Планирование социального развития предприятия на примере ОАО «Россельхозбанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработать план социального развития ОАО «Россельхозбанк».
Для достижения поставленной цели исследования необходимо определить его задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы планирования социального развития организаций;
- оценить уровень социального развития коллектива ОАО «Россельхозбанк»;
- разработать план социального развития ОАО «Россельхозбанк».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. теорЕтические основы управления социальным развитием………………………………………………………………………..........5
1.1. Сущность, основные цели, задачи и функции управления социальным развитием современных организаций………………………………................................5
1.2. Социальное планирование как эффективный способ управления социальным развитием предприятий…………………………………………………...10
1.3. Объекты планирования социального развития коллективов предприятий.......................................................................................................................13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК"………………………………………………………………..19
2.1. Общая характеристика ОАО «Россельхозбанк»…………………………..19
2.2. Анализ состава и структуры персонала по категориям ОАО «Россельхозбанк»………………......................................................................................21
2.3. Анализ социальной политики ОАО «Россельхозбанк»…………………...26
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»…………………………………………………………………....31
3.1. Рекомендации по совершенствованию социальной политики ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..31
3.2. Проект плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………...….34
3.3. Экономическое обоснование плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Планирование социального развития предприятия.docx

— 167.74 Кб (Скачать)

 

Таким образом, численность персонала дополнительного офиса № 5703 в г. Дмитров в 2008-2010 гг. сократилась с 23 до 21 чел., т.е. на 8,7%. Изменение численности сотрудников произошло за счет сокращения численности специалистов – на 3 чел., и увеличения численности обслуживающего персонала на 1 чел.

Изменение численности персонала дополнительного офиса № 5703 в г. Дмитров в 2008-2010 гг. представлено на рис. 1.

 

 

 
Рис. 1. Изменение численности персонала  дополнительного офиса № 5703 в г. Дмитров в 2008-2010 гг.

 

 

Анализ  состава и структуры персонала  необходим для определения и  последующего развития кадрового потенциала кредитной организации.

 

Анализ  структуры персонала по категориям сотрудников (управленческий персонал, специалисты, обслуживающий персонал) представлен в таблице 2.

 

 

Таблица 2. 

Анализ  структуры персонала по категориям сотрудников дополнительного офиса № 5703 в г. Дмитров в 2008-2010 гг. (в %)

Наименование показателя

2008

2009

2010

Управленческий персонал

4,3

4,5

4,7

Специалисты

74

72,8

66,7

Обслуживающий персонал

21,7

22,7

28,6


 

Таким образом, в структуре персонала за 2008-2010 гг. сократилась доля  специалистов, и увеличилась доля обслуживающего персонала.

 

Более наглядно изменение структуры персонала  дополнительного офиса № 5703 по категориям сотрудников в 2008-2010 гг. представлено на рис. 2.

 

Рис. 2. Изменение структуры персонала  структуры персонала дополнительного офиса № 5703.

 

 

Анализ  качественного состава персонала  по возрасту и уровню образования  представлен в таблице 3.

Таблица 3. 

Анализ  качественного состава персонала  структуры персонала дополнительного офиса № 5703. (в %.)

Наименование показателя

2008

2009

2010

Сотрудники (работники), возраст которых  составляет менее 25 лет

25,9

26,31

26,96

Сотрудники (работники), возраст которых  составляет от 25 до 35 лет

25,31

25,54

25,68

Сотрудники (работники), возраст которых  составляет от 35 до 55 лет

23,54

23,48

23,52

Сотрудники (работники), возраст которых  составляет более 55 лет

25,25

24,67

23,84

Итого:

100

100

100

имеющие среднее и /или полное общее  образование

38,47

32,73

26,28

имеющие начальное и/или среднее  профессиональное образование

42,32

46,56

49,68

имеющие высшее профессиональное образование

14,78

15,51

17,52

имеющие послевузовское профессиональное образование

4,43

5,20

6,52


 

Изменение структуры  персонала представлено графически на рис. 3

Рис. 3. Возрастная структура персонала дополнительного офиса № 5703

Таблица 3 и рисунок 3 позволяют сделать  вывод о том, что в структуре  персонала предприятия растет доля более молодого персонала (до 35 лет), в то время как процент сотрудников, возраст которых составляет более 55 лет, сокращается.

Рис. 4. Структура персонала дополнительного офиса № 5703 по уровню образования

 

Рисунок 4 позволяет сделать вывод о  том, что в структуре персонала  дополнительного офиса № 5703 существенно увеличилась доля сотрудников, имеющих образование выше среднего. Доля сотрудников, имеющих только среднее образование, сокращается, что позволяет сделать вывод о повышении квалификации персонала.

