Место государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства на сегодняшний день является актуальным. Вряд ли в настоящее время кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.
Целью данной работы – это рассмотреть функции, роль и выявить основной проблемы для государства в рыночной экономике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Государство в рыночной экономике…………………………………………….5
1.1. Государство как субъект экономики………………………………………5
1.2. Функции государства в рыночной экономике …….……………………15
2. Место государства в рыночной экономике……………………………….…..28
2.1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…..28
2.2. Проблемы вмешательства государства в рыночную экономику ……..…32
Заключение………………………………………………………………….………37
Библиография………………………………………………………………………39
Приложения
Приложение 1…………………………………………………………………..…..41

Файлы: 1 файл

экономтеория.docx

— 70.47 Кб (Скачать)

    2.2. Проблемы вмешательства государства в рыночную экономику 

    Рыночный  механизм свободной конкуренции  имеет много достоинств, его возможности  велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной  конкуренции не срабатывает и  требуется вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация  денежного обращения.

    Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм, свободного рынка  позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме  через спрос. Однако существуют такие  потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного  пользования: национальная оборона, государственное  управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, вакцинация, охрана общественного порядка и  др. Здесь не обойтись без вмешательства  государства в экономику.

    В-третьих, устранение государством последствий  внешних эффектов. В процессах  рыночного производства и потребления  могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения  и не фиксируемые рынком. Эти внешние  эффекты нарушают рыночное равновесие и обуславливают неоптимальное  распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства  в экономику.

    Функции, выполняемые государством по организации  денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

    Если  обратиться к реальному конкурентному  рынку, то обнаружатся новые области  экономической жизни, где проявляется  ограниченность механизма рынка, что  делает необходимым более широкое  участие государства в хозяйственных  процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.

    Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом. Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. К таким людям относятся дети, безработные, люди преклонного возраста. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов. Здесь минимальная граница вмешательства государства является подвижной, на нее влияют текущее состояние экономики, уровень жизни в стране, определяющий потребительские стереотипы. А максимальная граница определяется следующим: размером социальных выплат, которые должны быть согласованы с возможностями государства; размеры налогов не должны подрывать экономические стимулы владельцев факторов производства; при определении объемов и сроков выплат соц. пособий необходимо учитывать негативные эффекты рабочей силы и рыночный механизм в целом.

    Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством не мало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

    Развитие  фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при освоении перспективных видов новой техники и технологии.

    Реализация  национальных интересов в мировой  экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.

    Таковы  верхние максимально допустимые границы вмешательства государства  в рыночную экономику. Эти рамки  достаточно широки для того, чтобы  разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего  механизма рынка позволил решить основные социально-экономические  проблемы современного общества.

    Если  же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет  рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными последствиями. Появляются так называемые изъяны или «провалы» государства. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

    В соответствии с теорией общественного  выбора на выработке и реализации управленческих решений негативно  сказываются ограниченность доступной  информации, неспособность государства  полностью контролировать реакцию  контрагентов  на свои действия, несовершенство политического процесса, ограниченность контроля над государственным аппаратом  и др. На практике выбор оптимальных  форм и методов государственного регулирования оказывается не таким  простым, как могло показаться на первый взгляд.

    Например, принятие решений государственными институтами часто сопровождается соображениями о личной выгоде. Среди  множества факторов, влияющих на эффективность  государственного регулирования, выделяют и конъюнктурные внутриполитические обстоятельства. Стабильно чередуются определённые формы экономической  политики, обусловленные движением  рейтинга правительства и тем, на какой стадии находится борьба за политическую власть (выборы). Колебания  объёма производства и занятости, связанные  с изменением экономической политики для победы на выборах, назвали политико-экономическим  циклом.

    Качество  принимаемых решений зависит  от квалификации, профессионализма и  компетентности государственных чиновников, их восприимчивости к инновациям. Важную роль при этом играют относительная автономия аппарата экономического управления, изоляция его от воздействия чисто политических факторов, преемственность управленческих кадров и эффективная система их материального стимулирования.

    В результате негативных эффектов правительственные  программы не столько устраняют  недостатки рынка, сколько способствуют неэффективному распределению ресурсов и неравенству доходов. На практике редко встречаются идеальные  решения. Однако наличие изъянов  государства само по себе не предполагает однозначного выбора в пользу ничем  не ограниченного действия рыночных сил, поскольку существуют изъяны рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

 

    Изучение  данной темы дает обильную пищу для  размышлений. Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микро уровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

    Конечно, вмешательство государства в  экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть  излишне административно  «зарегулирована», так как  это  ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться  в те сферы экономики, где его  вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

    В целом трудно переоценить роль государства  в экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в  экономике дает ему и некоторые  преимущества. Главное из них –  возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

    В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиография

  1. Костюк  В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва, 1998.
  2. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2000.
  3. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК, 1997.
  4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика под общей ред. проф., д.э.н. Сидоровича А.В. М.: ДИС, 1997.
  5. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика/ Перевод с английского – С.-П., 1994.
  6. Максимова В.Ф., Шишов А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 1992.

        7. Управление государственной собственностью  под ред. д.э.н. В.И.Комкина,    к.э.н. В.М.Шупыро. М.: Инфра-м, 1997.

  1. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Перевод с английского, М., 1993. 
  2. Экономика под ред. д.э.н., проф. А.С.Булатова. М.: Юристъ, 1999.
    1. Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под ред. А. В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 1998.
    1. Бартлинг Г., Луциус Г. Основы учения о рыночной экономике / Под ред. И. И. Столярова. М.: Агент, 1997.
    2. Бусыгин В. П., Кокович С. Г., Цыплаков А. А. Методы микроэкономического анализа: фиаско рынка. Новосибирск, 1996.
    3. Государственное регулирование рыночной экономики. Уч. пособие. М.: Дело, 2001.
    4. Государственное регулирование экономики в современных условиях. М.: ИЭ РАН, 1998.
    5. Долан Э. Д., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. М.: «Автокомп», 1996.
    6. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебное пособие, 1998.
    7. Колтунова В. М. Основы рыночной экономики. Ч.2. Новгород, 1998.
    8. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
    9. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. М.: Дело, 1995.
    10. Лившиц А. Ю. Экономика реформ в России и её цена. М.: Экономика, 1994.
    11. Лившиц А. Ю. Введение в рыночную экономику. М.: Высшая школа, 1996.
    12. Луссе А. Микроэкономика. Краткий курс. С.-П.: «Питер», 2001.
    13. Национальное богатство в условиях формирования рыночных отношений. М.: Наука, 1995.
    14. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2001.
    15. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: ИЭ РАН, 1997.
    16. Рыночная экономика. Учебник. Ч.1 /Под ред. В. Ф. Максимова. М.: «Соминтек», 1996.
    17. Современная экономика. / Под ред. Мамедова О. Ю. – Ростов на Дону: Феникс, 1998.
    18. Юрьева Т. В. Социальная рыночная экономика. М.: Русская деловая литература, 1999.
 
 
 
 

    «Приложение 1»

    «Таблица 1»

    Функции государства. 

Информация о работе Место государства в рыночной экономике