Пайщик - социальная основа потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является выявление экономической роли пайщика и роли пайщика в управлении. Доказательство того, что пайщик действительно является социальной основой потребительской кооперации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПАЙЩИКИ……………………………………….5
1. Понятие пайщики, их права и обязанности…………………...5
2. Причины снижения численности пайщиков…………………10
3. Роль пайщиков в управлении………………………………...13
ГЛАВА 2. ПАЙЩИК - СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ…………………………………………………………...18
2.1 Экономическое участие пайщиков в деятельности потребительского общества………………………………………….…..18
2.2 Стимулирование пайщиков за участие в деятельности потребительского общества……………………………………………...27
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПАЙЩИКОВ…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..……………………………………37.

Файлы: 1 файл

курсовая-аппк.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

    Общее собрание потребительского общества может  устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

    Пайщики потребительского общества имеют следующие  обязанности:

    • соблюдать устав потребительского общества, выполнять решения органов управления потребительского общества и потребительского союза;
    • принимать участие в органах управления и контроля потребительского общества и потребительского союза;
    • выполнять свои обязательства перед потребительским обществом по участию в его хозяйственной  деятельности: по пользованию услугами потребительского общества, поставке сельскохозяйственной продукции потребительскому обществу и др.
    • нести субсидиарную, материальную ответственность по обязательствам потребительского общества.

 Пайщик может  быть исключен из потребительского  общества решением общего собрания потребительского общества в случае неисполнения им без уважительных причин своих обязанностей перед обществом, установленных Законом РФ «О потребительской кооперации…»или уставом потребительского общества, либо совершения действий, наносящих ущерб обществу.

    Права и обязанности пайщиков могут  быть представлены более широко в уставах потребительских обществ.

    Реализация  прав и обязанностей пайщиков способствует укреплению демократии, повышению эффективности  социально-экономической деятельности и выполнению социальной миссии потребительской кооперации. 

 

    1. ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ПАЙЩИКОВ

    В потребительской кооперации России проходят отчетно-выборочные собрания, подводятся итоги, ставятся задачи на перспективу. Текущая компания знаменует  определенный рубеж, предусматривающий выборы председателей Советов региональных союзов и представителей потребительских обществ в высший орган управления потребительской кооперации – общее Собрание представителей потребительских обществ России. И на этом рубеже результаты работы системы представляют особый интерес.

    Для сравнения возьмем программные  показатели деятельности потребсоюзов Россия в 2008 году и фактические показатели 2004 года. Именно в этот пятилетний период были проведены российские научно-практические конференции «круглые столы» «Перспективы развития и духовно-нравственные основы социально-экономической кооперации», «Повышение эффективности социально-экономической деятельности потребительской кооперации на основе улучшения использования кадрового потенциала», «Повышение ответственности руководителей и специалистов кооперативных организаций и учебных заведений за расширение объемов деятельности потребительской кооперации в целях улучшения обслуживания населения, усиления борьбы с бедностью». Разработанные и принятые ими рекомендации должны быть реализованы в практической деятельности и принести ощутимый экономический и социальный эффект.

    О чем же говорят цифры?

    Численность пайщиков – главная социальная и экономическая база системы – сократилась почти в два раза по сравнению с2004 годом и составила 4762 тыс.чел. Оборот розничной торговли общественного питания увеличился на 65,9% (среднегодовой темп роста – около 13%), объем закупок сельскохозяйственной продукции и сырья – на 51,9%,производства продукции «локомотива» кооперативного хозяйства – на10,7% (за пять лет). Объем платных услуг населению, на ускоренный рост  которого так настойчиво нацеливало руководство Центросоюз  РФ, остался практически на уровне2004 года. По всем основным видам продукции произошло сокращение объемов производства в натуральном выражении.

    При этом почти по всем показателям потребсоюзы восточных регионов демонстрирует боле высокие темпы роста по сравнению с европейскими. Соответственно, и доля их в показателях системы имеет устойчивую тенденцию к росту.

    Итак, основные итоги пятилетнего периода: в кооперативном хозяйстве попрежнему  доминируют торговля с ежегодными темпами  роста на уровне инфляции, постепенно сворачивается производство, сокращается численность пайщиков и работников. Проведенные Центросоюзом РФ мероприятия эффективно повлияли в масштабах страны.

