Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 09:31, реферат
В Бюджетном кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.
В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, а также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей.
Штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.
Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.
В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, учитываются:
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, включают средства, получаемые от его продажи, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.
Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процесс е приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ предоставляется в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Она подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических, юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.
Выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.
К собственным относятся следующие виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ:
Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.
К регулирующим доходам бюджета относятся:
Группы доходов состоят из подгрупп, статей и подстатей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Виды доходов конкретизируются также по уровням бюджетов, в которые они зачисляются. Приведем пример классификации доходов по группам 1 000 000 — налоговые доходы; 2 000 000 — неналоговые доходы; 3 000 000 — безвозмездные перечисления; 4 000 000 — доходы целевых бюджетных фондов; 5 000 000 — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В группу налоговых доходов (1 000 000) входят, в частности, следующие подгруппы: 1 010 000 - «Налоги на прибыль»; 1 020 000 - «Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы»; 1 030 000 — «Налоги на совокупный доход» и т.д. Показатель налоговых поступлений включает в себя все виды налогов, взимаемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах
Неналоговые доходы объединяют невозвратные возмездные и безвозмездные поступления, в том числе доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций (2 010 000), поступления по штрафным санкциям и возмещению ущерба (2 070 000) и др. В состав неналоговых доходов включены также доходы от продажи земли и нематериальных активов (2 040 000), поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (2 050 000), которые в соответствии с международными стандартами статистики государственных финансов относятся к капитальным доходам, и др.
Подгруппы доходов состоят из статей и подстатей доходов. Например, в гл. 25 второй части Налогового кодекса РФ предусматривается четкое распределение поступлений от налога на прибыль предприятий-Резидентов по установленным налоговым ставкам между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, поэтому в бюджетной классификации доходов установлены соответствующие Подстатьи.
Безвозмездные перечисления (3 000 000), классифицируются по источнику их получения: от нерезидентов; бюджетов других уровней; государственных внебюджетных доходов; государственных организаций; национальных организаций; средств, передаваемых в целевые бюджетные фонды; прочих безвозмездных: перечислений. К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и зачисляемые в соответствующий бюджет. В доходы бюджетов могут также входить безвозмездные перечисления по взаимным расчетам
Доходы целевых бюджетных фондов (4 000 000) образуются в соответствии с законодательством РФ за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Такие доходы группируются по видам целевых бюджетных фондов.
Классификация доходов по видам:
Налоговые доходы включают:
1. Налоги на прибыль, доходы (налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам);
2. Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог).
3. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; акцизы).
4. Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации; акцизы).
5. Налоги на совокупный доход (единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог для юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог)
6. Налоги на имущество (налог на имущество физических лиц; на имущество предприятий; налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения).
7. Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов).
9. Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.
10. Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины; сборы, прочие налоги на импорт).
11. Прочие налоги, пошлины и сборы (прочие федеральные налоги; налоги субъектов Российской Федерации; местные налоги и сборы).
Неналоговые доходы включают:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности (дивиденды по акциям, принадлежащим государству; доходы от сдачи в аренду государственного имущества; проценты, полученные за размещение в банках и банковских учреждениях временно свободных средств и за предоставление кредитов внутри страны, а также правительствам иностранных государств; доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства; перечисление прибыли ЦЕ РФ; прочие поступления от государственной собственности или деятельности
2. Платежи за пользование природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду; платежи за пользование лесным фондом)
3. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, пробирная плата, лицензионные сборы и т. до)
4. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов (от продажи государством принадлежащих ему акций предприятий; от продажи права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и то до).
5. Административные платежи и сборы (сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов); прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций)
6. Штрафы, санкции, возмещение ущерба (взыскиваемые <;: лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей; поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; санкции за нарушение порядка применения цен; административные штрафы и иные санкции; доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, переходящего по праву наследования к государству, и кладов).
7. Прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Доходы бюджета должны обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительными для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности росту деловой активности, способствовать формированию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения.
Информация о работе Понятие бюджета, его экономическое значение