Планирование социального развития предприятия на примере ОАО «Россельхозбанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработать план социального развития ОАО «Россельхозбанк».
Для достижения поставленной цели исследования необходимо определить его задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы планирования социального развития организаций;
- оценить уровень социального развития коллектива ОАО «Россельхозбанк»;
- разработать план социального развития ОАО «Россельхозбанк».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. теорЕтические основы управления социальным развитием………………………………………………………………………..........5
1.1. Сущность, основные цели, задачи и функции управления социальным развитием современных организаций………………………………................................5
1.2. Социальное планирование как эффективный способ управления социальным развитием предприятий…………………………………………………...10
1.3. Объекты планирования социального развития коллективов предприятий.......................................................................................................................13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК"………………………………………………………………..19
2.1. Общая характеристика ОАО «Россельхозбанк»…………………………..19
2.2. Анализ состава и структуры персонала по категориям ОАО «Россельхозбанк»………………......................................................................................21
2.3. Анализ социальной политики ОАО «Россельхозбанк»…………………...26
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ОАО «РОССЕЛЬХОЗБАНК»…………………………………………………………………....31
3.1. Рекомендации по совершенствованию социальной политики ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..31
3.2. Проект плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………...….34
3.3. Экономическое обоснование плана социального развития ОАО «Россельхозбанк»………………………………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Планирование социального развития предприятия.docx

— 167.74 Кб (Скачать)

В структуре  социально-психологического климата  коллектива взаимодействуют три  основных компонента: психологическая  совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность [22, С. 183]. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого общения, интеллекта, воли и эмоций личности, во многом определяющих ее стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие [21, С. 16].

Узловым пунктом социального развития организации  выступает материальное вознаграждение труда. В нем состыковываются  основные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работников, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных благах [19, С. 64].

Оплата  труда должна основываться на социальном минимуме - на том, что необходимо для  поддержания достойного уровня жизни  и воспроизводства работоспособности  человека, получения им средств существования  не только для себя, но и для своей семьи [7, с. 7]. Заработная плата в индустриально развитых странах составляет примерно две трети общих денежных доходов населения. В Российской Федерации к ней добавляются все виды пенсий, стипендии студентов и учащихся образовательных учреждений, пособия на детей и уходу за ребенком, стоимость натуральных продуктов подсобного хозяйства, используемых на личное потребление, а также доходы от собственности, реализации продуктов подсобного хозяйства на рынке и предпринимательской деятельности, включая дивиденды и проценты от вкладов в банки [12, С. 11].

Расходную часть семейного, по преимуществу потребительского, бюджета составляют денежные расходы  на уплату налогов и внесение различных  взносов (в том числе проценты за кредиты), на покупку товаров краткосрочного и длительного пользования – продуктов питания, одежды, обуви, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату жилищных, коммунальных, транспортных, медицинских и иных услуг. Баланс расходной и доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых семьей в течение определенного времени (месяца, года) в расчете на одного человека [13, с. 194]. Среднедушевой доход и соответствующие расходы отражают степень семейного достатка, качество и уровень ее жизни.

Внерабочее  время образует еще одну группу факторов социальной среды организации. С ними связано устройство домашнего быта работников, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга. Временной ресурс работающего человека распадается в будний день на рабочее время и внерабочее время в соотношении примерно 1:2. В свою очередь внерабочее время включает затрату 9-9,5 часов на удовлетворение естественных физиологических потребностей человека (сон, личная гигиена, прием пищи и т. п.). Оставшееся время занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, свободное время – досуг [20, С. 35].

Досуг занимает особое место в гармоничном  развитии человека. Величина, структура, содержание, культура использования  свободного времени влияют на гуманистическую  наполненность образа жизни, мировосприятие работника, его гражданскую позицию и нравственные ценности [22, С. 184], что и определяет значимость данного фактора как объекта социального планирования организаций.

