Планирование социального развития предприятия на примере ОАО «Россельхозбанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработать план социального развития ОАО «Россельхозбанк».
Для достижения поставленной цели исследования необходимо определить его задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы планирования социального развития организаций;
- оценить уровень социального развития коллектива ОАО «Россельхозбанк»;
- разработать план социального развития ОАО «Россельхозбанк».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. теорЕтические основы управления социальным развитием………………………………………………………………………..........5
1.1. Сущность, основные цели, задачи и функции управления социальным развитием современных организаций………………………………................................5
1.2. Социальное планирование как эффективный способ управления социальным развитием предприятий…………………………………………………...10
1.3. Объекты планирования социального развития коллективов предприятий.......................................................................................................................13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК"………………………………………………………………..19
2.1. Общая характеристика ОАО «Россельхозбанк»…………………………..19
2.2. Анализ состава и структуры персонала по категориям ОАО «Россельхозбанк»………………......................................................................................21
2.3. Анализ социальной политики ОАО «Россельхозбанк»…………………...26
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»…………………………………………………………………....31
3.1. Рекомендации по совершенствованию социальной политики ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..31
3.2. Проект плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………...….34
3.3. Экономическое обоснование плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Планирование социального развития предприятия.docx

— 167.74 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Московский Государственный Агроинженерный Университет

им. В. П. Горячкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Планирование на предприятии»

на тему: «Планирование социального развития предприятия

на примере  ОАО «Россельхозбанк»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Выполнил:   студент гр. 11и/10яак

                           Кравченков П. Ю.

 

     Проверил:   Жирнов А. В.

 

 

 

 

 

Москва 2012 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. теорЕтические основы управления социальным развитием………………………………………………………………………..........5

1.1. Сущность, основные цели, задачи и функции управления социальным развитием современных организаций………………………………................................5

1.2. Социальное планирование как эффективный способ управления социальным развитием предприятий…………………………………………………...10

1.3. Объекты планирования социального развития коллективов предприятий.......................................................................................................................13

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК"………………………………………………………………..19

2.1.  Общая характеристика ОАО «Россельхозбанк»…………………………..19

2.2. Анализ состава и структуры персонала по категориям ОАО «Россельхозбанк»………………......................................................................................21

2.3. Анализ социальной политики ОАО «Россельхозбанк»…………………...26

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ  ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»…………………………………………………………………....31

3.1. Рекомендации по совершенствованию социальной политики ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..31

3.2. Проект плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………...….34

3.3. Экономическое обоснование плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...40

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………43

 

 

 

Введение

В настоящее  время поиск путей активизации  человеческого фактора внутри организации  и учет социально-психологических  особенностей всех членов трудового  коллектива является одним из решающих условий повышения эффективности  деятельности любой организации. Все  больше работодателей понимают важность и возрастающую значимость социальной составляющей организации и то, что  без управления, максимально полно  учитывающего и реализующего социальный фактор, невозможно выживать и успешно  развиваться в постоянно меняющихся внешних условиях функционирования.                                                                                                                                                                                                                                                                       

Современные условия деятельности организаций  диктуют необходимость построения принципиально новых основ управления социальным развитием организаций. При этом основной акцент должен быть сделан на человеке, как на главный элемент этой системы. Содержание социальных мероприятий предприятия фиксируется в коллективных договорах и тарифных соглашениях, значение которых должно повышаться: в частности, формы, системы и размер оплаты труда; установление надбавок работникам; доплата за работу во вредных и тяжелых условиях труда; трудоустройство; строительство жилья; услуги социально-культурного назначения; социальные льготы пенсионерам, семьям с детьми; медицинское обслуживание, физическая культура; личное страхование (помимо взносов в государственную систему социального страхования); денежные субсидии (на покупку жилья); подготовка и переподготовка кадров и др.

На основе этого должен составляться социальный план предприятия, включающий в себя названные социальные программы. Только комплексный подход к решению  социальных проблем в условиях ограниченности финансовых ресурсов позволит выработать устойчивую тенденцию к повышению жизненного уровня сотрудников предприятия.

Уход  государства от решения ряда социальных проблем вызывает необходимость  активизации предприятий в социальной сфере, расширения и обновления их социальных функций. Чем выше конкурентоспособность рынка, тем разнообразнее и весомее должна быть как внутренняя, так и внешняя социальная политика предприятий. Сокращение государственных услуг по социальному обеспечению отнюдь не приводит к уменьшению потребности граждан в социальной защите. Напротив, в условиях роста социальной дифференциации современного общества она будет возрастать. Поэтому вполне закономерно ожидать повышения значимости мер, принимаемых предприятиями по социальной защите граждан от жизненных трудностей. Задача, поставленная руководством страны, еще в большей степени актуализирует повышение роли предприятий в осуществлении социальной политики.

Цель  курсовой работы – разработать план социального развития ОАО «Россельхозбанк».

Для достижения поставленной цели исследования необходимо определить его задачи:

- рассмотреть  теоретические вопросы планирования  социального развития организаций;

- оценить  уровень социального развития коллектива ОАО «Россельхозбанк»;

- разработать план социального развития ОАО «Россельхозбанк». 

Практическая  значимость курсовой работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве теоретической и методической базы при планировании социального развития предпринимательских фирм, что будет способствовать реализации принципов корпоративной социальной ответственности на практике и переходу их к устойчивому развитию.

Теоретической базой исследования послужили учебники и учебные пособия на тему исследования, статьи и материалы специализированных журналов и сети Интернет.

