Переходная экономика, проблемы ее становления и эволюции в современной России»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность, цели и задачи курсовой работы обусловлены следующими положениями. Переходная экономика настоящего периода в России неотъемлема от движения к рынку. Рынок в свою очередь - одно из величайших достижений человеческой цивилизации. Он прошел испытание временем и доказал свою огромную жизненную силу. Это подтверждено всем мировым опытом и зафиксировано наукой.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономике.docx

— 67.05 Кб (Скачать)

Экономическую политику надо корректировать, но решить эту проблему чисто монетарными методами невозможно. Необходимо не только стимулировать  спрос, но и наращивать объем предложения, накопить запасы ресурсов торговли. Это  тоже относится к функциям государства. Нужно оживить отечественное  производство, пополнить запасы торговли продукцией легкой промышленности, продуктами питания. Следует искать решение  этой проблемы, а не уходить от нее.

 Что касается общего  государственного долга, то ситуация  выглядит достаточно тревожной.  Размер внешнего долга составляет  примерно 130 млрд. долларов. Размер внутреннего долга на начало 1997 г., согласно оценке специалистов Центрального банка и Министерства финансов РФ, был равен 370 трлн. руб. К концу года он достигнет 570 трлн. руб. В совокупности величина внутреннего и внешнего долга приблизится к критической отметке в 60% ВВП в годовом исчислении. За ней наступает банкротство страны. Очень важно не переступить эту черту. Необходимо найти какие - то решения, в частности, осуществить реструктуризацию долгов, а главное - обеспечить экономический рост, ведь при возросшем объеме ВВП доля задолженности уменьшается.

 Для того чтобы серьезно  говорить о государственном регулировании  экономики, нужно возродить российскую  государственность. Прежде всего,  нео6ходимо обеспечить способность  власти вырабатывать и проводить  в жизнь независимую внутреннюю  и внешнюю экономическую политику, исходящую из высших национальных  интересов и основанную на  контроле за национальными ресурсами.  Иначе все разговоры о госрегулировании  теряют смысл. Причем независимую  как от внешних, так и от  внутренних влияний - групповых,  клановых сил, которые пытаются  навязать определенную политику, несовпадающую с общими интересами.

 Далее требуется восстановление  социального контракта между  властью и народом. В любом  демократическом обществе и в  нашей стране, в том числе в  соответствии с ее конституцией  высшим сувереном власти и  права является народ. Он заключает  пусть не всегда оформленный  юридически социальный контракт  с властью, передавая ей свои  естественные права и полномочия  при определенных условиях, гарантиях,  обещаниях и объявленных целях.  На этом и основана сила  власти - на кредите доверия к  ней. А последний, как и всякий  кредит, не бывает бессрочным  и предполагает соответствующее  выполнение возникающих при этом  обязательств.

 Следующее - становление  новых федеративных отношений.  Процесс трудный, долгий и мучительный.  Но, только продвигаясь по этому  пути, мы обретем подлинную российскую государственность и возможность проведения эффективной политики экономического регулирования. Сегодня пытаться осуществлять экономическое регулирование так, как это делается в рамках унитарного государства, бесперспективно.

 И, наконец, необходимо  четкое законодательное, правовое  регулирование всех социально-экономических  процессов, формирование целой  системы взаимодополняющих, внутренне  непротиворечивых законов, являющихся  своеобразным кодексом государственного  экономического регулирования.

 Центральный вопрос  государственного регулирования  - проблема разработки стратегии  социально - экономических преобразований  в стране с четким определением  конечных целей, приоритетов и  этапов. Нужно преодолеть примитивное  и ущербное представление о  социальных расходах как о  некоем вынужденном вычете из  тех средств, которые можно  было бы направить на развитие  производства и повышение его  эффективности. Это рецидив остаточного  принципа финансирования социальной  сферы.

  В настоящий переходный  период ученые академических  институтов России подготовили  конкретные предложения в рамках  разработки среднесрочной программы  социально-экономического развития  страны на 1998 - 2005 гг. Программа включает  два этапа и содержит обоснование  возможности выхода из создавшейся  ситуации, а также меры, необходимые  для этого, в том числе оживление  совокупного спроса, контроль за  финансово - денежными потоками, четкое определение национальных  приоритетов при проведении активной  промышленной политики, регулирование  цен, в том числе естественных  монополий.

 

Заключение

 Рассмотренные в данной  курсовой работе положения составляют  предложение для существенного  улучшения политики правительства  России в регулировании экономики  переходного периода:

-   требуется повышение  объемов реальных государственных  расходов по сравнению с установленными  законодательством и современной  практикой;

- необходимо резко сократить  финансирование бюджетного дефицита  посредством выпуска новых ГКО  и внешних заимствований, расширив  финансирование за счет кредитов  Центробанка РФ;

- надо существенно увеличить  объемы государственных капиталовложений  в реальную экономику;

- следует провести серьезную  банковскую реформу для упорядочения  расчетов между предприятиями  и предприятий с бюджетом.

 Проведение этих мер  должно иметь приоритет перед  жилищно-коммунальной реформой или  реорганизацией естественных монополий,  которые следовало бы отложить  до создания более благоприятной  макроэкономической ситуации. Оба  эти мероприятия могут быть  реализованы только путем существенного  повышения квартирной платы, а  также тарифов на коммунальные  услуги и пассажирский транспорт.  Не говоря уже о нереальности  получения дополнительных доходов  в бюджет от населения, такие  меры, безусловно, приведут к значительному  сокращению реального спроса  на потребительские товары (как  минимум на 10-15%), что еще больше  обострит сбыт, а следовательно,  вызовет дальнейшее падение национального  производства. Этот минус грозит  перекрыть возможный плюс от  снижения для предприятий цен  на газ, электроэнергию и железнодорожных  тарифов.