    Но, может быть, принятая 134-м общим  Собранием Концепция развития потребительской кооперации до 2015 года кардинально изменит ситуацию, задаст опережающее по сравнению с конкурентами темпы роста и выведет систему на новый уровень социально-экономического развития уже к 2012году.

    К сожалению, цифры этого не подтверждают. На предстоящий   пятилетний период с 200 8 по 2012 годы по основным экономическим показателям заложены те же среднегодовые темпы роста, что и в предшествующей пятилетки. По-прежнему за потребсоюзами восточных регионов сохраняются опережающие темпы роста и увеличение  доли по большинству основных показателей социально-экономической деятельности системы. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. РОЛЬ  ПАЙЩИКОВ В УПРАВЛЕНИИ

     Уполномоченный потребительского  общества – пайщик, избранный на собрании пайщиков кооперативного участка, наделен полномочиями представлять  кооперативный  участок  и участвовать в общем собрании уполномоченных потребительского общества. Будучи связующим звеном между потребительским обществом и пайщиками, уполномоченный потребительского общества наряду с представительством от имени пайщиков кооперативного участка, участвует в организации работы на кооперативном участке, способствует выполнению целей, задач и функций потребительского общества в рамках этого участка. Уполномоченные общества правомочны возглавлять создаваемые на кооперативных участках комиссии (организационную, просветительскую и д.р.)

    В  качестве уполномоченных целесообразно избирать инициативных людей, как правило пайщиков, из числа лиц не работающих в потребкооперации, которые могли бы принципиально отстаивать интересы пайщиков участка в высшем органе общества. Как установлено Законом, вопрос этот относится к компетенции общего собрания пайщиков кооперативного участка, которое осуществляет избрание уполномоченных по своему выбору. Норма представительства уполномоченных потребительского общества, а также их права и обязанности определяются уставом потребительского общества. Согласно Закона полномочия уполномоченных оформляются доверенностью, подписанной председателем и секретарем собрания пайщиков кооперативного участка, удостоверенной нотариально или в органах местного самоуправления.

   Ставится  задача усиление роли пайщиков в работе своего кооператива. Экономическая поддержка пайщиками кооператива состоит в паевых взносах, предоставлении заемных средств, но главное – их участие в реализации товаров в качестве покупателей, создание тем самым кооперативу гарантированного сбыта товаров.

   Экономическое участие пайщиков и кооперативные выплаты широко обсуждались на научно-практических конференциях «Потребительская кооперация – социально ориентированная система» (1999г.), «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» (2000г.) и «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» (2001г.). Выработаны следующие позиции:

    • Пайщик – хозяин в потребительском обществе.
    • Экономическое участие выгодно и кооперативу, и пайщикам, так как кооператив увеличивает объемы деятельности, а пайщики – свои денежные доходы.
    • Под экономическим участием понимаются покупки в магазинах  (под экономическим участием понимаются покупки  в магазинах своего кооператива, сдача продуктов сельского хозяйства, промысловой деятельности, индивидуальной трудовой деятельности своему кооперативу, кредитование своего кооператива).
    • Экономическое участие поощряется кооперативными выплатами. Пайщик имеет право на кооперативные выплаты, которые предусмотрены Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах ) в Российской  Федерации».

   Организационная работа с пайщиками – самая  актуальная сфера деятельности, призванная формировать у пайщиков кооперативную  идеологию, новое мышление хозяина  потребительского общества путем разъяснения кооперативных принципов и ценностей, прав и обязанностей пайщиков. Для успешной организации работы созданы все условия:

    • В соответствии с Законом увеличилось представительство пайщиков в Советах всех условий;
    • Центросоюзом РФ издан сборник документов включающий положение о пайщике, уполномоченном, кооперативном участке, рекомендации по проведению собраний:
    • В потребительской обществах и союзах восстановлена должность специалиста-организатора кооперативно-массовой работы;
    • Улучшилась информированность пайщиков через газету «Российская кооперация», журнал «Деловой вестник», кооперативные издания потребсоюзов;
    • Активизировать деятельность кооперативных комитетов и комиссий в связи с проводимыми Центросоюзом РФ конкурсами  на лучший кооперативный участок;
    • Обозначены функции кооперативных участков, выработана организационная стратегия работы кооперативных магазинов с населением как центров кооперативных участков;
    • Выработаны рекомендации по проведению собраний пайщиков (представителей) и уполномоченных пайщиков.

