Планирование социального развития предприятия на примере ОАО «Россельхозбанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработать план социального развития ОАО «Россельхозбанк».
Для достижения поставленной цели исследования необходимо определить его задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы планирования социального развития организаций;
- оценить уровень социального развития коллектива ОАО «Россельхозбанк»;
- разработать план социального развития ОАО «Россельхозбанк».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. теорЕтические основы управления социальным развитием………………………………………………………………………..........5
1.1. Сущность, основные цели, задачи и функции управления социальным развитием современных организаций………………………………................................5
1.2. Социальное планирование как эффективный способ управления социальным развитием предприятий…………………………………………………...10
1.3. Объекты планирования социального развития коллективов предприятий.......................................................................................................................13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК"………………………………………………………………..19
2.1. Общая характеристика ОАО «Россельхозбанк»…………………………..19
2.2. Анализ состава и структуры персонала по категориям ОАО «Россельхозбанк»………………......................................................................................21
2.3. Анализ социальной политики ОАО «Россельхозбанк»…………………...26
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»…………………………………………………………………....31
3.1. Рекомендации по совершенствованию социальной политики ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..31
3.2. Проект плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………...….34
3.3. Экономическое обоснование плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Планирование социального развития предприятия.docx

— 167.74 Кб (Скачать)

При планировании социального развития предприятия необходимо учитывать такой важный фактор, как морально-психологический климат в коллективе. Снижение напряженности в коллективе может быть достигнуто в результате проведения определенной работы.

Содержание  этой работы состоит в подборе  совместимых членов коллектива с  учетом их психологической сопоставимости, регулировании конфликтных ситуаций в соответствии с теорией конфликтологии, правильной организации управления на основе научной теории менеджмента.

На наш взгляд, необходимо выработать определенные требования к существующим и прогнозируемым вакансиям в зависимости от подразделения, в которых они требуются. Они могут включать:

  1. социально-демографические требования – пол, возраст;
  2. профессиональные знания, умения, навыки, опыт работы;
  3. личностные качества и особенности характера в зависимости от занимаемой должности [25].

Необходимо  определить правовые основы трудового процесса:

  1. четкое определение продолжительности и времени труда и отдыха, а также их видов, особенно в части водителей, так как ;
  2. разработка оптимального режима рабочих смен;
  3. управление дисциплинарными отношениями [25].

Руководитель  ОАО «Россельхозбанк» должен понять, что одним из важнейших факторов, влияющих на успех деятельности организации, является социальный фактор предприятия, т.к. именно от мотивированности, квалификации и структуры персонала предприятия будет зависеть производительность труда и качество предоставляемых услуг, что существенно влияет на эффективность деятельности предприятия

 

3.2. Проект плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»

Планирование  социального развития предприятия  представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей  и заданий (сроков, темпов, пропорций) с учетом стратегических интересов  этого предприятия. Оно должно осуществляться административными и общественными  структурами, а его реализация должна финансироваться за счет средств  бюджета предприятия и специальных  фондов на основании утвержденных программ и положений [13, c. 18].

При составлении  плана социального развития мы учитывали  наши рекомендации, а также сокращение финансирования социальных мероприятий, закрепленных в коллективном договоре ОАО «Россельхозбанк».

Таблица 4.

Проект  плана социального развития ОАО «Россельхозбанк» 

Приоритетные направления и локальный  документ

Вид

Категория

сотрудников

Тарифная 

ставка

Источник финасирования

1

2

3

4

5

I. В сфере трудовых отношений ОАО «Россельхозбанк»

1) Создавать условия  для квалификационного роста

1) наставничество;

2) краткосрочные курсы  на базе имеющегося оборудования

1) наставники

2) молодые специалисты

1) 10% от оклада

1) социальный фонд организации

1

2

3

4

5

2) Следить за  состоянием здоровья

 

 

