Основная деятельность потребительской кооперации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:00, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть роль потребительской кооперации в развитии местных рынков. Задачи работы рассмотреть:
1. Развитие потребительской кооперации и ее влияние на местные рынки
2. Развитие потребительской кооперации в Новосибирске на примере Облпотребсоюза;
3. Рекомендации по развитию потребительской кооперации.

Файлы: 1 файл

Основная деятельность потребительской кооперации.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Потребительская кооперация является интегрировано-диверсифицированной  системой. Однако торговля является основной отраслью деятельности кооперативных  организаций, осуществляющих свою деятельность преимущественно в сельской местности.

Необходимость совершенствования деятельности является одной из основных задач торговых организаций. Торговое обслуживание сельского населения имеет особенности, обусловленные региональными факторами: среди которых природно-климатические, экономические и национальные. Они должны быть учтены при разработке направлений развития отрасли.

Программы развития розничной торговли разрабатывают на уровне субъекта федерации, муниципального образования, хозяйственной  системы. Подобная программа была разработана  и в России. Программа разработана с целью укрепления и развития потребительского рынка, повышения эффективности деятельности системы сельской торговли, более полного использования природных ресурсов, удовлетворения потребностей населения, а также развития системы потребительской кооперации России, защиты прав сельских потребителей и обоснования необходимости государственной поддержки сельской торговли.

Необходимость разработки и реализации программы обоснована сложной социально-экономической  ситуацией на сельском потребительском рынке. Вследствие приватизации торговых предприятий в значительной мере были утеряны рычаги регулирования потребительского рынка села, резко ослаблено внимание к общесистемным проблемам его развития, прежде всего, к существованию и совершенствованию его инфраструктуры.

Отсутствие эффективных подсистем  сельской торговли привело к общему сдерживанию конкурентных отношений  и необходимого потребительского спроса для установления реальных цен на товары в сельских населенных пунктах.

Материально-техническая база торговли развивалась крайне медленно из-за убыточности торговых предприятий, изменилась отраслевая структура потребительского рынка села, произошло перераспределение в размещении сети предприятий торговли в населенных пунктах в сторону развития сети стационарных предприятий торговли преимущественно в районных центрах. В результате возникла острая проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг. В особо сложном положении оказались поселения, расположенные вдали от крупных населенных пунктов, автомобильных магистралей, а также с незначительным числом жителей вследствие внутренней миграции населения трудоспособного возраста.

Следствием социально-экономических  изменений последних лет является изменение формы собственности  хозяйствующих субъектов. В результате проблемой сельских прилавков остается бедный, однообразный ассортимент товаров. Актуальность перечисленных проблем возрастает для торговых предприятий, расположенных в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах республики. Существование магазинов и обеспечение потребителей товарами в достаточном количестве, необходимого качества и по реальной цене во многих населенных пунктах проблематично.

В создавшихся социально-экономических  условиях существование большинства  торговых предприятий – нерентабельно. Функционирующие торговые предприятия вынуждены завышать розничные цены на товары для покрытия собственных издержек. Товарные запасы в сельских магазинах в среднем по стране составляют всего 1–2 недели.

Целью данной работы является рассмотреть роль потребительской кооперации в развитии местных рынков. Задачи работы рассмотреть:

1. Развитие потребительской кооперации и ее влияние на местные рынки

2. Развитие потребительской кооперации в Новосибирске на примере Облпотребсоюза;

3. Рекомендации по развитию потребительской кооперации.

 

1. Основы деятельности потребительской кооперации

1.1 Роль и место потребительской кооперации в развитии местных рынков

 

Кооперация предприятий представляет собой форму сотрудничества экономически и юридически самостоятельных предприятий в целях повышения надежности обеспечения, более полного удовлетворения спроса на требуемые материальные ресурсы и услуги, повышения эффективности их деятельности.

Надо сказать, что по поводу содержания кооперации как общественного института существуют разные теории и научные точки зрения. В отдельности каждая из них не в состоянии раскрыть философского и социально-экономического значения кооперации. Наша задача состоит в синтезировании этих подходов.

В истории кооперации основным ее теоретиком считается Р. Оуэн. Он впервые употребил термин «кооперация» в современном его понимании, предложив организовывать «земледельческие и мануфактурные поселения единства и взаимной кооперации».

В настоящее время в Большом  экономическом словаре кооперация трактуется как «объединение лиц на равноправной основе с целью совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров и услуг».

В теориях многих социологов, экономистов, историков, философов: О. Конта, Г. Спенсера, П. Лаврова, П. Кропоткина, Л. Мечникова и на Западе, и в России «кооперацию» в основном рассматривали в качестве всеобщего свойства природного мира и человеческого общества. Виднейший представитель русской школы кооперации Емельянов И.В. считал, что «кооперация является комплексом экономических единиц (предприятий и домохозяйств), координирующих свою хозяйственную деятельность». Н.И. Мещеряков, один из деятелей послеоктябрьской кооперации, определял кооперацию как «объединение людей для достижения ими общей цели».

