Понятие бюджета, его экономическое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 09:31, реферат

Краткое описание

В Бюджетном кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Понятие бюджета и его функции.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

      Секретные статьи могут утверждаться только в  составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчётов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности u целевого характера бюджетных  средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.

     Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести к принципам построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.  
 
 

4. Концепции формирования федерального бюджета:

  Среди финансовых методов, с помощью которых  государство воздействует на макроэкономические процессы посредством косвенного влияния  на рыночный механизм, наиболее распространенным является бюджетные рычаги.

        Бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны,- это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

        Как экономическая категория  бюджет представляет собой систему  финансовых отношений, включающих не только формальные отношения  по поводу формирования, распределения и  расходования денежных ресурсов, предназначенных  для финансирования органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению ими государственных услуг населению страны, но и отношения, связанные с реализацией взаимосвязей между элементами бюджетной системы, организацией бюджетного устройства и бюджетного процесса.

        Поскольку воздействие  государства на воспроизводственный  процесс путем использования  финансового механизма заключается  прежде всего в том, что государственная  власть должна создать основные элементы правовой и социально-экономической среды для свободных и самостоятельных граждан, а затем в этой среде - учить, лечить и защищать их, то централизация средств в распоряжении государства производится из соображений экономической целесообразности предоставления органами государственной власти определенного набора услуг населению.

  Специфика бюджетных отношений как части  финансовых отношений, складывающихся между государством и юридическими и физическими лицами, состоит в том, что они:

  во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом одновременно и прямым участником воспроизводственного процесса;

  во-вторых, они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства.

  Иначе говоря, языком цифр бюджет сообщает людям, о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать его граждане. В демократическом обществе приоритеты отражают коллективную волю граждан, толкование которой возложено на политических представителей на рода.

  Таким образом, бюджетные отношения, которые  формируют бюджетную политику государства, строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.

  Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджет по существу является главным законом экономической жизни страны, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов, но и все параметры экономического развития.

Федеральный бюджет является основным инструментом перераспределения ВВП, созданного в масштабах государства. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений бюджетной политики в стране, определяются основные принципы построения межбюджетных отношений. Аккумулированные в бюджетной системе финансовые ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан затем в соответствии с проводимой государством социальной и инвестиционной политикой перераспределяются как в сферы материального производства, имеющие приоритетное значение для экономики страны, так и в сферу нематериального производства, находящуюся на содержании бюджета. Бюджетная политика — это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Бюджетная политика – составная часть финансовой политики государства, определяющая условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходов бюджета, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения  государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в  ежегодном бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию.

Являясь частью финансовой политики государства, бюджетная политика является средством осуществления экономической и социальной политики государства.

Разработка  бюджетной политики начинается с определения концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем временном этапе. Затем формируются цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений использования бюджетных отношений в интересах граждан, общества и государства. Четко сформулированные цели и задачи бюджетной политики позволяют увязать все бюджетные меры в единый комплекс, работающий слаженно и целенаправленно.

Функциональный  аспект бюджетной  политики включает:

1)   политику в области доходов  бюджета (фискальную);

2)   политику в области расходов  бюджета;

3)   политику в области обеспечения сбалансированности бюджета;

4) политику  в области эффективного управления  государственным, муниципальным долгом;

5)   политику в области межбюджетных  отношений.

Временной аспект бюджетной  политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде.

В условиях рынка бюджетная политика—главный рычаг стабилизации и использования  бюджетных средств, принципов распределения  основных направлений экономического воздействия планирования и финансирования, условий и методов осуществления влияния государства на общественное производство. Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них _ научное воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования.  Результативность бюджетной политики во многом зависит от мобилизуемых и используемых государством бюджетных средств. На приоритеты бюджетной политики оказывают влияние следующие факторы:

1)   политическая стабильность в  стране;

2)  научный  подход к разработке концепции бюджетной политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства;

3)обоснованность  выдвигаемых мер и предстоящих  решений по вопросам развития  страны;

4)учет  национальных и географических  особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений;

5)четкое  определение макроэкономических  показателей, которые должны служить   ориентиром для для оценки  эффективности бюджетной политики;

6) многовариантность  бюджетной политики;

7) учет  внутреннего положения и международных  позиций государства, которые  определяют его  экономического  развития;

8)другие  факторы.

Основные  положения бюджетной концепции  заключаются в  распределительной  и  контрольной функции. Обе функции  бюджета проявляются в процессе формирования и использования бюджетных средств. 
 
 
 
 
 
 
 

5.Особенности формирования и исполнения региональных бюджетов РФ:

Бюджетное регулирование –  перераспределение  средств с целью  обеспечения территориальными бюджетами минимально необходимого уровня доходов, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий.  Бюджетное регулированиеэто по существу организованная система управления бюджетным устройством государства. Воздействуя на процессы формирования бюджетных отношений путем изменения принципов, методов, способов формирования бюджетных доходов и расходов, государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов  и механизмы реализации их целевого назначения и, таким образом, обеспечивает управление бюджетным устройством страны.

Межбюджетные  отношения – отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по поводу формирования и исполнения бюджетов.

    Финансовая  помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ предоставляется в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Она подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

    В доходы бюджетов могут зачисляться  безвозмездные перечисления от физических, юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

    Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между  бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

Финансовая  помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда. Вышестоящий бюджет предоставляет нижестоящему финансовую помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий или бюджетных ссуд. Кратко охарактеризуем каждую форму помощи.

     Дотации - бюджетные средства, выделяемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Эта форма была основ ной до 1994 года.

      Трансферт (нормативно-долевая дотация) - сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в Федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации. Методика расчета нормативно-долевой дотации направлена на осуществление горизонтального выравнивания бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам.

     Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление целевых расходов. Субвенция выдается на определенный срок, в случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению. суммы субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого она была получена.

     Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Эти методы несовершенны, лишены стимулирующих свойств и создают у административно-территориальных образований иждивенческое настроение. Как способ наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами их исключить нельзя, т.к. это приведет к многократным кассовым разрывам и необходимости обращения за ссудой в вышестоящий бюджет.

Информация о работе Понятие бюджета, его экономическое значение