Переходная экономика, проблемы ее становления и эволюции в современной России»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность, цели и задачи курсовой работы обусловлены следующими положениями. Переходная экономика настоящего периода в России неотъемлема от движения к рынку. Рынок в свою очередь - одно из величайших достижений человеческой цивилизации. Он прошел испытание временем и доказал свою огромную жизненную силу. Это подтверждено всем мировым опытом и зафиксировано наукой.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономике.docx

— 67.05 Кб (Скачать)

 Необходимо структуры  аппаратов управления акционерных  обществ привести в соответствие  с рыночными условиями. Особое  значение приобретают подразделения,  отвечающие за разработку стратегии  поведения на рынке, управление  финансами, маркетинг, работу  с кадрами.

 Малое предпринимательство  все больше и больше занимает  свою нишу в российской экономике.  Однако в стране, где предельно  высока концентрация производства, где почти 90% промышленного потенциала (оборудования, ресурсов сырья и  специалистов) сосредоточено на  предприятиях с численностью  занятых свыше 10 тыс. человек,  только малый бизнес не в  состоянии обеспечить быстрые  перемены во всех сегментах  производственного сектора. В  решении сложнейшей задачи реструктуризации  крупных производств необходимо  отказаться от примитивизма и  упрощенчества.

 Мировой опыт свидетельствует,  что концерны, холдинги, конгломераты  и консорциумы, финансово - промышленные  группы, включающие промышленные  предприятия, исследовательские  организации, торговые фирмы и  банки, а также многие структуры  ассоциативного типа, базирующиеся  на внутренних договорных отношениях, можно назвать своеобразным каркасом  экономики ведущих индустриальных  стран, да и мирового хозяйства  в целом.

 В России такие структуры  пока еще не стали основой  расширенного воспроизводства. Однако  в последнее время резко возросла  мотивация предприятий к вхождению  в финансово - промышленные группы. Серьезные намерения их участников  связаны с возможностью обеспечить  акционерный контроль над предприятиями  и финансово - кредитными учреждениями  в интересах налаживания выгодных  технологических и хозяйственных  связей.

В состав действующих в  настоящее время в России финансово-промышленных групп на добровольной основе вошли 860 предприятий и организаций, в  том числе 115 финансово - кредитных  учреждений, включая 66 коммерческих банков, страховые компании, инвестиционные институты. Общая численность работающих, занятых на предприятиях и в организациях ФПГ, равна примерно 3 млн. человек  при годовом объеме выпуска продукции  свыше 100 трлн. руб.

 Мировой, и отечественный  опыт эффективного управления  деятельностью отдельных субъектов  хозяйствования, входящих или не  входящих в корпорации, свидетельствует  об объективной необходимости  сосредоточения их деятельности  на взаимодействии с корпоративными  управленческими структурами, а  применительно к государственным  или муниципальным предприятиям - с государственными органами  регулирования экономики. Важная  роль в направлениях их работы  принадлежит выработке самостоятельной  стратегии хозяйствования, реализации  функций внутрифирменного управления.

 Создание ФПГ в России  сдерживается рядом фактором. Никаких  стимулов и условий для их  «выращивания» нет, государство  не принимает целенаправленных  регулирующих мер ни через  систему госзаказов, ни с помощью  программ развития перспективных  производств, ни через ограничение  импорта. К тому же приватизация  государственной промышленности  приводит к распаду ранее единых  производственно-технологических комплексов  на отдельные звенья. О финансово-промышленных  группах ни слова нет в принятом  бюджете на 1997 г., ничего не сказано о них в Среднесрочной программе правительства РФ на 1997 - 2000 гг., в проекте Налогового кодекса. Ссылка на западный опыт естественного объединения предприятий в промышленные, научно - промышленные, финансово - промышленные группы несостоятельна. Ни в США, ни в Японии не существовала десятилетиями централизованная плановая система хозяйствования. Ни одна из этих стран не несет такого непосильного груза конверсии. Ни одна из них не разрушала столь стремительно свой производственный и научно - технический потенциал, как Россия в последние пять лет. Ни одна из развитых стран не поставила свою промышленность, свои субъекты хозяйствования в вынужденные условия использования псевдонормальных методов деловой активности - бартерных операций, незаконного экспорта, продажи и сдачи в аренду ненужного имущества, осуществления непрофильной деятельности, многократного передела собственности.