В советское время наиболее последовательным сторонником широкого использования в аграрном секторе кооперативной формы хозяйствования был В.Г. Венжер. Непреходящее значение кооперации он видел в том, что она дает возможность вести хозяйство, не отделяя от собственности каждого трудящегося в данном хозяйстве человека. По мысли В. Венжера, кооперация решала противоречие между частным и общественным, не уничтожая одно из них, а интегрируя их воедино. Он рассматривал «кооперацию и кооперативные начала как общую форму социального прогресса».

На современном этапе в работах  А.П. Макаренко кооперация рассматривается как «совокупность кооперативов, действующих в разных сферах экономики, например, потребительская, кредитная, производственная, сбытоснабженческая или сельскохозяйственная, в отдельных странах, в отдельных регионах».

К.И. Вахитов содержание кооперации раскрывает в двух определениях. В самом широком смысле под кооперацией подразумевается в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом – синоним самого человеческого общества; в третьем – основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, В узком значении под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных объединений кооперативов (кооперативных обществ, кооперативных союзов и иных кооперативных объединений).

И.Н. Буздалов считает, что «кооперация это не только форма хозяйствования, но и основанная на демократизации и самоуправлении, форма связей, экономических взаимоотношений».

Обобщая трактовки разных исследователей кооперативной теории и практики, можно сделать вывод, что «кооперация  представляет собой синтез трех составляющих, ее элементов»: кооперация – форма труда; кооперация – хозяйственное предприятие; кооперация – общественное движение.

Кооперация как форма труда  – это процесс объединения трудовой деятельности, обусловленный общественным разделением труда. В данном случае кооперация представляет собой всеобщую форму, которая лежит в основе всех общественных устройств. При этом особое значение принадлежит разнообразным организованным формам человеческой деятельности. Поэтому познание общих принципов кооперации в существующих видах организаций является важным направлением современных экономических, социологических, управленческих и иных видов исследований.

Кооперация определяет особую форму  организации производства, представляющую собой хозяйственное предприятие, которое организует ту или иную сторону  деятельности своих членов, не регламентируя  остальную сферу их деятельности. Это добровольный союз людей, равноправно участвующих в его управлении и который имеет своей целью не получение наибольшей прибыли на затраченный капитал, а, благодаря общему ведению хозяйства, уменьшение расходов членов кооператива на их потребительские нужды и увеличение собственных трудовых доходов. Эта форма кооперации не является всеобщей закономерностью. Она возникает на определенном этапе развития государства и общественного производства. В качестве общей причины возникновения именно такой формы кооперации необходимо назвать становление и развитие капиталистического общества и рыночной экономики. Естественным продолжением из этого процесса является формирование единого внутреннего и мировых рынков, в результате усиления процесса разделения труда, развития системы денежного обращения и кредитно-банковских структур, провозглашения элементарных демократических прав и свобод.

И.В. Емельянов, А.В. Чаянов, М.И. Туган – Барановский, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Г. Шульце-Делич, Ф. Райфайзен, В.Г. Венжер, А.П. Макаренко, К.И. Вахитов, А.В. Ткач и др.

Кооперация как общественное движение выступает как определенная идеология, ставящая перед собой цель реформирования несовершенного капиталистического общества в общество социальной справедливости. Конкретным ее содержанием была пропаганда идей, принципов, ценностей кооперации, кооперативных знаний, фактическое объединение людей, взаимопомощь, установление ими солидарной ответственности, распространение знаний среди населения, культурно-просветительская деятельность. Надо сказать, что в XIX веке в западноевропейском обществе имели место различные точки зрения на место и роль кооперации в решении социальных вопросов, в преобразовании общества на справедливых началах.

Л. Блан, У. Кинг, Ш. Жид, Н.Г. Чернышевский, С.Л. Маслов, В.Ф. Тотомианц, Н.П. Баллин, Ф.Г. Тернер и др.

История российской кооперации и кооперативной  системы насчитывает 170 лет с момента  создания декабристами в 1831 году Большой  артели, которую Международный кооперативный  альянс официально признал началом  кооперативного движения в России. В настоящее время процесс формирования и развития кооперации идет в направлении расширения и многообразия ее институциональных элементов и развития социально ориентированного характера их деятельности. Обслуживая в основном сельское население, она берет на себя основные функции обустройства села, формирования торговой и производственной инфраструктуры, экономической и социальной защиты населения. Традиционно приоритетное место в кооперативной системе принадлежит потребительской кооперации.