Структура курсовой работы состоит из введения, теоретической части, практической части, заключении и библиографического списка.

 

 

ГЛАВА 1. управление СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ предприятий В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. Сущность, основные цели, задачи и функции управления социальным развитием современных организаций

Многие  исследователи дают трактовку социального  развития, как процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или  отдельных ее компонентах – социальных отношениях, социальных институтах [18, С. 75] и т.д.

В настоящее  время понятие «социальное развитие», по мнению С. Э. Майковой и Д. В. Окунева в полном объеме включает в себя [19, С. 4]:

1) социальные  процессы, связанные с функционированием  общественных отношений;

2) социальные  процессы, обусловленные развитием  общественных отношений;

3) процессы  преодоления негативных социальных  явлений; 

4) процессы  улучшения жизненных условий  трудящихся.

Многие  исследователи сводят социальное развитие к повышению благосостояния работников, социальных групп. Так, И.Е. Ворожейкин считает, что социальное развитие организации  – это изменение к лучшему  в ее социальной среде, достижение желаемых перемен в условиях труда, быта и  досуга работников, которые осуществляются по следующим направлениям:

1. Создание  единого статуса для всех работников, равенство в отношениях.

2. Социальное партнерство, создание тождественности интересов руководителя и сотрудников.

3. Равенство  в возможностях продвижения по  карьерной лестнице.

4. Забота  о нуждах работника.

5. Повышение  профессионализма менеджеров [11, с. 18, 31-33].

По мнению А.Я. Кибанова, социальное развитие организации  означает все изменения в ее социальной среде – в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности [22, С. 181]. Соглашаясь с точкой зрения А. Я. Кибанова, отметим, что социальное развитие организации представляет собой развитие социальной среды и сферы социальных отношений, основанное на законах практической деятельности людей, проявляющееся во всестороннем улучшении качества жизни работников трудового коллектива. Управление социальным развитием организации представляет собой совокупность приемов, процедур и правил целенаправленного воздействия субъекта управления на объект на основе научных подходов, знания закономерностей протекания социальных процессов и реальной практики управления.

Выявление сути и специфики управления социальным развитием имеет важное практическое значение и требует теоретического осмысления. Прежде всего, необходимо обратить внимание на объект управления социальным развитием предприятия  – социальную среду организации.

Как считают Девяткин Е.А., Корсакова А.А., к основным факторам непосредственной социальной среды организации относятся [14, с. 91]:

  • потенциал и социальная инфраструктура организации;
  • условия работы и охрана труда;
  • социальная защищенность работников;
  • социально-психологический климат коллектива;
  • материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;
  • внерабочее время и использование досуга.

Михалева Е. А. под социальной средой понимает сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации, и все то, что, так или иначе, определяет качество трудовой жизни работников, то есть степень удовлетворения их личных потребностей посредством труда в данной организации [16, с. 67].

На взгляд, к основным составляющим социальной среды организации относятся: потенциал организации, социальная инфраструктура, условия работы и охрана труда, социальная защищенность работников, социально-психологический климат в коллективе, стимулирование трудового поведения, внерабочее время и использование досуга.

Основу  социальной среды организации образует персонал. Он обладает рядом характеристик, оценивая которые можно установить соответствие качественных характеристик  персонала требованиям должности  или рабочего места. Кроме различия людей по возрасту, полу и национальной принадлежности они отличаются по своим  потребностям, интересам, возможностям, поведению, вкусам. У каждого из них  – свои физические и интеллектуальные способности, свое мировоззрение, образ  и стиль жизни. В трудовой жизни  реализуются присущие работнику  свойства – его квалификация, опыт, знания, работоспособность, отношение  к труду и ряд других, совокупность которых должна обеспечить такой  процесс труда, который будет  соответствовать определенным правовым нормам, характеризующим эталон трудовой деятельности.

Социальная  среда организации тесно взаимосвязана  с технической и экономической  сторонами функционирования организации, составляет вместе с ними единое целое. Успешная деятельность любой организации  зависит от результативности совместного  труда занятых в ней работников, от их трудового потенциала, от того насколько условия труда и  быта благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.

По мнению А.А. Ослопова, основными субъектами управления социальным развитием организации  являются организационно оформленные  общности людей, формируемые ими  органы управления; руководящий состав, наделенный управленческими функциями  и осуществляющий управленческую деятельность [10, с. 15].

Л. Н. Коновалова считает, что субъектами управления могут быть и неформальные группы во главе с неформальными лидерами, причем эффективность влияния таких  групп иногда может быть выше, чем формальных образований.

Основной  целью социального развития предприятия является повышение качества трудовой жизни. Этого можно достичь путем создания благоприятных условий труда и отдыха работников; повышения их образовательного уровня; повышения трудовой активности рабочих; обеспечения им безопасности на производстве, в быту, местах отдыха; удовлетворения и развития потребностей работников; укрепления здоровья и увеличения продолжительности их жизни, а также стабилизации отношений в трудовых коллективах и совершенствования социально-психологических отношений.

Достижение  всего комплекса целей обеспечивает повышение качества трудовой жизни  работников организации. Оно может  быть достигнуто в процессе решения  целого комплекса взаимосвязанных  задач, таких как повышение благосостояния членов трудового коллектива, улучшение  условий трудовой деятельности, создание благоприятного и стабильного социально- психологического климата в коллективе.

Информация о работе Планирование социального развития предприятия на примере ОАО «Россельхозбанк»