Необходимо структуры
аппаратов управления акционерных
обществ привести в соответствие
с рыночными условиями. Особое
значение приобретают подразделения,
отвечающие за разработку стратегии
поведения на рынке, управление
финансами, маркетинг, работу
с кадрами.
Малое предпринимательство
все больше и больше занимает
свою нишу в российской экономике.
Однако в стране, где предельно
высока концентрация производства,
где почти 90% промышленного потенциала
(оборудования, ресурсов сырья и
специалистов) сосредоточено на
предприятиях с численностью
занятых свыше 10 тыс. человек,
только малый бизнес не в
состоянии обеспечить быстрые
перемены во всех сегментах
производственного сектора. В
решении сложнейшей задачи реструктуризации
крупных производств необходимо
отказаться от примитивизма и
упрощенчества.
Мировой опыт свидетельствует,
что концерны, холдинги, конгломераты
и консорциумы, финансово - промышленные
группы, включающие промышленные
предприятия, исследовательские
организации, торговые фирмы и
банки, а также многие структуры
ассоциативного типа, базирующиеся
на внутренних договорных отношениях,
можно назвать своеобразным каркасом
экономики ведущих индустриальных
стран, да и мирового хозяйства
в целом.
В России такие структуры
пока еще не стали основой
расширенного воспроизводства. Однако
в последнее время резко возросла
мотивация предприятий к вхождению
в финансово - промышленные группы.
Серьезные намерения их участников
связаны с возможностью обеспечить
акционерный контроль над предприятиями
и финансово - кредитными учреждениями
в интересах налаживания выгодных
технологических и хозяйственных
связей.
В состав действующих в
настоящее время в России финансово-промышленных
групп на добровольной основе вошли
860 предприятий и организаций, в
том числе 115 финансово - кредитных
учреждений, включая 66 коммерческих банков,
страховые компании, инвестиционные
институты. Общая численность работающих,
занятых на предприятиях и в организациях
ФПГ, равна примерно 3 млн. человек
при годовом объеме выпуска продукции
свыше 100 трлн. руб.
Мировой, и отечественный
опыт эффективного управления
деятельностью отдельных субъектов
хозяйствования, входящих или не
входящих в корпорации, свидетельствует
об объективной необходимости
сосредоточения их деятельности
на взаимодействии с корпоративными
управленческими структурами, а
применительно к государственным
или муниципальным предприятиям
- с государственными органами
регулирования экономики. Важная
роль в направлениях их работы
принадлежит выработке самостоятельной
стратегии хозяйствования, реализации
функций внутрифирменного управления.
Создание ФПГ в России
сдерживается рядом фактором. Никаких
стимулов и условий для их
«выращивания» нет, государство
не принимает целенаправленных
регулирующих мер ни через
систему госзаказов, ни с помощью
программ развития перспективных
производств, ни через ограничение
импорта. К тому же приватизация
государственной промышленности
приводит к распаду ранее единых
производственно-технологических комплексов
на отдельные звенья. О финансово-промышленных
группах ни слова нет в принятом
бюджете на 1997 г., ничего не сказано
о них в Среднесрочной программе правительства
РФ на 1997 - 2000 гг., в проекте Налогового
кодекса. Ссылка на западный опыт естественного
объединения предприятий в промышленные,
научно - промышленные, финансово - промышленные
группы несостоятельна. Ни в США, ни в Японии
не существовала десятилетиями централизованная
плановая система хозяйствования. Ни одна
из этих стран не несет такого непосильного
груза конверсии. Ни одна из них не разрушала
столь стремительно свой производственный
и научно - технический потенциал, как
Россия в последние пять лет. Ни одна из
развитых стран не поставила свою промышленность,
свои субъекты хозяйствования в вынужденные
условия использования псевдонормальных
методов деловой активности - бартерных
операций, незаконного экспорта, продажи
и сдачи в аренду ненужного имущества,
осуществления непрофильной деятельности,
многократного передела собственности.
По мере развития
в российской экономике интегрированных
компаний следует принять специальный
закон о холдингах и холдинговых
компаниях. Это тем более необходимо,
поскольку организационно - управленческая
структура данных институтов
не отражена в законе о финансово-промышленных
группах, а законом об акционерных
обществах вообще игнорируется
понятие «холдинг» или «холдинговая
компания».
