Пайщик - социальная основа потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является выявление экономической роли пайщика и роли пайщика в управлении. Доказательство того, что пайщик действительно является социальной основой потребительской кооперации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПАЙЩИКИ……………………………………….5
1. Понятие пайщики, их права и обязанности…………………...5
2. Причины снижения численности пайщиков…………………10
3. Роль пайщиков в управлении………………………………...13
ГЛАВА 2. ПАЙЩИК - СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ…………………………………………………………...18
2.1 Экономическое участие пайщиков в деятельности потребительского общества………………………………………….…..18
2.2 Стимулирование пайщиков за участие в деятельности потребительского общества……………………………………………...27
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПАЙЩИКОВ…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………………………37.

Файлы: 1 файл

курсовая-аппк.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

    В настоящее время реальные экономические отношения между потребительскими обществами и пайщиками, потребительскими обществами и работниками, между пайщиками и работниками не вполне соответствуют требованиям закона и принципам международного кооперативного движения, в том числе и в вопросе об экономическом участии пайщиков.

    Экономическое участие пайщиков – это вклад и демократический контроль капитала своего кооператива, а также личный вклад в объемные показатели хозяйственной деятельности своего кооператива.

    Потребительские кооперативы во всем мире выживают в конкурентной борьбе прежде всего потому, что они имеют возможность гарантированного сбыта товаров своим постоянным покупателям – пайщикам. Чем больше пайщиков, тем конкурентоспособнее организация, шире ее сегмент на рынке потребительских товаров. Увеличение численности пайщиков – безальтернативная экономическая необходимость для всех организаций потребительской кооперации.

    Во многих организациях наблюдается обратная тенденция – сокращение числа пайщиков. Это гибельно для любого кооператива.

    Другая негативная тенденция характеризует структуру пайщиков: соотношение в их числе работающих и не работающих в системе. Удельный вес неработающих пайщиков сокращается. В отдельных кооперативах не работающих в системе пайщиков не осталось, что означает перерождение потребительских кооперативов в производственные. И это серьезная угроза для потребительской кооперации в целом.

    Потребительский кооператив отличается от производственного.

    Потребительский кооператив – некоммерческая социально-ориентированная организация пайщиков, объединившихся как потребители для обеспечения нормальных условий сбыта своей продукции, торговли товарами высокого качества по справедливым ценам.

    Производственный кооператив – коммерческая организация работников, объединившихся для совместной трудовой деятельности с целью получения от нее материальных выгод.

    Таким образом, потребительское общество – это кооператив пайщиков, который должен функционировать в их интересах, а производственный кооператив работников, представляющий материальные выгоды своим членам- работникам.

    Производственный кооператив как коммерческая организация не может рассчитывать на режим благоприятствования в налоговом законодательстве. Преимущества, которые сейчас извлекают работники-пайщики, временные. Кооперативы без не работающих пайщиков теряют покупателей, их экономическую поддержку, имидж социально-ориентированной системы (а следовательно, помощь органов местного самоуправления), собственность, а в конечном итоге – рабочие места персонала.

    Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого – коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Если социальной базой кооперации выступают не работающие в системе пайщики, то это автоматически снимает все претензии Антимонопольного комитета, так как в этом случае налицо отношения не между субъектами рынка, а между потребительским обществом и его пайщикам, и расширяя сегмент рынка, мы расширяем сегмент рынка пайщиков – членов своего кооператива, а эти отношения не попадают под антимонопольное законодательство.

    С нарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка, который имеет своего покупателя. Исходное преимущество потребительской кооперации состоит в том, что она изначально имеет своего покупателя в лице пайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно, сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих, и как продавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительского кооператива по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще надо найти своего покупателя, проста. Достаточно сохранить своего покупателя и своего сдатчика продукции- пайщика, сделать все чтобы он остался своим покупателем и сдатчиком своей продукции.

    Центральная проблема – разработать механизм экономического участия пайщиков, то есть систему мер и условий, при реализации которых пайщики, во-первых, станут покупателями преимущественно магазинов кооператива, во-вторых, будут заинтересованы сдать продукцию индивидуальной деятельности, сельскохозяйственную продукцию и дикорастущие только своему кооперативу, в третьих, свободные денежные средства вложат в хозяйственно-финансовую деятельность этой организации. Основная ошибка теории и практики кооперативного движения России состоит в том, что под экономическим участием зачастую понимается паевой взнос. После деноминации рубля, а следовательно, стоимостного выражения паевых взносов в 1998 г., такое неверное, однобокое толкование экономического участия привело е политике освобождения от пайщиков, чьи паевые взносы превратились в копейки. Вторая сторона ошибочных решений – резкое увеличение размера паевого взноса, что также способствовало уменьшению количества пайщиков. И это существенно подорвало социальную базу кооперации.

    Экономическое участие пайщиков требует рассмотрения многих проблем. Таких как: виды экономического участия, размер паевого взноса, формирование паевого капитала (паевого фонда), компенсация на паевой капитал, распределение прибыли, отношения собственности, бонус (периодический возврат части стоимости купленных товаров), пользование ресурсами кооператива в личных целях, объем ответственности и компетенция, участие в управлении, эффективность деятельности потребительского общества и другие.

      Из факторов, обеспечивающих эффективность экономического участия пайщиков, в большинстве кооперативов отсутствуют основные:

  • личная мотивация членов;
  • совпадение целей пайщиков и кооператива;
  • четкий порядок учета экономического участия, а следовательно, кооперативных выплат;
  • масштаб участия, обеспечивающих достижение целей потребительского общества.