Таким образом, качественный состав персонала дополнительного офиса № 5703 за три года значительно улучшился.

 

2.3. Анализ социальной политики

Социальная политика Дмитровского филиала ОАО «Россельхозбанк» – составная часть корпоративной системы управления, основанная на положениях коллективного договора ОАО «Россельхозбанк» на 2008 - 2010 годы, объявленным распоряжением ОАО «Россельхозбанк» от 28.12.2007 г. № 2488р, утвержденных распоряжением Руководителя с учетом мнения профсоюзной организации общества. Коллективным договором регулируются производственные и трудовые отношения, вопросы охраны труда, социального развития коллектива, охраны здоровья его членов [25].

Анализ положений коллективного  договора ОАО «Россельхозбанк» выявил, что социальная политика предприятия включает в себя программы и мероприятия, направленные на решение наиболее актуальных задач социального развития коллектива, улучшение условий труда, обеспечения социальной защиты работников, организацию их отдыха и медицинского обслуживания.

Исходя из коллективного  договора ОАО «Россельхозбанк», своей главной задачей в области социальной политики руководство предприятия считает создание условий для эффективной работы сотрудников, их профессионального роста, обеспечение возможностей для достойного заработка и развитие культуры производства. Практикуется выплата премий и надбавок за профессиональное мастерство.

В коллективном договоре ОАО «Россельхозбанк» предусмотрены разнообразные социальные льготы и гарантии, социальные программы и программы помощи работникам, что должно привлекать и удерживать наиболее ценные кадры, укреплять лояльное отношение работников к организации, способствовать достижению целей предприятия.

В коллективном договоре закреплен следующий пакет социальных льгот и гарантий работникам ОАО «Россельхозбанк» [25]:

1. Дополнительные  выплаты к выплатам из средств  фонда социального страхования:  дополнительно к гарантированным  выплатам из средств фонда  социального страхования в ОАО «Россельхозбанк» выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, предоставление путевок в санатории персоналу, работающему во вредных условиях труда, на погребение и другие пособия

2. Оказание  материальной помощи: предусмотрено  оказание материальной помощи  работникам предприятия на горячее  питание, в виде частичной оплаты  путевок в санатории, в связи  с тяжелым финансовым положением, на отопление частных домов,  в связи со смертью ближайших  родственников, на погребение  умерших пенсионеров и работников  завода, материальная помощь неработающим  пенсионерам.

3. Организация  отдыха работников предприятия: для санаторно-курортного оздоровления работников предприятия. Отдых детей работников предприятия ежегодно проводится в летних оздоровительных и санаторно-оздоровительных лагерях.

4. Медицинское  обслуживание: часть направлений  социальной политики предприятия  реализуется в рамках комплексной  программы «Здоровье». Комплексная  программа «Здоровье» направлена  на снижение уровня заболеваемости  работников ОАО «Россельхозбанк».

5. Решение  жилищных вопросов работников: согласно коллективному договору на предприятии действуют: Положение "О порядке улучшения жилищных условий работников и пенсионеров на 2008-2010 годы, с предоставлением жилья с выплатой части стоимости в рассрочку путем удержания из заработной платы"; Положение "О порядке предоставления беспроцентных целевых займов работником ОАО «Россельхозбанк» на 2008-2010 годы для улучшения жилищных условий"; Положение "О порядке улучшения жилищных условий молодых специалистов".

6. Организация досуга работников: для проведения корпоративных мероприятий (торжественных вечеров, праздников, конкурсов, юбилеев, семейных вечеров, спортивных мероприятий) предприятие заключает договоры на проведение коллективных мероприятий и спортивных соревнований. Большое внимание уделяется здоровому образу жизни работников предприятия [25].

В организации  развита система охраны и безопасности труда. Функциональная схема структуры  управления по надзору за охраной  и безопасностью труда в ОАО «Россельхозбанк» представлена на схеме (рис. 5)

 

Рис. 5. Функциональная схема структуры управления по надзору за охраной и безопасностью труда ОАО «Россельхозбанк»

 

 

 

 

Для реализации вопросов по совершенствованию обеспечения  охраны здоровья работников и безопасности в ОАО «Россельхозбанк», в соответствии законодательством РФ и нормативными документами, создан отдел по надзору за безопасностью и охране труда, в обязанности которого входит не только охрана груза при перевозках, но и обеспечение безопасности и охраны труда. Руководство деятельностью Отдела осуществляет начальник отдела по надзору за безопасностью.