3) Создавать условия для  участия персонала в управлении  Общества

1) медицинские профосмотры 

2) психофизиоло

гический отбор и обследование

3) организация ДМС

4) организация ОМС

 

 

1) производственные совещания

2) организация в комнатах  отдыха «красного уголка»

3) другие виды согласно  ТК РФ

1) все сотрудники

 

2) все сотрудники, отвечающие  за безопасность движения

3) все сотрудники и  их дети до 16 лет

 

 

1) 2) 3) все сотрудники

1) 30% от стоимости 

2) 100 % от стоимости услуг

1) 2)3)

социальный фонд организации  и страховой взнос работника в корпоративную систему страхования

4) за счет ФФОМС и  ТФОМС

II. В сфере оплаты труда, нормирования труда, рабочего времени и отдыха

1

2

3

4

 

 

3) предоставление дополнительных  дней отпуска

4) дежурство в домашних  условиях с вызовом в случае  необходимости

2) выплата 

 

 

 

 

 

 

3) разовая материальная  помощь

 

 

 

 

 

3) отпуск за свой счет

 

 

1) работникам, получившим инвалидность  вследствие трудового увечья  или профессионального заболевания  в организации

1) членам семьи сотрудника  в случае его смерти на производстве  или ДТП

2) в связи с похоронами  близких родственников (детей,  родителей, одного из супругов)

3) всем сотрудникам по  уважительным причинам

 

 

4) водителям и сопровождающим  их лицам 

1) три среднемесячных оклада

 

 

 

 

1) три месячных оклада

 

2) 30 % от стоимости похорон

 

 

 

1) социальный фонд организации 

 

 

 

1) социальный фонд организации 

1) социальный фонд организации 

III. В сфере развитии кадрового потенциала

1. Подготовка, переподготовка, обучение второй профессии

2. Повышение квалификации

1) 2) индивидуальное, бригадное, курсовой  и другие формы обучения на  производстве

1) 2) всем желающим сотрудникам

1) 2) в пределах необходимых затрат

1) 2) социальный фонд организации 

IV. Массовые мероприятия 

1) организация и проведение корпоративных праздников

1) бесплатное предоставление помещений

1) Всем сотрудникам и  членам их семей, пенсионерам


   

V. Социальные гарантии

 
  1. негосударст

венное пенсионное обеспечение 

2) медицинское страхование 

3) страхование от несчастных  случаев 

4) путевки в санатории

 

Всем желающим сотрудникам

1) 2) 3) 70 %

4) 30 %

1) 2) 3) 4)

социальный фонд организации 


 

Результатами, которых можно ожидать от реализации проекта социального развития, являются:

- восстановление  социально-психологического климата  коллектива;

- сокращение  числа несчастных случаев;

- оздоровительный  эффект от лечебно-профилактических  мероприятий;

- величина  предотвращенного экономического  ущерба от несчастных случаев  и заболеваемости.

 

3.3. Экономическое обоснование плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»

Закрепление в организации локальных норм, повышающих социальные гарантии работникам, требует от работодателя затрат материального характера на их реализацию. В связи с этим, возникает необходимость финансового обоснования расходов социальной политики организации[4, с. 41].

В целях  осуществления запланированных  социальных затрат мы рекомендуем создать  социальный фонд организации, в который  производит отчисления из прибыли в  размере 20% от ФОТ (для примера: на промышленных предприятиях Германии обязательные взносы в фонды социального страхования составляют 42-43% от заработной платы) [6, с. 87]. Данная сумма составит (по расчетам бухгалтера) в год примерно 6768000 руб.:

средняя зарплата по предприятию – 12000 руб.;

среднесписочная численность сотрудников – 21 человек,

соответственно:

12000 * 21* 12мес. = 2520000 руб. – ФОТ

2520000 * 12% = 302400 руб.

При этом мы предлагаем взносы по некоторым  пунктам плана выплачивать на паритетных началах работодателем  и работником. Тем самым осуществляется солидарный принцип финансирования, который обладает значительным мотивирующим потенциалом.

