Место государства в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства на сегодняшний день является актуальным. Вряд ли в настоящее время кто – либо попытается доказывать, что современное рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. В настоящее время трудно представить себе общество, где бы государство ни осуществляло активную бюджетно-налоговую политику, где бы оно ни регулировало сферу финансовых отношений, не занималось решением социальных и других важных проблем.
Целью данной работы – это рассмотреть функции, роль и выявить основной проблемы для государства в рыночной экономике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Государство в рыночной экономике…………………………………………….5
1.1. Государство как субъект экономики………………………………………5
1.2. Функции государства в рыночной экономике …….……………………15
2. Место государства в рыночной экономике……………………………….…..28
2.1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику…..28
2.2. Проблемы вмешательства государства в рыночную экономику ……..…32
Заключение………………………………………………………………….………37
Библиография………………………………………………………………………39
Приложения
Приложение 1…………………………………………………………………..…..41

Файлы: 1 файл

экономтеория.docx

— 70.47 Кб (Скачать)

    Механизм  рыночной экономики не в состоянии  охватить все сферы экономической  системы и подчинить их функционирование своим законам. В экономике любой  страны, как известно, имеются такие  отрасли и сферы, которые или  не могут развиваться по рыночным законам или эффективность действия последних в таких сферах оказывается  недостаточной. Как свидетельствует  мировой опыт, это относится к  производству так называемых общественных товаров и услуг, к регулированию  внешних факторов. Как бы не оценивалась  проблема вмешательства государства  в экономику, общепризнано, что функции  по регулированию внешних эффектов и снабжению населения общественными  товарами должно выполнять государство. Во всех развитых странах государство берёт на себя развитие таких сфер, как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и удовлетворение общественных потребностей в услугах этих отраслей.

    Роль  государства в удовлетворении потребностей в общественных товарах и услугах  отнюдь не сводится к тому, чтобы  их обязательно производить в  государственном секторе. Наряду с  собственным производством государство  может стимулировать их производство и на предприятиях частного сектора, закупая их у последних.

    Особенно  возрастает в современных условиях роль государства в связи с  необходимостью обеспечения экологической  безопасности общества. Вовлекая всё  больше природных ресурсов в хозяйственный  оборот, частные предприятия не возмещают  всех затрат, связанных с эксплуатацией  природных ресурсов, перекладывая тем  самым часть собственных затрат на общество. Более того, руководствуясь только законами рынка, они не останавливаются  и перед коммерческой эксплуатацией  невоспроизводимых национальных ресурсов. И только вмешательство государства, во-первых, позволяет обеспечить полное возмещение предприятиями всех затрат, связанных с использованием природных  ресурсов, во-вторых, предотвращает  вовлечение в хозяйственный оборот невоспроизводимых природных богатств, несущее угрозу здоровью и жизни  человека.

    Стабилизационная функции государства.

    Эта функция предполагает обеспечение  сохранности рыночного механизма  и условий его нормальной работы. Во всех странах с давними рыночными  традициями это достигается путём  осуществления комплекса мер  по борьбе с монополизацией, инфляцией  и безработицей. Как показывает практика всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитет против этих болезней, резко снижающих эффективность  экономических процессов, вплоть до их полной дезорганизации. Чтобы снизить  монополизацию рыночной экономики государство должно проводить антимонопольную политику, а именно:

    1) разработать и принять специальное  антимонопольное законодательство;  

    2) сформировать системы органов,  осуществляющих антимонопольное  регулирование и контролирующих  соблюдение антимонопольного законодательства, используя административно-организационные  методы.

    К сожалению, Россия, которая только приступила к созданию рыночного механизма, уже испытывает в полной мере воздействие  инфляции и монополизации. Безработица  также постоянно растёт.

    Использование имеющегося мирового опыта по стабилизации экономики в России затруднено, а  часто невозможно по двум основным причинам: во-первых, в России отсутствует  достаточная конкурентная среда  рынка с его инфраструктурой; во-вторых, инфляция в российской экономике  сочетается с общим кризисом существующей общественно-экономической системы, что в мировой практике встречается  редко. Чтобы подавить инфляцию государство  вводит временное замораживание  цен и доходов, устанавливаются  верхние пределы их роста и  др. Иногда государство ставит задачу удерживать динамику заработной платы  на уровне, не превышающем темп роста  производительности труда.

    В целях стабилизации экономики государство  должно иметь свою чрезвычайную программу  выхода из кризиса, которая была бы нетривиальной и специфичной, как, например, программа «Новый курс»  Ф. Рузвельта. Также государство  должно решать такие задачи, как: создание рынка и его инфраструктуры, рыночных механизмов саморегулирования; формирование эффективно работающего негосударственного сектора экономики; создание самого государственного сектора, использующего  принципы рыночного механизма, вместо тотально огосударствлённой рыночной экономики, действующей в административно-командном  режиме. 

        Распределительная функция государства.