В обязанности  службы входит контроль выполнения в  полном объеме правил внутреннего трудового  распорядка, требований охраны труда, промышленной, пожарной, радиационной безопасности, системы менеджмента  качества, охраны окружающей среды, охраны здоровья и безопасности труда, нормативно-правовых актов, действие которых распространяется на деятельность ОАО «Россельхозбанк».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»

3.1. Рекомендации по совершенствованию социальной политики ОАО «Россельхозбанк»

В ходе оценки социального развития ОАО «Россельхозбанк» выяснилась, что формирование социально-психологического климата в коллективе, корпоративной культуры, то есть те направления, которые не требуют значительных финансовых вложений, достаточно значимо влияют на отношение сотрудника как к самой организации, так и к своему труду в ней. Действительно, процветающие фирмы отличаются высоким уровнем культуры, которая формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие корпоративного духа и предпринимаемых на благо всех сторон, заинтересованных в деятельности компании. Игнорирование корпоративной этики отрицательно сказывается на имидже предприятий, величине их корпоративной стоимости; обостряет внутрифирменные противоречия. Необязательность, безответственность перед различными участниками корпоративных отношений ведут к социальным рискам [16, с. 241].

Необходимо  с учетом финансовых возможностей организации  пересмотреть структуру социального  пакета ОАО «Россельхозбанк», часть которого предоставляется предприятиями на основе добровольно взятых на себя обязательств по отношению к работникам. Тем более что назначение его состоит не только в том, чтобы увеличить доходы работников, но и социально защитить их, помочь им решать социально-бытовые проблемы [25].

Из закрепленного  в действующем коллективном договоре социального пакета, на наш взгляд, необходимо выбрать наиболее эффективные, но не требующие слишком высоких  затрат, например, отказаться от корпоративной поддержки работникам, приобретающим жилье в собственность; но усилить работу в направлении осуществления негосударственного пенсионного обеспечения, тем более что возраст основной части сотрудников – 35-45 и более 45 лет и оказания медицинской помощи по договорам ДМС, но не в негосударственных учреждениях здравоохранения, где услуги в разы дороже, а в муниципальных, которые в настоящее время обладают современным оборудованием и возможностью предоставлять качественные услуги.

Компенсационная система, разработанная на предприятии, должна быть оформлена в виде локального нормативного акта, например, "Положения об оплате труда и премировании", в котором должны быть определены не только условия, но и механизмы, источники финансирования денежного вознаграждения сотрудников. Данное Положение должно быть доведено до сведения каждого сотрудника организации, для того, чтобы не возникало проблем, связанных с распределением премий, материальной помощи, размером оплаты труда[13, с. 81].

Необходимо  оставить попытки развивать свою социальную инфраструктуру, а купить необходимые социальные услуги на рынке. Это относится к предоставлению работникам бесплатного питания, созданию своих баз отдыха или спортивных помещений.

На наш  взгляд, в ОАО «Россельхозбанк» необходимо предусмотреть в своей организационной структуре единую централизованную систему учета, анализа и мониторинга социальных затрат Общества с целью постоянного контроля над социальными расходами, проведения их социально-экономической экспертизы и прогнозирования последствий всех вводимых в этой сфере изменений. Например, контроль над пенсионными расходами можно осуществлять на трех уровнях [25]:

  1. со стороны участников пенсионной программы (работников и пенсионеров) – по состоянию пенсионных счетов и на основе участия представителей работников в Комиссии по организации негосударственного пенсионного обеспечения;
  2. от лица руководства – по результатам финансовой отчетности и аудиторским заключениям;
  3. в системе государственного надзора – по результатам финансовой и специальной отчетности Общества и пенсионного фонда, аудиторских проверок и проверок соответствующих государственных органов.

В целях  сдерживания неоправданного роста  расходов на медицинское обслуживание работников и пенсионеров в рамках программы добровольного медицинского страхования необходимо осуществлять через страховую медицинскую  компанию, с которой взаимодействует  Общество, трехступенчатый экспертный контроль объемов, сроков и качества предоставляемой медицинской помощи, включающий медико-экономическую экспертизу счетов медицинских учреждений, плановую и целевую экспертизу качества медицинской  помощи, а также экспертизу в рамках работы по защите прав застрахованных работников и пенсионеров ОАО «Россельхозбанк» [14, с. 26].

Информация о работе Планирование социального развития предприятия на примере ОАО «Россельхозбанк»