В таблице 5 представлено экономическое обеспечение  разработанного нами плана социального  развития ОАО «Россельхозбанк».

При этом учитывается, что нераспределенной прибыли организация не имеет. В  ее распоряжении находится только чистая прибыль, которая распределяется на организацию производства, капитальные  и текущий ремонт оборудования и  техники и т.п. расходы.

Таблица 5.

Экономическое обоснование плана социального  развития ОАО «Россельхозбанк».

Наименования показателя

Работодатель

Работник

Процент / доля

сумма, тыс. руб.

процент

сумма,

тыс. руб.

В сфере трудовых отношений

наставничество

10 от оклада наставника

в пределах 100 тыс. руб.

-

-

медицинские профосмотры (раз в полгода)

30 от стоимости медосмотра в  медучреждении

235 *( ≈ 1,5*30%) * 2 = 211,5 тыс. руб.

70%

 

1*( ≈ 2000 *30%) * 2 = 1200

психофизиологический отбор и  обследование (раз в полгода)

 

100 % от стоимости услуг

 

(70 водителей + 30 сотрудников  отдела по надзору за безопасностью)  * 1000 * 2 = 200

-

 

 

 

-

ДМС

 

30% от стоимости страховки

в пределах 500 тыс. руб.

.

70% от стоимости страховки

-

Итого

1011,5

   

В сфере оплаты труда, рабочего времени  и отдыха

Ежемесячные выплаты

 

-

не более 100 тыс. руб.

 

-

 

-

Ежегодные разовые выплаты

 

-

не более: 235*4000 = 940 тыс. руб.

 

-

 

-

Выплаты работникам, получившим инвалидность на производстве

Три среднемесячных оклада

 

36*4 = 144 тыс. руб.

 

-

 

-

1

2

3

4

5

Разовая материальная помощь

1) членам семьи сотрудника  в случае его смерти на производстве  или ДТП

2) в связи с похоронами  близких родственников (детей,  родителей, одного из супругов)

 

 

 

Три среднемесячных оклада

 

 

30% от стоимости похорон

 

 

 

36 тыс. руб. на каждого,  в целом – 150 тыс. руб.

 

 

в пределах 100 тыс. руб. на все  случаи

 

 

 

 

-

 

 

 

-

 

 

 

 

-

 

 

 

-

Итого

1434

   

В сфере развития кадрового потенциала

1. Подготовка, переподготовка, обучение второй профессии

2. Повышение квалификации

 

 

100% расходов

 

 

в пределах 100 тыс. руб.

 

 

-

 

 

-

Итого

100

   

В сфере социальных гарантий

негосударственное пенсионное обеспечение

70 % от расходов на НПО

 

33840* 12% = 4061

4061* 70% = 2850

30 % от расходов на НПО

 

-

страхование от несчастных случаев

0,6 % (пятый класс профессиональ

ного риска) от ФОТ

33840 * 0,6 = 169,2

 

-

 

-

путевки в санатории

30 % от стоимости путевки

 

в пределах 150 тыс.

70% от стоимости путевки

 

Итого

3169,2

   

Всего

5714,7

   

 

Таким образом, на социальную сферу в ОАО «Россельхозбанк» запланировано направить 5714,7 тыс. руб. Из них максимальная сумма – 3169,2 тыс. руб. направляется на обеспечение социальных гарантий работникам; 1434 тыс. руб. - направляется на обеспечение социальных мероприятий в сфере оплаты труда, рабочего времени и отдыха; 1011,5 тыс. руб. - направляется в сферу трудовых отношений

В случае неиспользования средств, отведенных на социальную сферу, остаток остается в социальном фонде организации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе цель исследования заключалась в разработке плана социального развития ОАО «Россельхозбанк».

Социальное  развитие организации означает все  изменения в ее социальной среде  – в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в  которых работники организации  трудятся и в которых происходят распределение и потребление  благ, складываются объективные связи  между личностями, находят выражение  их морально-этические ценности.