    Среди функций, выполняемых государством во всех без исключения странах с  рыночной экономикой, большое место  занимает распределительная функция. Она направлена на ликвидацию большого разрыва в доходах различных  социальных групп населения, который  может возникать, и возникает  в результате действия механизмов саморегуляции, присущих рыночной экономике. Специфика  действия этих механизмов такова, что  часть населения вообще не может  обеспечить достойный уровень существования, сложившийся на данный период времени  и учитывающий традиции данного  общества. Законы рынка довольно жестки и жестоки. При этом, как известно, они заставляют страдать не обязательно  и не всегда виноватых. Для обеспечения  всем членам общества достойной жизни, а тем самым для поддержания  в обществе атмосферы спокойствия  и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений государство  выполняет распределительную функцию. Изымая часть доходов различными, достаточно хорошо отработанными методами, государство затем распределяет их в пользу нуждающихся. В частности, повышает доходы малоимущим слоям населения, выдает беднякам продовольственные  талоны, выплачивает пособия безработным  и многодетным семьям, создает  систему обучения и переквалификации безработных, обязывает предпринимателей выплачивать работникам заработную плату не ниже определенного минимума, предоставляет бесплатные услуги здравоохранения  и обучения. В результате ослабляется  социальная напряженность и экономическое  неравенство. Но государство ни в  коем случае не должно добиваться уравнивания  доходов, т.к. неравенство доходов  – это обязательное условие эффективного функционирования рыночной экономики. А государство, в свою очередь, средства для выплаты этих самых пособий  черпает из взимания налогов, например, в США, около 60% федеральных доходов  от акцизного налогообложения дают всего три товара – алкоголь, табак и бензин. Благотворительные фонды имеют бесспорное преимущество перед другими способами, т.к. решение богатого поделиться с бедным продиктовано лишь его желанием, а не навязано извне. Этим благотворителем может выступить и государство.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Место государства в рыночной экономике 

    2.1. Причины вмешательства государства  в рыночную экономику 

    Рыночная  система формировалась на протяжении нескольких тысяч лет в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление  производителей в рамках частной  формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной  формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной  деятельности. Именно такой непрерывный  процесс обмена продуктами труда  и есть одно из определений рынка.

    «Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это – «рынок покупателя», в  котором производитель утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической  истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.

    Избавляя  общество от дефицита, стимулируя научно-технический  прогресс, рыночная организация вместе с тем демонстрирует явную  неспособность решать другие, может  быть, не менее важные социально-экономические  проблемы. К первой, прежде всего, относится  удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах  и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их  игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны, народного образования, единой  энергетической системы, охраны общественного  порядка, аппарата управления государством и т. п.  Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми  поровну  пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком  вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением  страны поровну, другая - лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья - лишь  малым коллективом  коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на  «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.

    Вторая  проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть  их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).

    Ликвидация  негативных внешних эффектов возможна и путём прямого администрирования, т.е. запрета эксплуатации части  невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб  здоровью людей, и т.п. Виновные в  нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно  превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными  внешними эффектами государство  не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.

    Всё это даёт возможность существенно  корректировать действие рыночного  механизма, смягчать или вовсе ликвидировать  негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних  эффектах.

    Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Выше уже говорилось о мобильности всех видов ресурсов, включая трудовые, как об одной из существенных черт рыночной экономики. Такая мобильность предполагает  периодическое возникновение, прирост или сокращение разных видов безработицы: «технологической» (из-за свёртывания устаревших производств), «структурной» (из-за перестройки структуры экономики), «региональной» (из-за неравномерности развития разных регионов), «скрытой» (из-за разорения части фермеров).

    Роль  государства в этой сфере отношений  сводится вовсе не к тому, чтобы  любой ценой обеспечить «полную  занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном  регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.

    Существуют  и требуют государственного вмешательства  и иные проблемы, которые рынок  также решить не в состоянии. Сюда относятся крупные инвестиционные проекты, несулящие скорой прибыли  и связанные с большим риском, неравномерность регионального  развития, необходимость борьбы с  инфляцией и монополизмом, и многое другое.

    Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный  способ хозяйственной организации  из всех известных истории, а с  другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут  и должны быть нейтрализованы или  смягчены с помощью разных форм вмешательства  государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более  или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в  соответствии социально-приоритетными  ценностями.

    Неслучайно  неотъемлемым свойством рыночной системы  является её многосекторность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной  деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах.

    Для развитых стран наиболее типична  акционерная (корпоративная) форма  собственности. Она преобладает  в крупных производствах с  большими массами применяемых средств  производства и капитала. В сфере  же малого и среднего бизнеса доминирует частная, или индивидуальная, форма  собственности. Кроме названных  двух основных форм в большинстве  рыночных стран успешно функционирует  кооперативная (коллективная) форма  собственности. Как правило, это  производственные кооперативы или  небольшие предприятия, выкупленные  коллективом в свою собственность. Очень важную роль во многих отраслях играет и государственная форма собственности. Госсектор обычно охватывает малодоходные отрасли производства (энергетика, часть транспорта, почта и т.п.). И социальную инфраструктуру (просвещение, наука, здравоохранение, социальное обеспечение). Госсектор выполняет две взаимосвязанные функции: служит источником независимого от негосударственного сектора источника доходов бюджета и выступает регулятором самых разнообразных рыночных процессов (от смягчения проблем занятости до поддержания конкуренции в прибыльных сферах экономики). 

Информация о работе Место государства в рыночной экономике