    Конференции «Кооперативная самобытность в новом  тысячелетии (2000г.)  И «Самобытность  потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» (2001г.) приняли ряд рекомендаций, совокупность которых можно рассматривать как программу действий кооперативных организаций в XXI веке по усилению роли пайщиков в управлении, контроле и повышении эффективности экономического участия в деятельности кооператива. Ее основные положения:

    • Воспитать у пайщика чувство хозяина, формировать новое мышление, кооперативную идеологию и культуру, разъяснять их права и обязанности, кооперативные принципы и ценности;
    • Укреплять демократические основы потребительской кооперации, направлять усилия советов потребительских обществ и союзов на повышение активности пайщиков, защиту их прав и интересов, строго соблюдать требования Закона о том, чтобы в советах  более 50 процентов составляли пайщики, не связанные трудовыми  отношениями с потребительской кооперацией, а численность членов Совета составляла не менее 13-15 человек, последовательно увеличивать в составе представителей потребительских обществ и союзов число рядовых пайщиков;
    • Повсеместно восстанавливать службы организационно-кооперативной работы, укреплять их квалифицированными специалистами за счет штатных и внештатных работников;
    • Активизировать работу по кооперированию населения, шире привлекать в кооперацию молодежь. Создавать кооперативы в школах и учебных заведениях потребительской кооперации. Совместно с местными органами образования организовывать изучение курса «Основы кооперации» в сельских школах;
    • Совершенствовать формы кооперативных выплат и льгот, информировать пайщиков о реальном вкладе потребительского общества в повышение их материального благосостояния;
    • Проявлять заботу о многодетных семьях, инвалидах, пенсионерах, больных, других остро нуждающихся пайщиков, оказывать им моральную и материальную поддержку, в том числе в обработке приусадебных участков, сбыте выращенной продукции, доставке топлива, стройматериалов, предоставлять возможность покупать товары по льготным ценам;
    • Оказывать пайщикам и работникам кооперативных организаций санитарно-курортные, медицинские и образовательные услуги за счет средств социального страхования, шире практиковать обучение детей кооператоров в кооперативных учебных заведениях за счет фонда подготовки кадров;
    • Шире информировать (используя все доступные средства: собрания, печать, радио, телевидения и др.) пайщиков, население, органы государственной власти и местного самоуправления о социальной защите пайщиков, льготах сельскому населению, благотворительности.

Концепция предусматривает  активизацию работы в следующих  направлениях:

    • Организация и проведение собраний на кооперативных участках и потребительских обществах по-новому;
    • Информировать пайщиков об экономической и социальной деятельности кооперативов;
    • Разукрупнение кооперативных участков и их оформление;
    • Разработка плана социального развития кооператива и контроль за его реализацией;
    • Кооперативное образование и обучение кооперативного актива;
    • Организация в школах изучение курса «Основы кооперации»
    • Учет экономического вклада пайщиков в хозяйственно-финансовую деятельность;
    • Предоставление льгот и кооперативных выплат;
    • Индивидуальная работа с пайщиками.

     На  кооперативных участках и в потребительских  обществах предстоит отработать порядок и регламент проведения собраний таким образом, чтобы в их подготовке принимали участие пайщики. На собраниях должны обсуждаться наиболее насущные проблемы села и перспективы повышения благосостояния населения с помощью потребительской кооперации.

      Повестка дня должна отражать наиболее актуальные вопросы:

Занятость, организация  новых рабочих мест; помощь подсобным  сельским хозяйствам пайщиков; организация  сбыта продукции сельских подворий; оказание помощи неимущим; снабжение малой техникой, кормами, молодняком, семенным и посадочным материалом; новые виды производств и направлений деятельности (сельский туризм, торговля медикаментами, препаратами для лечения животных); культурно-массовая и спортивная работа; благотворительность, информированность; возможность обучения детей пайщиков; просветительное кооперативное образование.

      Претворение в жизнь рекомендаций конференции, концепции позволит потребительской  кооперации укрепить репутацию социально  ориентированной системы, сохранить  свою самобытность. 

          

  

ГЛАВА 2. ПАЙЩИК – СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ 

КООПЕРАЦИИ

2.1. Экономическое участие  пайщиков в деятельности  потребительского  общества

     Объявленная цель потребительского общества Российской Федерации – удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ это означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков по сравнению с работниками.

Информация о работе Пайщик - социальная основа потребительской кооперации