Понятие бюджета, его экономическое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 09:31, реферат

Краткое описание

В Бюджетном кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Понятие бюджета и его функции.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

  1.Понятие бюджета, его экономическое значение:

В Бюджетном  кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

        Бюджет по существу является главным законом экономической жизни страны, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все параметры экономического развития.

  Государственный бюджет возник с появлением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательным органом страны. Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия, где после революции 1686-1689гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать налоги без согласия парламента. Составление бюджета России начинается с 1811 г.

По экономической  сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

  Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.

      Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, Т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

      Контрольная функция позволяет узнать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует об отклонениях в движении бюджетных средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря ей можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики. Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

        Фискальная  функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т. е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

  С другой стороны, фискальная функция  бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы. В равной степени необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета, однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства - это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.

  Назначение  бюджета заключается прежде всего в том, что государственная власть должна создать основные элементы правовой и социально-экономической среды для свободных и самостоятельных граждан, а затем в этой среде - учить, лечить и защищать их, то централизация средств в распоряжении государства производится из соображений экономической целесообразности предоставления органами государственной власти определенного набора услуг населению. Языком цифр бюджет сообщает людям, о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане. В демократическом обществе приоритеты отражают коллективную волю граждан, толкование которой возложено на политических представителей на рода.

    Бюджетное законодательство РФ -  это иерархическая  система нормативно- правовых актов, принятых на  федеральном, субфедеральном и муниципальном уровне, которыми регулируются межбюджетные правоотношения. Все виды нормативных актов  подразделяются по  четырем уровням:

  Первый уровень составляет Бюджетный кодекс РФ.

    Второй уровень представлен федеральными и субфедеральными законами и нормативными актами органов местного самоуправления;

  Третий -  постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Правительства  субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления;

  Четвертый – правовыми актами Минфина РФ и других федеральных ведомств, а  также нормативными актами субъектов нижестоящего уровня.

  Акты  бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются  к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или Федеральным законом.

  Основными законодательными актами федерального уровня, регламентирующими основы правовых бюджетных отношений являются:

  Конституция РФ;

  Бюджетный кодекс РФ;

  Налоговый кодекс РФ;

  Таможенный  кодекс РФ;

  Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";

  Федеральный закон от 11 января 1995г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации";

  Федеральный закон от 29 декабря 1998г. № 192-ФЗ "О Первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политике";

  Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

  Федеральный закон от 15 августа 1996г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации";

  Федеральный закон от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",  с изменениями и дополнениями от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ;

  Принимаемый ежегодно Федеральный закон « О Федеральном бюджете на 200… год», а также  налоговое законодательство РФ,  постановления правительства, законодательные акты субъектов РФ и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Сущность бюджета и его функции:

    Возникновение бюджета связано с зарождением  и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

                В Бюджетном кодексе  РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет представляет собой систему экономических  отношений, на основе которых планируются  доходы и расходы государства.

Централизуя и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды. К ним относятся расходы на государственное управление, общественную безопасность граждан, социальные программы, экологию, оборону. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-технических программ.

Государственный бюджет обеспечивает для органов  государственного управления возможность выполнения ими своих функций. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. В бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.

Бюджет  играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

      Бюджет  широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ.

           Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов  предприятий и реальные доходы населения.

Сущность  любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

1) образование  бюджетного фонда (бюджетные доходы);

2) использование  бюджетного фонда (бюджетные расходы);

3) контрольная.

Первую  функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства — физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих; доходов лиц, работающих не по найму; предпринимательской прибыли (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); ренты; процентов. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов. Например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних свидетельствует о спаде производства, изменении соотношения между потреблением и накоплением в обществе.

Вторая  функция бюджета связана с конкретными целевыми бюджетными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства. Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

Третья  функция предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Информация о работе Понятие бюджета, его экономическое значение