В России существует
как минимум три типа холдинговых
структур:
- интегрированные промышленные
компании;
- конгломераты;
- банковские холдинги.
Восстановление государственного
контроля над некоторыми отраслями
остается единственным средством избежать
хаоса и неуправляемости. Такая
ситуация сложилась в алюминиевой
промышленности, в которой после
приватизации алюминиевых заводов
крупные пакеты акций оказались
в руках совместного предприятия,
заключающего незаконные сделки. Важно
поэтому восстановление в той или иной
мере государственного контроля над этой
отраслью.
Рассматривая актуальные
задачи государственного управления экономикой,
нельзя не сказать о таком важном
и перспективном направлении, каким
является расширение масштабов и
повышение роли информационных технологий,
компьютерных сетей, телекоммуникаций.
В настоящее время Россия занимает
16 - е место в мире по удельному
весу в мировом компьютерном парке,
в ней в 63 раза меньше компьютеров,
чем в США. Наша страна находится
на 34 - м месте по количеству компьютеров
на душу населения, то есть имеет 7 компьютеров
на 1000 человек. К тому же пока еще
не создана общенациональная компьютерная
сеть.
Борьба российских
предприятий за выживание, трудности
переходного периода отодвинули
на второй план создание эффективных
коммуникаций в управлении. Вместе
с тем можно утверждать, что
глубокие экономические реформы
и институциональные изменения
нуждаются в использовании в
широких масштабах глобальных
компьютерных сетей. Низкий технический
уровень системы информационного
обеспечения выдвигает задачу
модернизации средств связи и
телекоммуникаций, насыщения экономики
компьютерным оборудованием. Предстоит
разработать законодательную базу,
надежную систему стимулов, гарантий,
реальной экономической заинтересованности
и юридической ответственности
за решение этих задач.
Область властно - административных
и экономических функций государства
затрагивает интересы десятков
и сотен миллионов людей. На
основе опыта развитых стран,
многосторонних научных исследований
в сфере управления выработана
взаимосвязанная система звеньев
регулирования и управления экономическим
развитием. Особое значение такая
система звеньев и присущих
им функций имеет для России,
прошедшей в последние годы
беспрецедентный в истории путь
разрушения своей промышленности,
уничтожения производственного
и научно - технического потенциала.
Речь идет об органах
государственного регулирования
промышленной деятельности федерального
и регионального уровней, наделенных
соответствующими функциями. На
разных этапах переходного периода
они могут принимать различные
формы, и призваны обеспечивать
выработку законодательных основ
и нормативных правил промышленной
деятельности и строгий контроль
за их соблюдением. Ключевое
их назначение - формирование стратегии
(приоритетов и ключевых задач)
промышленной политики и влияние
на создание соответствующих
структур как государственных,
так и коммерческих. К этому
надо добавить разработку и
реализацию соответствующих государственных
программ, прогнозирование развития
индустриальных отраслей, ограничение
монополизма и стимулирование
конкуренции. В задачу данных
органов входит также поддержка
приоритетных направлений развития
промышленного комплекса, использование
налоговых, ценовых, дотационных
рычагов для поддержки структурных
изменений и развития научно -
технического потенциала.
3.2 Современные механизмы и
структуры регулирования государством
экономических и социальных процессов
в переходный период
В переходный период,
прежде всего мы наблюдаем
последовательный процесс становления
институтов гражданского общества,
которые приобретают все большую
значимость в регулировании социально
- экономических процессов. Это
различного рода соглашения, конференции,
ассоциации - союзы промышленников
и предпринимателей, ассоциации
банкиров или торгово - промышленные
палаты, не являющиеся элементами
государства, но и не чисто
рыночные структуры. Следует назвать
и такие образования, как профессиональные
союзы, многочисленные институты
социального партнерства, общества
потребителей, экологические движения,
выступающие реальными участниками
и субъектами регулирования экономических
и социальных процессов. Когда
мы говорим о модификации функций
государства в реальной жизни,
то имеем в виду, скорее, передачу
функций государственного регулирования
не рынку, а институтам гражданского
общества.