 По мере развития  в российской экономике интегрированных  компаний следует принять специальный  закон о холдингах и холдинговых  компаниях. Это тем более необходимо, поскольку организационно - управленческая  структура данных институтов  не отражена в законе о финансово-промышленных  группах, а законом об акционерных  обществах вообще игнорируется  понятие «холдинг» или «холдинговая  компания».

 В России существует  как минимум три типа холдинговых  структур:

- интегрированные промышленные  компании;

- конгломераты;

- банковские холдинги.

Восстановление государственного контроля над некоторыми отраслями  остается единственным средством избежать хаоса и неуправляемости. Такая  ситуация сложилась в алюминиевой  промышленности, в которой после  приватизации алюминиевых заводов  крупные пакеты акций оказались  в руках совместного предприятия, заключающего незаконные сделки. Важно  поэтому восстановление в той или иной мере государственного контроля над этой отраслью.

Рассматривая актуальные задачи государственного управления экономикой, нельзя не сказать о таком важном и перспективном направлении, каким  является расширение масштабов и  повышение роли информационных технологий, компьютерных сетей, телекоммуникаций. В настоящее время Россия занимает 16 - е место в мире по удельному  весу в мировом компьютерном парке, в ней в 63 раза меньше компьютеров, чем в США. Наша страна находится  на 34 - м месте по количеству компьютеров  на душу населения, то есть имеет 7 компьютеров  на 1000 человек. К тому же пока еще  не создана общенациональная компьютерная сеть.

 Борьба российских  предприятий за выживание, трудности  переходного периода отодвинули  на второй план создание эффективных  коммуникаций в управлении. Вместе  с тем можно утверждать, что  глубокие экономические реформы  и институциональные изменения  нуждаются в использовании в  широких масштабах глобальных  компьютерных сетей. Низкий технический  уровень системы информационного  обеспечения выдвигает задачу  модернизации средств связи и  телекоммуникаций, насыщения экономики  компьютерным оборудованием. Предстоит  разработать законодательную базу, надежную систему стимулов, гарантий, реальной экономической заинтересованности  и юридической ответственности  за решение этих задач.

 Область властно - административных  и экономических функций государства  затрагивает интересы десятков  и сотен миллионов людей. На  основе опыта развитых стран,  многосторонних научных исследований  в сфере управления выработана  взаимосвязанная система звеньев  регулирования и управления экономическим  развитием. Особое значение такая  система звеньев и присущих  им функций имеет для России, прошедшей в последние годы  беспрецедентный в истории путь  разрушения своей промышленности, уничтожения производственного  и научно - технического потенциала.

 Речь идет об органах  государственного регулирования  промышленной деятельности федерального  и регионального уровней, наделенных  соответствующими функциями. На  разных этапах переходного периода  они могут принимать различные  формы, и призваны обеспечивать  выработку законодательных основ  и нормативных правил промышленной  деятельности и строгий контроль  за их соблюдением. Ключевое  их назначение - формирование стратегии  (приоритетов и ключевых задач)  промышленной политики и влияние  на создание соответствующих  структур как государственных,  так и коммерческих. К этому  надо добавить разработку и  реализацию соответствующих государственных  программ, прогнозирование развития  индустриальных отраслей, ограничение  монополизма и стимулирование  конкуренции. В задачу данных  органов входит также поддержка  приоритетных направлений развития  промышленного комплекса, использование  налоговых, ценовых, дотационных  рычагов для поддержки структурных  изменений и развития научно - технического потенциала.

 

3.2 Современные механизмы и структуры регулирования государством экономических и социальных процессов в переходный период

 В переходный период, прежде всего мы наблюдаем  последовательный процесс становления  институтов гражданского общества, которые приобретают все большую  значимость в регулировании социально  - экономических процессов. Это  различного рода соглашения, конференции,  ассоциации - союзы промышленников  и предпринимателей, ассоциации  банкиров или торгово - промышленные  палаты, не являющиеся элементами  государства, но и не чисто  рыночные структуры. Следует назвать  и такие образования, как профессиональные  союзы, многочисленные институты  социального партнерства, общества  потребителей, экологические движения, выступающие реальными участниками  и субъектами регулирования экономических  и социальных процессов. Когда  мы говорим о модификации функций  государства в реальной жизни,  то имеем в виду, скорее, передачу  функций государственного регулирования  не рынку, а институтам гражданского  общества.

