки, направленные на разгосударствление экономики, передачу части функций  от государства хозяйствующим субъектам (предприятиям, учреждениям и т. д.). Снимались различные регламентации  с деятельности государственных  организаций, стимулировалось применение экономических методов хозяйствования. Однако все рекомендации и предложения  по совершенствованию хозяйственного механизма разрабатывались применительно  к условиям односекторной, а именно огосударствленной модели экономики. В результате все эти меры не давали соответствующего экономического эффекта.

    В рыночной экономике государство  освобождается от несвойственных ему  функций (удовлетворение полностью  совокупного спроса, директивное  планирование и др.). Оно занимается тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя и  чего избегает частный сектор экономики.

Место государства  в рыночной экономике.

    Ныне  большинство экономистов единодушны в том, что государство является неотъемлемым субъектом рыночной экономики. В то же время существуют различные точки зрения относительно функций, которые должно выполнять государство, а также масштабов вмешательства государства в экономику. Эволюция этих взглядов во многом определяется той или иной стадией развития рыночной экономики.

    В период становления рыночных отношений  в XVII и XVIII веках признавалось государственное регулирование экономики. Однако оно распространялось только на две отрасли экономики: торговлю и промышленность. Данная позиция нашла отражение в теории меркантилизма, господствующей в тот период в экономической мысли. Поддержка государственного регулирования экономики в наибольшей мере проявилась во Франции. Французский меркантилизм характеризуется установлением жестких запретительных ввозных пошлин и протекционистской политикой развития местной промышленности.

    По  мере развития рыночных отношений взгляды  на государственное регулирование  экономики изменились. Возобладала  концепция, согласно которой государство  должно свести к минимуму вмешательство  в экономику. Наиболее полно такой  подход обоснован в трудах сторонников  классической школы, экономического либерализма. Согласно этой теории, оптимальной  экономической системой является та, которая гарантирует свободу  личной инициативы экономических субъектов  и отвергает необходимость широкого вмешательства государства в  экономику. Государству отводится  лишь роль регулятора общего равновесия экономики и экономического законодательства.

    Дальнейшее  развитие рынка, углубление общественного  разделения труда показало, что рыночные отношения обеспечивают эффективное  распределение ресурсов, использование  достижений науки, постоянный рост качества товаров и т. д. Вместе с тем  опыт свидетельствует о невозможности  с помощью только этих отношений  выявить и реализовать потребности  общества во многих благах. Более того, рыночные методы хозяйствования порождают  ряд отрицательных социальных последствий. Все это приводит к распространению государственного регулирования на многие сферы экономики.

    Возможность и необходимость государственного регулирования рыночной экономики  возникает в результате следующих  причин: роста концентрации производства и капитала; обострения внутренних противоречий рыночной экономики; усиления международной конкуренции; милитаризации  экономики.

    Рост  концентрации производства и капитала создает объективные предпосылки  для вмешательства государства  в экономику. При этом экономическая  деятельность государства осуществляется прежде всего в интересах частного бизнеса.

    Развитие  рыночной экономики приводит к появлению  ряда негативных последствий, которые  обостряют ее внутренние противоречия, замедляют темпы экономического роста. Возникновение крупных предприятий, новых отраслей, потребность в  строительстве дорог, мостов, коммуникаций и т. д. требуют больших затрат. В то же время возврат этих средств, получение по ним прибыли характеризуются  большим риском. Поэтому бизнес остерегается вкладывать свои средства в эти сферы  экономики. Однако без них дальнейшее социально-экономическое развитие общества, включая частный бизнес, крайне затруднительно. В этих условиях рынок вынужден несколько сократить  свои масштабы и предоставить возможность  государству участвовать в экономической  деятельности наряду с частным бизнесом.

    Характерная для рыночной экономики тенденция  к монополизации, обострению социальных отношений, нерациональному использованию  природных ресурсов и т. д. также  расширяет сферу деятельности государства.

    Усиление  роли государства в экономике  происходит также в результате обострения международной конкуренции. Сложности  сбыта продукции на внутреннем рынке  возрастают, а доступ к внешним  рынкам все более затрудняется. Для  укрепления своих позиций на мировом  рынке, защиты национальных производителей от иностранной конкуренции предприниматели  вынуждены прибегать к защите государства.

    Существенное  влияние на укрепление позиций государства  оказывает милитаризация экономики. Развитие новых отраслей военного производства требует огромных затрат, связанных  с риском потери капитала в случае свертывания этого производства в дальнейшем. Так как частные  предприниматели не намерены взять  на себя этот риск, то такие отрасли  создаются государством.

    Таким образом, на определенном этапе развития рыночной экономики появляются объективные  предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в  экономику. Увеличиваются государственные  расходы на образование, социальное обеспечение, научные исследования, делаются попытки ограничить стихийное  развитие рынка, усилить элементы планирования.

Информация о работе Место государства в рыночной экономике