Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 09:31, реферат
В Бюджетном кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности u целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.
Следует
обратить внимание, что из всех перечисленных
принципов только принципы единства, самостоятельности
и разграничения доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы можно отнести
к принципам построения системы. Именно
они определяют бюджетную систему как
единое целое.
4. Концепции формирования федерального бюджета:
Среди финансовых методов, с помощью которых государство воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния на рыночный механизм, наиболее распространенным является бюджетные рычаги.
Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны,- это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Как экономическая категория бюджет представляет собой систему финансовых отношений, включающих не только формальные отношения по поводу формирования, распределения и расходования денежных ресурсов, предназначенных для финансирования органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.
Поскольку воздействие
государства на воспроизводственный
процесс путем использования
финансового механизма
Специфика бюджетных отношений как части финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:
во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;
во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства.
Иначе говоря, языком цифр бюджет сообщает людям, о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане. В демократическом обществе приоритеты отражают коллективную волю граждан, толкование которой возложено на политических представителей на рода.
Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства, строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджет по существу является главным законом экономической жизни страны, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все параметры экономического развития.
Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения ВВП, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджетных отношений. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета. Бюджетная политика — это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Бюджетная политика – составная часть финансовой политики государства, определяющая условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходов бюджета, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию.
Являясь частью финансовой политики государства, бюджетная политика является средством осуществления экономической и социальной политики государства.
Разработка бюджетной политики начинается с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем формируются цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. Четко сформулированные цели и задачи бюджетной политики позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно.
Функциональный аспект бюджетной политики включает:
1) политику в области доходов бюджета (фискальную);
2) политику в области расходов бюджета;
3) политику в области обеспечения сбалансированности бюджета;
4) политику
в области эффективного
5)
политику в области
Временной аспект бюджетной политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде.
В условиях
рынка бюджетная политика—
1) политическая стабильность в стране;
2) научный подход к разработке концепции бюджетной политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства;
3)обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по вопросам развития страны;
4)учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений;
5)четкое
определение
6) многовариантность бюджетной политики;
7) учет
внутреннего положения и
8)другие факторы.
Основные
положения бюджетной концепции
заключаются в распределительной
и контрольной функции. Обе функции
бюджета проявляются в процессе формирования
и использования бюджетных средств.
5.Особенности формирования и исполнения региональных бюджетов РФ:
Бюджетное регулирование – перераспределение средств с целью обеспечения территориальными бюджетами минимально необходимого уровня доходов, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий. Бюджетное регулирование – это по существу организованная система управления бюджетным устройством государства. Воздействуя на процессы формирования бюджетных отношений путем изменения принципов, методов, способов формирования бюджетных доходов и расходов, государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов и механизмы реализации их целевого назначения и, таким образом, обеспечивает управление бюджетным устройством страны.
Межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по поводу формирования и исполнения бюджетов.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ предоставляется в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Она подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.
В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических, юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.
Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда. Вышестоящий бюджет предоставляет нижестоящему финансовую помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий или бюджетных ссуд. Кратко охарактеризуем каждую форму помощи.
Дотации - бюджетные средства, выделяемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Эта форма была основ ной до 1994 года.
Трансферт (нормативно-долевая дотация) - сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в Федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации. Методика расчета нормативно-долевой дотации направлена на осуществление горизонтального выравнивания бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Субвенция выдается на определенный срок, в случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению. суммы субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого она была получена.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Эти
методы несовершенны, лишены стимулирующих
свойств и создают у административно-
Информация о работе Понятие бюджета, его экономическое значение