Управление  социальным развитием организации  есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов, которые невозможны без  осуществления такой функции  управления, как планирование.

Основной  задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление  системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения  качества жизни персонала предприятия  в быту и качества условий трудовой деятельности.

Социальное планирование предполагает комплексное решение  проблем и участие в процессе реализации плана не только действующего коллектива организации, но и членов семьи сотрудников; пенсионеров, ушедших на пенсию из данной организации; женщин, находящихся в отпуске по беременности или по уходу за ребенком.

Социальная  политика ОАО «Россельхозбанк» основана на положениях коллективного договора на 2008 – 2010 годы, объявленным распоряжением ОАО «Россельхозбанк» от 28.12.2007 г. № 2488р. Коллективным договором регулируются производственные и трудовые отношения, вопросы охраны труда, социального развития коллектива, охраны здоровья его членов и т.п. Анализ положений коллективного договора ОАО «Россельхозбанк» выявил, что социальная политика предприятия включает в себя программы и мероприятия, направленные на решение наиболее актуальных задач социального развития коллектива, улучшение условий труда, обеспечения социальной защиты работников, организацию их отдыха и медицинского обслуживания. В организации развита система охраны и безопасности труда.

Оценку  реального состояния социального  развития коллектива ОАО «Россельхозбанк» мы провели по семи группам показателей: 1) условия, характер и содержание труда; 2) структура коллектива; 3) стимулы к труду; 4) удовлетворение социально-бытовых потребностей; 5) удовлетворение физических и духовных потребностей; 6) морально-психологический климат в коллективе; 7) социальная активность.

Анализ демографической и образовательной структуры коллектива ОАО «Россельхозбанк» показал, что в организации существуют предпосылки для возникновения социальной напряженности, конфликтов, неудовлетворенности работой и материальным вознаграждением. Коэффициент текучести в организации высокий, но наблюдается тенденция к улучшению ситуации. Высокий уровень текучести свидетельствует о невысоком уровне мотивации персонала, прежде всего о неудовлетворенности работой.

Материальное вознаграждение в  2009 г. получило 11 человек, моральное – 3 человека.

Большое внимание в коллективном договоре уделяется повышению профессионализма и квалификации, обучению персонала, что в 2009 г. профессиональное обучение (как в организации, так и на курсах, семинарах и т.п.) получили 9 человек, из них 6 по собственной инициативе без материальной помощи от организации.

Мы разработали  некоторые рекомендации по повышению  уровня социального развития ОАО «Россельхозбанк». К ним относятся: выбрать приоритетные направления, не требующие значительных финансовых вложений, но достаточно значимые для коллектива; пересмотреть структуру социального пакета ОАО «Россельхозбанк», удалив наиболее расходные его элементы; и отказаться от требующих слишком высоких затрат, например, от корпоративной поддержки работникам, приобретающим жилье в собственность. Необходимо усилить работу в направлении осуществления негосударственного пенсионного обеспечения, так как возраст основной части сотрудников – 35-45 и более 45 лет – это увеличит мотивацию сотрудника и снизит текучесть кадров. Компенсационная система оплаты труда и премирования должна быть оформлена в виде локального нормативного акта и доведена до сведения каждого сотрудника организации. Необходимо оставить попытки развивать свою социальную инфраструктуру, а купить некоторые социальные услуги на рынке. Необходимо предусмотреть в своей организационной структуре единую централизованную систему учета, анализа и мониторинга социальных затрат

При планировании социального развития предприятия разработать мероприятия по снижению напряженности в коллективе. Например, выработать определенные требования к существующим и прогнозируемым вакансиям в зависимости от подразделения, в которых они требуются: социально-демографические требования – пол, возраст; профессиональные знания, умения, навыки, опыт работы; личностные качества и особенности характера в зависимости от занимаемой должности.

Информация о работе Планирование социального развития предприятия на примере ОАО «Россельхозбанк»