Социальная  инфраструктура, как объект социального  планирования представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей [13, с. 40]. В условиях Российской Федерации перечень таких объектов включает:

- обобществленный  жилищный фонд (дома, общежития) и  объекты коммунального хозяйства  (гостиницы, бани, прачечные и  пр.) с сетями энергоснабжение, газоснабжение и теплоснабжения, канализации, водопровода, телефонизации и т.п.;

- медицинские  и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории,  медпункты, аптеки, санатории, профилактории  и т. д.);

- объекты  образования и культуры (школы,  детские дошкольные и внешкольные  учреждения, Дома культуры, клубы,  библиотеки, выставочные залы и  т. п.);

- объекты  торговли и общественного питания  (магазины, столовые, кафе, рестораны,  подсобные хозяйства для поставки  свежих продуктов);

- объекты  бытового обслуживания (комбинаты,  мастерские, ателье, салоны, пункты  проката);

- спортивные  сооружения (стадионы, плавательные  бассейны, спортплощадки) и базы  массового отдыха, приспособленные  для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- коллективные  дачные хозяйства и садово-огородные товарищества [12, с. 134].

Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, подчиненности, местоположения и других условий  может располагать целиком собственной  социальной инфраструктурой, иметь  набор только ее отдельных элементов  или рассчитывать на кооперацию с  другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы [13, с. 41]. Но при любом варианте забота о социальной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.

Отметим, что социальное планирование предполагает комплексное  решение проблем и участие  в процессе реализации плана не только действующего коллектива организации, но и членов семьи сотрудников; пенсионеров, ушедших на пенсию из данной организации; молодых сотрудников, служащих в армии; женщин, находящихся в отпуске по беременности или по уходу за ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Общая характеристика «Россельхозбанка» 

Аграрная  система кредита в России возвращается к 1882 году, когда первые специализированные банки – «Крестьянский Земельный банк» и «Земельный банк Дворянства» – были установлены. Во время советского периода приблизительно 90% всех долгосрочных ссуд были выданы на сельское хозяйство. Тогда сектор включал 35 000 офисов на всем протяжении СССР и нанял 110 000 человек. Установленный в 2000 году на инициативе президента Российской Федерации, российский Сельскохозяйственный Банк - теперь главное финансовое учреждение, обеспечивающее банковские услуги российскому сектору сельского хозяйства. «Россельхозбанк» доказал свою эффективность, преследуя высокие стандарты бизнеса и стал одним из лидеров на аграрном рынке банковских услуг. Правительство Российской Федерации, представленной Федеральным агентством на федеральном Управлении Собственностью, держит 100%-ые акции «Россельхозбанка». С самого начала цель «Россельхозбанка» была двойной: создать систему, которая предоставляет весь сельский доступ людей к полному диапазону банковских услуг и обеспечить финансовые ресурсы для оборотного капитала и долгосрочных инвестиций юридических лиц сельского хозяйства. Чтобы сделать это, «Россельхозбанк» построил широкую сеть по всей стране. Сегодня «Россельхозбанк» обладает второй по величине сетью филиалов страны. На 1 января 2008, «Россельхозбанк» присутствует в 77 избирательных округах Российской Федерации. Приблизительно 25 процентов населения России живут в сельских районах. Это показывает огромные возможности служить этому рынку и поспособствовать его росту [24].

Руководствуясь  целями создания Банка, современным  представлением о его месте в  банковской системе и целями государственной  аграрной политики, миссия ОАО «Россельхозбанк» на перспективу состоит в следующем:

Обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского  населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, всемерное содействие формированию и функционированию современной национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора России, поддержка развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации. Российский Сельскохозяйственный банк – государственный Агент для развития сектора сельского хозяйства. Его миссия состоит в том, чтобы осуществить правительственные финансы и кредитную политику в сельском хозяйстве, и сельские районы в России. Российский Сельскохозяйственный банк:

      • обеспечивает доступные, инновационные и эффективные продукты банка и услуги для производителей сельскохозяйственного продукта, и сельскому населению Российской Федерации
      • осуществляет правительственный социально-экономический, и кредитная политика в сельском хозяйстве и сельские районы в России
      • облегчают внутренний и иностранные инвестиции и новшества в секторе сельского хозяйства российской экономики
      • обеспечивает устойчивое развитие сельского хозяйства и сельские территории [24].

