Место государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства на сегодняшний день является актуальным. Вряд ли в настоящее время кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.
Целью данной работы – это рассмотреть функции, роль и выявить основной проблемы для государства в рыночной экономике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Государство в рыночной экономике…………………………………………….5
1.1. Государство как субъект экономики………………………………………5
1.2. Функции государства в рыночной экономике …….……………………15
2. Место государства в рыночной экономике……………………………….…..28
2.1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…..28
2.2. Проблемы вмешательства государства в рыночную экономику ……..…32
Заключение………………………………………………………………….………37
Библиография………………………………………………………………………39
Приложения
Приложение 1…………………………………………………………………..…..41

Файлы: 1 файл

экономтеория.docx

— 70.47 Кб (Скачать)

    Опыт  развития рыночных отношений показывает, что несовершенства рынка, порождающие  острые социально-экономические последствия, могут привести к краху рынка  как экономической системы. Для  того чтобы избежать такого рода последствий, государство должно активнее вмешиваться  в экономику, корректировать проявление рыночных отношений.

    Большой вклад в переосмысление места  и роли государства в рыночной экономике внесла кейнсианская теория. Ее основатель Дж. М. Кейнс обосновал  концепцию о необходимости государственного регулирования на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, инвестиции, занятость, потребление, сбережения и  т. д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними. Экономическая программа  кейнсианства предлагает использование  различных методов государственного регулирования экономики: увеличение расходов государства, расширение общественных работ, проведение активной инфляционной и налоговой политики, циклическое  балансирование бюджета, ограничение  роста зарплаты, регулирование занятости. Основная идея кейнсианства заключается  в том, что стихийное развитие рынка не является идеальной моделью функционирования рыночной экономики как экономической системы. Саморегулирующийся рынок не в состоянии обеспечить полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также непрерывный рост экономики. Кейнсианство является доминирующей экономической доктриной эпохи смешанной экономики. Она господствовала в развитых странах до конца 60-х — начала 70-х годов.

    В 70-е годы кейнсианский подход к роли государства в рыночной экономике  был подвергнут критике. В этот период в теории и на практике возобладали  точки зрения, отстаивающие основные постулаты неоклассической доктрины (концепция монетаризма, теория рациональных ожиданий, теория предложения и т. д.). Приоритет стал отдаваться необходимости  автоматического поддержания рынка, свободе частного предпринимательства. Государству же предлагается лишь косвенно влиять на развитие экономики через  разумную денежно-кредитную политику. Наиболее полно такой подход проявился  в Великобритании в период правления  М. Тэтчер,

    а также в США при Р. Рейгане. Вместе с тем в этот же период в ряде стран успешно шел процесс  углубления государственного регулирования  экономики (Швеция, Германия).

    Сторонниками  активного государственного регулирования  экономики выступают представители  концепции институционализма. Они  критикуют теории автоматического  регулирования рыночной экономики. Основное направление исследований институционализма — общественные мотивы в поведении людей, а не «личные интересы» субъектов  экономических отношений. Такой  подход во многом предопределяет существенную роль государства в экономике. В  странах Западной Европы институционализм получил развитие после Второй мировой  войны. Многие положения институционализма  были использованы на практике в области  планирования, социального контроля над механизмом общественного воспроизводства.

    Наиболее  существенные позиции государство  занимает во Франции, ФРГ, Скандинавских  странах, Испании, Японии. Гораздо меньшую  роль играет государство в США, Канаде, Австралии. Значительное место государство  занимает в социально-экономическом  развитии развивающихся стран, стран  с переходной экономикой.

    Государство в социальной рыночной экономике.

    По  мере развития рыночной экономики, ее трансформации в социально ориентированную  рыночную экономику значение государства  в развитии общества усиливается. Активное участие государства в экономике  — характерный признак социальной рыночной экономики.

    Основная  цель деятельности государства в  социальной рыночной экономике состоит  в поддержании социально-экономической  стабильности, в обеспечении максимально  высокого уровня благосостояния, социального  прогресса, в сохранении общественных ценностей, окружающей природной среды  на основе экономической свободы, конкуренции, частной инициативы. В социальной рыночной экономике такие макроэкономические цели, которые в смешанной экономике  традиционно возлагаются на государство (стабилизация цен, равновесие экономики  и др.), дополняются социальными  целями. Таким образом, экономическая  деятельность государства в социально  ориентированной рыночной экономике  направлена на устранение несовершенств  рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений  как таковых.