    В механизме эффективного экономического участия пайщиков главное – форма, размер, четкая регламентация кооперативных выплат при любых результатах деятельности.

    Экономическое участие пайщиков должно материально поощряться. Такое поощрение означает кооперативные выплаты. Для кооперативных выплат необходимо знать конкретное участие каждого пайщика, выраженное в стоимости покупок, сданной продукции, сумме денежного вклада.

    Кооперативные выплаты предусмотрены Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», уставами потребительских кооперативов. Изучение деятельности  различных организаций показывает, что практика кооперативных выплат в организациях системы не отобрана, в большинстве из них недопонимают значение кооперативных выплат. Наиболее крупные недостатки в технологии кооперативных выплат следующие:

  • не увязываются с экономическим участием пайщиков;
  • не планируются, осуществляются стихийно;
  • размер экономически не обосновывается;
  • не определяется целесообразность тех или иных форм;
  • пайщики не информируются о предполагаемых и фактических кооперативных выплатах;
  • в учете и отчетности не выделяются кооперативные выплаты как результат социальной деятельности кооператива и экономического участия пайщиков;
  • не рекламируется предоставление льгот пайщикам, в том числе форм кооперативных выплат.

    По нашей концепции, кооперативные выплаты должны планироваться одновременно с планированием товарооборота. Для этого следует определить долю пайщиков во всем товарообороте и сумму товарооборота пайщиков на планируемый период. Закон позволяет до 20% от этой суммы – максимальный размер кооперативных выплат.

    Рекомендуется минимальную границу устанавливать в размере 1% от доходов. Планируемая сумма кооперативных выплат находится в интервале, соответствующем 1- 20 процентам от предполагаемых доходов. На первом этапе реализации концепции кооперативных выплат следует ограничиться 1% от доходов. С повышением эффективности хозяйственно- финансовой деятельности этот процент может увеличиваться по решению собрания пайщиков.

     Выбор кооперативных выплат зависит от состояния хозяйственно-финансовой деятельности организации.

     Участие пайщиков в деятельности потребительского общества в основном связанно с экономической  деятельностью общества.

    Основными формами экономического участия пайщиков являются:

  • покупка товаров и услуг в предприятиях потребительского общества;
  • внесение паевых взносов и вкладов в потребительское общество;
  • поставка сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское общество;
  • труд в потребительском обществе.

     Пайщики могут принимать и другое участие в хозяйственных операциях потребительского общества.

    Механизм взаимодействия экономических интересов пайщиков и потребительского общества осуществляется на основе баланса интересов.

    Интересы пайщиков как членов потребительского общества заключаются в следующем:

  • покупке в предприятиях потребительского общества качественных товаров и услуг на более выгодных условиях;
  • получении дополнительных доходов от экономического участия в деятельности потребительского общества;
  • сбыте потребительскому обществу сельскохозяйственной и другой продукции, произведенной в хозяйствах пайщиков-товаропроизводителей;
  • предоставлении потребительским обществам рабочих мест и заработной платы в размере, обеспечивающем пайщикам достойную жизнь;
  • социальной защите (в ней заинтересованы как пайщики-работники, так и пайщики, не работающих в потребительском обществе).

    Потребительское общество, стремясь выполнить социальную миссию, заинтересовано в том, чтобы пайщики активно участвовали в экономической деятельности потребительского общества:

  • покупали товары и услуги в предприятиях потребительского общества;
  • вносили паевые взносы и вклады для пополнения денежных средств общества;
  • поставляли (сдавали) потребительскому обществу сельскохояйственную и другую  продукцию.

    Потребительское общество также заинтересовано в том, чтобы работающие пайщики были квалифицированными работниками и добросовестно трудились в хозяйственных предприятиях – торговых, заготовительных, производственных, по оказанию услуг населению и др.

    Таким образом, экономическое участие пайщиков и экономическая деятельность потребительского общества осуществляются с учетом взаимных интересов.

    Взаимоотношения, обеспечивающие баланс экономических интересов между пайщиками и их потребительскими обществами, регулируются законодательством и органами самоуправления потребительских обществ.

    Повышение экономического участия пайщиков в значительной степени зависит от условий, созданных государственными органами и организациями потребительской кооперации для установления взаимовыгодных экономических отношений между пайщиками и потребительскими обществами.

    Потребительское общество заинтересовано в активном участии пайщиков, так как это участие способствует более эффективной работе потребительского общества и получению дохода от хозяйственной деятельности.

    По экономическому участию всех пайщиков можно разделить на пайщиков-вкладчиков, пайщиков-покупателей, пайщиков-поставщиков, пайщиков-работников.

    Все пайщики принимают участие в формировании собственного имущества потребительского общества путем внесения имущественных паевых взносов (паев), поэтому каждый пайщик вправе ожидать получения дохода на внесенный пай (дивиденд).

    Пайщики-вкладчики. Пайщики вносят денежные вклады в потребительское общество, т.е. предоставляют ему кредиты. Такие пайщики являются пайщиками-вкладчиками. Они получают доход, установленный в процентах к сумме вклада. Значит, внесение вклада приносит пайщику дополнительный доход.

    Потребительское общество имеет от пайщика-вкладчика выгоду в том, что в виде пая и вклада получает денежные средства, которые использует в хозяйственном обороте. В связи с этим потребительское общество привлекает меньше заемных средств от банков и коммерческих структур.

Информация о работе Пайщик - социальная основа потребительской кооперации