Российской  Федерации, Установленного в 2000 на инициативе президента Российской Федерации, Российский Сельскохозяйственный банк сейчас обладает второй по величине сетью филиалов страны, и это уже среди Лучших десяти российских банков. С самого начала цель Российского Сельскохозяйственного  банка была двойной: создать систему, которая предоставляет весь сельский доступ людей к полному диапазону  банковских услуг и обеспечить результаты банковских операций, требуемые этим рынком, для оборотного капитала и  долгосрочных капиталовложений. Чтобы  сделать это, только Российский Сельскохозяйственный банк за шесть лет построило широкую  сеть по всей стране. Приблизительно 25 процентов населения России живут  в сельских районах. Это показывает огромные возможности служить этому рынку и способствовать его росту.

2.2. Анализ состава и структуры персонала по категориям

Структура Банка отвечает функциям, выполнение которых предусмотрено Уставом  Банка. Необходимый их набор: расчетные, кассовые, кредитные, депозитные операции, операции с ценными бумагами, валютные операции и т.п. Для выполнения перечисленных  операций в банке создаются соответствующие  отделы с аналогичными наименованиями [25].

Заместители и главный бухгалтер курируют отделы по сфере компетенции, снижая тем самым нагрузку руководителя филиала. Каждый отдел имеет строго определенные задачи, которые решаются в строго определенном порядке.

Отдел экономического анализа и кредитования концентрирует  всю работу по формированию кредитного портфеля, кредитованию клиентов, контроля за обеспеченностью ссуд, анализу кредитных операций и финансовой деятельности банка. Организует работу банка в сфере безналичных расчетов бухгалтерия, которая осуществляет полное обслуживание по расчетным, текущим и ссудным счетам клиентов, операции по другим банковским счетам.

Отдел ценных бумаг осуществляет прием, хранение, учет ценных бумаг, позволяя банку получать за эту работу определенное комиссионное вознаграждение.

Отдел внешнеэкономических связей осуществляют операции по счетам клиентов в иностранной валюте, а также  устанавливает курс покупки и  продажи наличной иностранной валюты в кассе банка.

Отдел вкладных операций осуществляет работу с населением по приему и  выдаче вкладов.

В функции юридического отдела (служба информационной безопасности) входит защита интересов банка в суде, юридическая проверка договоров.

Отдел автоматизации обеспечивает комплекс технических средств для  электронной обработки данных, изучение и внедрение новых программных  продуктов.

Операционная  касса осуществляет прием и выдачу денежной наличности, работает с наличной иностранной валютой.

Оформлением и ведением трудовых книжек, личных дел работников банка занимается инспектор по кадрам.

Служба  внутреннего контроля подчиняется  непосредственно руководителю филиала и осуществляет контроль за работой всех подразделений (соблюдение сметы расходов, правильность документооборота, полнота оформления кредитных досье и т.д.) [25].

 

В данной работе формы и системы оплаты труда дмитровского филиала будут рассмотрены на примере дополнительного офиса № 5703 (численность сотрудников – 21 человек).

 

Штат  сотрудников дополнительного офиса № 5703 в г. Дмитров насчитывает 21 человек: из них 1 чел. – уровня управленческий персонал, 14 чел. – специалисты разных категорий, 6 чел. – обслуживающий персонал (операционно-кассовые работники, секретари-машинистки, операторы ПЭВМ, водители, уборщики помещений).

 

Данные, характеризующие изменение численности  персонала дополнительного офиса № 5703 в г. Дмитров, представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. 

Анализ  изменения численности персонала  дополнительного офиса № 5703 в 2008-2010

гг.

Наименование показателя

Численность, чел.

Темп роста, %

2008

2009

2010

2009 к 2008

2010 к 2009

2010 к 2008

Среднесписочная численность сотрудников.

23

22

21

95.6

95,4

91.3

управленческий персонал

1

1

1

100

100

100

специалисты

17

16

14

94.1

87.5

82.3

обслуживающий персонал

5

5

6

100,0

120

120

Информация о работе Планирование социального развития предприятия на примере ОАО «Россельхозбанк»