 Предлагаемые рекомендации  радикально расходятся с догмами  монетаризма, которыми сейчас  руководствуется правительство.  Зато они полностью соответствуют  известным положениям современной  экономической науки о том,  как стимулировать рост производства, не вызывая при этом чрезмерной  инфляции.

 В России со времен  великих реформ прошлого столетия  неоднократно предпринимались попытки  решения организационных проблем  реформирования экономики при  смене экономического уклада  и политического курса. Хотя  коренные изменения политических  систем в феврале и октябре  1917 г. и в августе 1991 г. имели  разную политическую подоплеку,  но цели реформирования организационного  порядка у них во многом  совпадали. Однако следует признать, что решить организационные вопросы  управления экономикой эти реформы  не смогли.

 Установление советским  режимом жесткого административного  контроля над экономикой в  30 - 50 годы сковало хозяйственную  инициативу, обусловило зависимость  предприятий и региональных хозяйственных  систем от донорской помощи  государства, оказываемой часто  без учета экономической целесообразности  и эффективности. Реформы 1991 - 1992 гг., наоборот, напоминают революцию.  Они сломали существовавший в  стране общественно - политический  строй. Главная их цель - освободиться  от всех последствий и атрибутов  социализма, включая идеологию и  образ жизни людей. И надо  отметить, что российские реформаторы  добились в этом больших успехов,  чем в экономических преобразованиях.  Жизнь людей резко изменилась, они оказались незащищенными  (за исключением немногочисленного  слоя новой буржуазии) перед  чисто товарным производством,  сопровождаемым ростом цен, неуверенностью  в завтрашнем дне, отсутствием  социальных гарантий со стороны  государства.

 Необходимо совершенствовать, а может быть, даже коренным  образом изменить роль организационных  структур управления современным  российским рынком, особенно в  переходный период. Государство  оказывает влияние на экономику  посредством установления ставок  налогов, акцизов и сборов, внешнеторговых  пошлин, предоставляя займы и  кредиты, выделяя средства на  образование, науку, культуру, охрану  окружающей среды и др. Главное  при этом - не подавить частную  инициативу и обеспечить рост  уровня жизни населения. 

   Библиографический список

   1. Гелб А., Грей  Ч. «Экономические преобразования  в странах Центральной и Восточной  Европы: Проблемы, тенденции, перспективы». - М., 1995 г.

   2. Ослунд А. «Шоковая  терапия в Восточной Европе  и России». - М., 1994 г.

   3. Сакс Дж. «Рыночная  экономика и Россия». - М., 1994 г.

   4. «Экономика переходного  периода». Под ред. Радаева В., Бузгалина А. - М., 1997 г.

   5. «Российская экономика»: Журнал. 1995-1997 гг.

   6. В. Папава «Роль  государства в современной экономической  системе», Вопросы экономики, N 11, 1993 г.

   7. Лившиц С. К.  «Государство в рыночной экономике», Российский экономический журнал, N 11-12, 1992, N1, 1993 г.

   8. С. Холланд   «Планирование и смешанная экономика», Вопросы экономики, N 1, 1993 г.

   9. Заставенко Н.  П., Райзберг В. В. «Государственные  программы и рынок», Экономист, N 3, 1991 г.

   10. И. П. Мерзляков  «О становлении рыночной экономики», Финансы, N 1, 1996 г.

   11. Е. Чувилин, В.  Дмитриева «Государственное регулирование  и контроль цен в капиталистических  странах», Москва, «Финансы и статистика», 1991 г.

   12. В. Максимова,  А. Шишов «Рыночная экономика.  Учебник», Москва, СОМИНТЕК, 1992 г.

   13. В. А. Мартынов,   B. C. Автономов, И. М. Осадчая  «Экономика». – М., 2004 г.

   14. Пачи П. «Тендерные  проблемы в странах с переходной  экономикой» - 2003 г.

   15. Бурак П. И., Рождественская  И. А., Ростанец В. Г. «Государственное  регулирование социального развития  регионов в условиях переходной  экономики.» - 1998 г.

   16. Бетин О. И.  «Бюджетный федерализм в России: проблемы регулирования и управления»  - 1999 г.

   17. Евстигнеев В.  Р. «Финансовый рынок в переходной  экономике: инвестиционные стратегии,  структурная организация, перспективы  международной интеграции. Изд.2»  - 2004 г.

   18. Лившиц В. Н., Лившиц С. В. «Макроэкономические  теории, реальные инвестиции и  государственная российская экономическая  политика» - 2008 г.

   19. Дерябина М. А.  «От кризиса к росту. Опыт  стран с переходной экономикой.»  - 1998 г.

   20. Журавлева Г.  П. «Экономика» - 2004 г.

   21. Липина С. А.  «Социо - экономика России переходного  периода (1991 – 2003 гг.)» - 2004 г.

   22. Степанов Е. И.  «Экономика и политика в переходном  обществе: кризис взаимодействия»  - 2000г.

   23. Бузгалин А. В.  «Переходная экономика. Закономерности  модели перспективы» - 1995 г.

   24. Бузгалин А. В.  «Переходная экономика. Курс лекций  по политической экономии» - 1994 г.

   25. Антохонова И.  В. «Потребительский спрос в  переходной экономике: методология  статистического исследования»  - 2005 г.

 

 


Информация о работе Переходная экономика, проблемы ее становления и эволюции в современной России»