В то же время
повышается значение и регулирующее
влияние межгосударственных институтов
и различного рода финансовых
и иных структур, в частности,
транснациональных корпораций, которые
во многом предопределяют регулирование
экономических и социальных отношений.
К тому же, по имеющимся оценкам,
около 23% мировой торговли - внутренний
оборот транснациональных корпораций.
Обычно роль государства
в переходной экономике связывается
с несовершенством или пороками
формирующегося рынка, которые государство
должно компенсировать. Рынок несовершенен.
Вот если бы он был совершенен, то
роль государства в экономике
сводилась бы к нулю. И чем более
он совершенен - на 80% 90, 95%, тем меньше
роль государства
Реальная ситуация значительно
сложнее. Есть некие обстоятельства
и факторы, которые определяют роль
государства не просто как компенсатора
несовершенств рынка, а имеющего
функции, относящиеся к его исключительной
прерогативе. Это обусловлено тем, что
общество представляет собой достаточно
сложную структуру, а не атомистическое
скопление индивидуумов или хозяйственных
единиц. В настоящее время происходит
все большая социализация индивидов и
хозяйственных образований, они включаются
в некие общности, совокупности, классы,
слои и другие группы со своими интересами.
Баланс этих интересов обеспечить довольно
сложно.
Задачи государства связаны
не только с созданием условий для функционирования
рынка - они предполагают признание его
прав на соблюдение баланса общественных
интересов, социальной стабильности и
защиту национальных интересов при проведении
как внутренней, так и внешней политики
В переходный период формируются
совершенно новые, нетрадиционные структуры.
Такие компании, безусловно, негосударственные,
но без большой натяжки их нельзя назвать
и частными. Поэтому лобовое противопоставление
государственной и частной собственности
выглядит очень сомнительным.
Следует различать
два типа государственной собственности.
Есть государственная собственность в
коммерческом секторе, имеющая форму,
акционерных обществ со стопроцентным
участием в их капитале государства или
с контрольным пакетом акций, принадлежащих
государству, которая функционирует отнюдь
не хуже, чем частная или групповая. По
итогам 1996 г. в России доля убыточных предприятий
среди государственных была ниже, чем
среди негосударственных.
Другое дело - некоммерческий
сектор государственной собственности:
- различные системы инфраструктуры,
энергосистемы, транспортные системы,
коммуникации, аэропорты, авиационные
компании;
- государственная собственность
в сфере образования, национальной
культуры - памятники, заповедники,
национальные музеи, библиотеки
и т.д.
В этом секторе с
точки зрения рентабельности
эффективность ниже, чем в частном.
Подобные объекты не приносят
прибыль, во всяком случае, высокую,
длительны сроки их окупаемости.
Поэтому частным предпринимателям
невыгодно вкладывать в них средства и
их отдают государству. Но такая собственность
неэффективна не потому, что она государственная,
а наоборот, она государственная, потому
что неэффективна и передана государству
для выполнения неких общих важных функций.
Сами масштабы госсобственности
и сферы ее приложения значительно
различаются по странам. Во Франции
и Италии ее доля существенно выше,
чем в Великобритании и Германии.
Да и в США к «государственной»
относят только федеральную собственность,
а не собственность штатов.
Еще не в полной мере оценены
масштабы явлений, связанных с долговым
характером экономики. Неплатежи, бартерный
обмен, низкую собираемость налогов, задержки
с выдачей заработной платы нельзя
рассматривать по отдельности. Они
обусловлены более фундаментальными
причинами, в частности, общим нарушением
равновесия в экономической системе.
В качестве крупного достижения сегодня
правительство называет снижение темпов
инфляции. Но низкая инфляция, перешедшая
из открытой в подавленную форму,
и внешнее благополучие, которое
наблюдается на потребительском
рынке, целиком оплачены задержками
заработной платы и пенсий. На начало
1997 г. суммарная задолженность по
выплате заработной платы равнялась
48 трлн. руб., задолженность по пенсиям
- 16 трлн. руб., итого 64 трлн. руб. В случае
полной выплаты задолженности около
70% пойдут на оплату товаров и услуг.
Совокупные запасы розничной торговли
на ту же дату составили 38 трлн. руб.