Понятие бюджета, его экономическое значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 09:31, реферат

Краткое описание

В Бюджетном кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

Понятие бюджета и его функции.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

Формирование доходной части бюджета носит в основном налоговый характер. Наряду с фискальной функцией налоги выполняют также регулирующую функцию, с помощью которой государство оказывает воздействие на производство. Регулирующая функция проявляется в том, что размеры налогообложения и различия тяжести налогов по отдельным секторам экономики и отраслям оказывают влияние на производство ВВП, реальный сектор экономики, платежеспособный спрос и капиталообразование.

К налоговым доходам  федерального бюджета  относятся

1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации;

2)   таможенные  пошлины, таможенные сборы и  иные таможенные платежи;

3)   государственная  пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

1)   собственные налоговые доходы  бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;

2)   отчисления от федеральных регулирующих  налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

К налоговым доходам  местных бюджетов относятся:

1)   собственные налоговые доходы  местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации;

2)   отчисления от федеральных и  региональных регулирующих налогов  и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном статьями Налогового кодекса;

3)   государственная пошлина, за исключением  государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета, — по нормативу 100% по месту нахождения кредитной, организации, принявшей платеж.

Наиболее  значимыми налоговыми доходами являются налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины).

    Размер  предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов

    и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах  действующего бюджета.

Внебюджетные  фонды государства  — это совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.

Главная цель их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся:

1)   Пенсионный фонд РФ;

2)   Фонд социального страхования  РФ (ФСС);

3)   Федеральный фонд и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС).

До 2001 г. существовал также Государственный фонд занятости населения РФ. Эти фонды созданы для того, чтобы обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т.п.

    Под сбором понимается обязательный взнос взимаемый с организации и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами  юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензиий). При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики, объекты обложения, облагаемая сбором база и ставка сбора.

    Пошлина – государственные денежные сборы(налоги) взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имуществ, ввозимых  черз границу на территорию страны или вывозимых из страны.

    К неналоговым доходам относятся:

1)  доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

2)   доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

3)   средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

4)   доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

5)   иные неналоговые доходы.

Свыше половины неналоговых доходов приходится на доходы от внешнеэкономической деятельности.

К доходам от собственности  и предпринимательской  деятельности относятся все государственные доходы, поступление которых связано с владением собственностью, предприятиями, финансовыми активами или нематериальными активами, а также кассовая прибыль ведомственных предприятий полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пределы сектора государственного управления. К этой категории не относятся доходы за счет прибыли на капитал, поступающие либо от реализации капитальных активов, либо от продажи или выпуска акций, либо от погашения кредита.

К доходам от собственности  и предпринимательской  деятельности относятся:

1)   дивиденды по принадлежащим государству  акциям;

2)   проценты за размещение в банках  временно свободных средств;

3)   предоставление кредитов;

4)   арендная плата за землю;

5)   перечисляемая в бюджет прибыль  Центрального банка;

6)   плата за недра и др.

Любые перечисления Центрального банка в  органы государственного управления, которые не связаны с прибылью от его деятельности, сюда не включаются, а рассматриваются как финансирование от Центрального банка.

Плата за недра и платежи за использование  аквагорий и участков морского дна  взимаются в форме денежных платежей, части добытого минерального сырья или иной произведенной продукции, выполнения работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих платежей в бюджет в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного производства.

Административные сборы и платежи включают:

1)   сборы и плату, полученные в  обмен на товары непроизводственного назначения и предоставление услуг некоммерческого характера;

2)   выручку от продаж, осуществляемых  ведомственными предприятиями, издержки производства которых не могут быть определены отдельно;

3)   оплату товаров и услуг, характер  которых связан с государственным регулированием;

4)   обязательные платежи за услуги, связанные с государственным регулированием;

5)   поступления от продажи товаров,  которые являются побочными по отношению к обычной производственной или социальной деятельности государственных ведомств и организаций;

6)   платежи за услуги, которые предоставляются  органами государственного управления;

7)   арендная плата за здания и сооружения, кроме земельной ренты.

Поступления по штрафам и санкциям включают поступления от уплаты штрафов и применения конфискационных мер, которые не имеют отношения к нарушению налогового режима. В данную категорию включаются пени и штрафы, которые невозможно идентифицировать отдельно и отнести к нарушениям налогового законодательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.  Классификация бюджетных  расходов РФ:

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Функциональная  классификация расходов бюджетов РФ, представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение государством основных функций. Первым уровнем классификации являются разделы, вторым — подразделы, которые конкретизируют направление средств. Третий уровень —классификация целевых статей расходов, четвертый уровень — классификация видов расходов. Функциональная классификация расходов может быть представлена следующим образом.

1. В государственные  услуги общего  назначения включаются расходы на функционирование органов законодательной и исполнительной властей на всех уровнях государственного управления. Сюда же относятся регулирование и контроль в области финансовой и фискальной политики.

2. В затратах на  оборону отражаются  расходы: 1)   связанные с содержанием вооруженных сил и войск гражданской обороны;

2)   на закупки вооружения, военной  техники и имущества

3)   на НИОКР;

4)   на капитальное строительство.

3. Общественный порядок  и безопасность  Сюда включаются расходы на:

1)   функционирование органов внутренних  дел;

2)   учреждения пожарной службы;

3)   организацию работы системы судопроизводства;

4)   содержание уголовно-исправительной  системы;

5)   работу органов прокуратуры и  государственной безопасности.

4. Образование. Сюда входят расходы на дошкольное воспитание и различные виды образования, а также переподготовку и повышение квалификации.

5. Здравоохранение  включает затраты на больницы, поликлиники, санитарно-профилактические и эпидемиологические учреждения.

6. Социальное страхование  и социальное обеспечение  Сюда относятся:

1)   различные пособия и пенсии, выплачиваемые  из Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования;

2)   выплата досрочных пенсий, пособий и материальной помощи из фонда занятости;

3)   выплаты лицам, занимающим особое  положение в социальной структуре общества: молодежи, престарелым, инвалидам (детским домам, школам-интернатам, учреждениям для престарелых и др.).

Информация о работе Понятие бюджета, его экономическое значение