Понятие бюджета, его экономическое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 09:31, реферат

Краткое описание

В Бюджетном кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Понятие бюджета и его функции.doc

— 248.50 Кб (Скачать)
ify">Бюджетный фонд представляет собой обособленную часть стоимости ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, концентрируемую в распоряжении соответствующего органа государственной власти и органа местного самоуправления и используемую для выполнения функций и задач, отнесенных к его компетенции. Формирование бюджетных фондов происходит путем вычленения  из стоимости ВВП и других объектов распределения и последующей концентрации части денежных средств  в распоряжении органов власти и органов местного самоуправления для удовлетворения своих потребностей.

Бюджетный фонд как форма материализации бюджетных  отношений организован в форме баланса доходов и расходов. По своему материальному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, а расходы бюджета - денежные средства, предоставляемые из бюджета на выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач. При превышении расходов над доходами фонд балансируется поступлениями из источников финансирования дефицита бюджета, которые отражаются за рамками баланса. Бюджетный фонд должен быть сбалансирован, однако сбалансированность может быть достигнута не только за счет достижения равенства доходов и расходов, но и главным образом путем использования государственных или муниципальных заимствований.

Высокая степень концентрации в бюджетных  фондах финансовых ресурсов и присущие этим фондам отличительные черты позволяют выполнить бюджету свое общественное назначение - обеспечить органы власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций и задач в целях удовлетворения общественных потребностей. 

Контроль  за исполнением бюджета  осуществляется:

1)   представительными органами власти;

2)   Счетной Палатой Российской Федерации;

3)   контрольно-счетными палатами на местах;

4)   финансовыми и налоговыми органами.

В Российской Федерации контроль за исполнением  бюджета имеет две формы — парламентский и административный.

   Парламентский контроль  осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:

1)   право соответствующих представительных  органов власти на получение  необходимых сопроводительных материалов  при утверждении бюджета;

2)   право представительных органов  власти на получение от органов,  исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета;

3)   право соответствующих представительных  органов власти на утверждение  или неутверждение отчета об  исполнении бюджета;

4)   право создавать собственные  контрольно-счетные органы для  проведения внешнего аудита бюджетов;

5)   право вынесения оценки деятельности  исполнительных

органов по исполнению бюджетов.

Административный  контроль осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, Казначейством Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

Административный  контроль предполагает:

1)   право проведения проверок главных  распорядителей и получателей бюджетных средств;

2)   право получения информации, необходимой  для контроля за соблюдением  бюджетного законодательства;

3)   право требовать устранения выявленных  нарушений бюджетного законодательства;

4)   право давать обязательные для  исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. Принципы построения бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет

  Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве  совокупность всех видов бюджетов  и бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулируемая нормами права  РФ и ее субъектов.

Бюджетное устройство -  это организация  взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах. Бюджетное устройство включает: структуру бюджетной системы; бюджетную классификацию; принципы построения бюджетной системы и бюджетов. Характер бюджетного  устройства зависит не только от  социально-экономического устройства общества, но и от национально-государственного устройства страны. Поэтому  бюджетное устройство РФ основывается на модели бюджетного федерализма, которая реализуется через единую социально-экономическую и бюджетно-финансовую политику государства.

Бюджетная система РФ как федерального государства состоит из бюджетов трех уровней(звеньев):

  • первый уровень - федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Все эти  бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами  не входят в бюджеты  территорий, а последние в свою очередь не включаются в федеральный  республиканский бюджет.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, Т.е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей. Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

     Свод  бюджетов - расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

     Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета - доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.

Бюджетная система  функционирует на основе принципов, изложенных в Бюджетном Кодексе РФ (гл.5).

     Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учёта средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

     Принцип разграничения доходов  и расходов между  уровнями бюджетной  системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

     Принцип самостоятельности  бюджетов  закрепляет:

  • право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов:
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном о6ъеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

     Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     Доходы  бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут  быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых  бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

      Принцип гласности означает:

  • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Информация о работе Понятие бюджета, его экономическое значение