 В то же время  повышается значение и регулирующее  влияние межгосударственных институтов  и различного рода финансовых  и иных структур, в частности,  транснациональных корпораций, которые  во многом предопределяют регулирование  экономических и социальных отношений.  К тому же, по имеющимся оценкам,  около 23% мировой торговли - внутренний  оборот транснациональных корпораций.

Обычно роль государства  в переходной экономике связывается  с несовершенством или пороками формирующегося рынка, которые государство  должно компенсировать. Рынок несовершенен. Вот если бы он был совершенен, то роль государства в экономике  сводилась бы к нулю. И чем более  он совершенен - на 80% 90, 95%, тем меньше роль государства

Реальная ситуация значительно  сложнее. Есть некие обстоятельства и факторы, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенств рынка, а имеющего функции, относящиеся к его исключительной прерогативе. Это обусловлено тем, что общество представляет собой достаточно сложную структуру, а не атомистическое скопление индивидуумов или хозяйственных единиц. В настоящее время происходит все большая социализация индивидов и хозяйственных образований, они включаются в некие общности, совокупности, классы, слои и другие группы со своими интересами. Баланс этих интересов обеспечить довольно сложно.

Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка - они предполагают признание его прав на соблюдение баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиту национальных интересов при проведении как внутренней, так и внешней политики

В переходный период формируются  совершенно новые, нетрадиционные структуры. Такие компании, безусловно, негосударственные, но без большой натяжки их нельзя назвать и частными. Поэтому лобовое противопоставление государственной и частной собственности выглядит очень сомнительным.

 Следует различать  два типа государственной собственности. Есть государственная собственность в коммерческом секторе, имеющая форму, акционерных обществ со стопроцентным участием в их капитале государства или с контрольным пакетом акций, принадлежащих государству, которая функционирует отнюдь не хуже, чем частная или групповая. По итогам 1996 г. в России доля убыточных предприятий среди государственных была ниже, чем среди негосударственных.

 Другое дело - некоммерческий  сектор государственной собственности:

- различные системы инфраструктуры, энергосистемы, транспортные системы,  коммуникации, аэропорты, авиационные  компании;

- государственная собственность  в сфере образования, национальной  культуры - памятники, заповедники,  национальные музеи, библиотеки  и т.д.

 В этом секторе с  точки зрения рентабельности  эффективность ниже, чем в частном.  Подобные объекты не приносят  прибыль, во всяком случае, высокую,  длительны сроки их окупаемости.  Поэтому частным предпринимателям невыгодно вкладывать в них средства и их отдают государству. Но такая собственность неэффективна не потому, что она государственная, а наоборот, она государственная, потому что неэффективна и передана государству для выполнения неких общих важных функций.

Сами масштабы госсобственности и сферы ее приложения значительно  различаются по странам. Во Франции  и Италии ее доля существенно выше, чем в Великобритании и Германии. Да и в США к «государственной»  относят только федеральную собственность, а не собственность штатов.

Еще не в полной мере оценены  масштабы явлений, связанных с долговым характером экономики. Неплатежи, бартерный  обмен, низкую собираемость налогов, задержки с выдачей заработной платы нельзя рассматривать по отдельности. Они  обусловлены более фундаментальными причинами, в частности, общим нарушением равновесия в экономической системе. В качестве крупного достижения сегодня  правительство называет снижение темпов инфляции. Но низкая инфляция, перешедшая из открытой в подавленную форму, и внешнее благополучие, которое  наблюдается на потребительском  рынке, целиком оплачены задержками заработной платы и пенсий. На начало 1997 г. суммарная задолженность по выплате заработной платы равнялась 48 трлн. руб., задолженность по пенсиям - 16 трлн. руб., итого 64 трлн. руб. В случае полной выплаты задолженности около 70% пойдут на оплату товаров и услуг. Совокупные запасы розничной торговли на ту же дату составили 38 трлн. руб.

Информация о работе Переходная экономика, проблемы ее становления и эволюции в современной России»