    Роль  государства в рыночной экономике.

    Прежде  всего необходимо определить, что  включает в себя понятие  государственное  регулирование:

    Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

    Причины государственного вмешательства в  экономику

    Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в экономику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:

  • обеспечение национальной обороны;
  • отправление правосудия;
  • организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
  • образование юношества;
  • сбор налогов для оплаты нужд государства.

    По  мере развития раночных хозяйств возникли и обострились экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения  воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные  кризисы, массовая безработица, нарушения  в денежном обращении, обострившаяся  конкуренция на мировых рынках требовали  общегосударственной экономической  политики.

    По  сей день никто не оспаривает необходимость  этих функций, кроме того, к  ним  добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые  в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.

    Стоит отметить, что среди экономистов  нет единого мнения о том, в  какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и  функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.

    В плановой экономике государство  играет решающую роль в определении  всех экономических пропорций. При  построении системы государственного регулирования экономики здесь  господствует принцип «максимальной  возможности»: все экономические  процессы, которые в принципе поддаются  централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система  государственного управления предстает  как основной регулятор хозяйственных  пропорций, тогда как в странах  с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

    В рыночной экономике основным регулятором  экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно  строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно  государственное регулирование.

    Как уже отмечалось представления различных  экономистов и политиков о  том, какие именно процессы могут  регулироваться государством и какие  – рынком, не совпадают. Поэтому  степень государственного вмешательства  в экономику неодинакова в  различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась  своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50–80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике. 

    Задачи  государственного регулирования.

    Государственное регулирование экономики решает различные задачи, выступающие на передний план в тот или иной период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение  прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание  внешнеэкономического равновесияпутем  активизации или сдерживания  экспорта либо импорта разных товаров  или капитала. 

    Уровень государственного (макроскопического) регулирования сложился после самого глубокого в истории капитализма  кризиса 1929 – 1933 гг. (так называемого великого кризиса), особенно после Второй мировой войны. Этот кризис показал, что существовавший в то время “двухслойный” хозяйственный механизм не способен был обеспечивать более или менее стабильное состояние и развитие капиталистической экономики, а следовательно, и общества в целом. Стало очевидным, что без резкого усиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего. Заметное повышение роли государства в экономике отчетливо выразилось, например, в увеличении совокупных расходов по отношению к ВВП.

    После Второй мировой войны во всех странах  Запада в полной мере сформировались многогранные системы госурегулирования. Причем в организации этих систем преобладает общее, а не частное, хотя последнее немаловажно.    

      

        1.2. Функции государства в рыночной экономике 

    Экономические функции государства определяются потребностями нормального функционирования рыночной экономики, обеспечения конкуренции  и частичного предпринимательства.  Государство как сознательный субъект  должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. Оно должно постоянно  контролировать результаты регулирования  и своевременно принимать меры для  погашения негативных последствий. Следовательно, государственная деятельность не должна переходить границы, угрожающие рыночному механизму. Государство  интегрируется в рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся  динамизмом рыночной экономики, ее социальной ориентацией, направляемой государством.

    Функции государства развивались в двух направлениях: поддержание и облегчение функционирования рыночного механизма, а также усиление и модификация  рыночной системы в соответствии с изменением условий развития.

    Конкретные функции указанных направлений приведены в «Приложении 1».

    Фиаско  рынка – это случаи, когда рынок  оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных  ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

  1. монополия;
  2. несовершенная информация;
  3. внешние эффекты;
  4. общественные блага.

    Во  всех этих случаях приходит на помощь государство. Оно пытается решить эти  проблемы, осуществляя антимонопольную  политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Тем не менее, доля государственных расходов в валовом национальном продукте во всех развитых странах в ХХ в. имеет обычно тенденцию к росту. К тому же обычно государство проводит антиинфляционную и антимонопольную политику, стремится сократить безработицу. В последние десятилетия всё более активно оно участвует в регулировании структурных изменений, стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать высокие темпы развития национальной экономики. Если к этому добавить региональное и внешнеэкономическое регулирование, то станет очевидно, почему роль государства в течение ХХ в. неуклонно возросла.

Информация о работе Место государства в рыночной экономике