В нашей стране потребительская  кооперация – органичный, структурный элемент агропромышленного комплекса, представляющий собой одну из форм социальной защиты и экономической поддержки сельского населения. Как часть АПК она функционирует в соответствии с рыночными экономическими законами, которые предопределяют как особенности кооперативной сферы расширенного воспроизводства, так и специфические моменты, обусловленные взаимосвязями в АПК, так как будучи многоотраслевой хозяйственной системой потребительская кооперация участвует не только в реализации конечного продукта и услуги, но непосредственно в их создании. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя. Этот основной процесс в его непрерывности и определяет функциональное содержание потребительской кооперации в составе АПК. Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений в процессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств. Организационными формами кооперативных связей являются предприятия и организации системы АПК и потребительской кооперации.

Взаимодействие потребительской  кооперации с АПК осуществляется по трем основным направлениям: торговля товарами народного потребления на селе и, тем самым, с одной стороны – обеспечение потребностей населения, составляющих основу трудовых ресурсов АПК, а с другой – содействие в реализации продукции АПК и доведение воспроизведенного цикла комплекса до завершенности; заготовка и переработка сельхозпродукции и сырья, обеспечивая, таким образом, сохранность и сбыт продукции;

выполнение функций социальной инфраструктуры на селе, то есть оказание услуг производственного и бытового характера.

В этой связи сущность потребительской  А кооперации в АПК состоит в том, чтобы помочь «сельскохозяйственным товаропроизводителям в развитии их экономики и повышении эффективности производства». Она детализируется решением таких вопросов, как закупка сельхозтехники и орудий, минеральных удобрений и семян; ремонт, обслуживание техники, выполнение определенного вида работ, которые требует специальной техники; организация рассадников, исследовательских и показательных полей, племенных ферм и целых хозяйств; организация дешевого кредита на производственные цели; обеспечение консультативно-информационными услугами и т.д. Основным результатом решения данных вопросов становится увязка в единую экономическую цепочку производства, переработки и реализации сельхозпродукции. В качестве примера можно привести конгломерат «Содействие» Рыбинского района Ярославской области, где по инициативе молочного завода 33 сельхозпредприятия, 70 предприятий торговли и общественного питания заключили договор о совместной деятельности.

Надо отметить, что на современном  этапе развития потребительской кооперации России классическая ее концепция в целом подвергается определенной корректировке. Прежде всего, это касается самого изначального процесса – формирования потребительских кооперативов. Происходит это потому, что за годы советской власти произошла постепенная деформация ее концептуальных основ, прежде всего кооперативных принципов: демократического управления; открытого добровольного членства; равенства на основе «один член – один голос»; справедливого распределения прибыли и другие. В результате потребительская кооперация превратилась в формально кооперативную организацию, в которой вместо кооперативных принципов преобладал принцип распределения. Для государства она стала организацией, осуществляющей распределенческие функции в условиях массового дефицита потребительских товаров.

В настоящее время потребительские  кооперативы начинают создаваться, во-первых, на проверенных историческим опытом и временем кооперативных  постулатах – кооперативных принципах и ценностях. Во-вторых, современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально-экономическая система, уставной целью функционирования которой является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей своих членов-пайщиков в товарах, услугах, а также обслуживание экономических интересов объединившихся в ней сельхозтоваропроизводителей и достижение определенных выгод для ее участников. Характерной особенностью деятельности потребительской кооперации является сочетание хозяйственных и социальных функций. Двойственная, социально-экономическая природа кооперации является ее глубоким, основным внутренним противоречием, накладывающим отпечаток на ее хозяйственную деятельность, социальную сущность, возможность устойчивого и стабильного развития. На дуалистический характер природы кооперации указывали многие теоретики, начиная с Р. Оуэна и Ш. Фурье. Профессор М.И. Туган-Барановский писал: «Если тело кооператива создано капитализмом, то душа кооператива вдохнута социалистическим идеалом» именно из социально-экономической природы кооперации вытекают особенности создания и развития организационных форм потребительской кооперации. В нашем понимании, организационная форма – есть такая управленческая конструкция, которая несет в себе как бы два начала – одно – организационно-правовая форма – узаконенная форма предприятия как хозяйственного субъекта с правами юридического лица, который, используя закрепленное за ним имущество, производит и реализует товары и услуги. Второе – управленческая структура, то есть система последовательно соподчиненных, но параллельно работающих органов управления. Выделяются управленческие структуры: а) внутри потребительского общества; б) в системе «потребительское общество – союз»; в) в системе «союз – союз». Организационная форма является тем конструктивным элементом кооперативного производства, который придает ему следующие характерные моменты: обеспечивает правовую регламентацию хозяйственной деятельности кооперативного предприятия; включает данное производство в систему единого экономического пространства; организационно закрепляет управление технологическими процессами и людьми; определяет систему внутренних и внешних финансовых взаимоотношений участников производственного процесса; регламентирует механизм взаимодействия профессионального менеджмента и общественного управления. В этой связи организационные формы потребительской кооперации отличает кооперативная самобытность, то есть статус некоммерческой организации, выполняющей социальную миссию и организующей свою экономическую деятельность на основе кооперативной идеологии, принципах и ценностях, что и определяет их потенциал и преимущества по сравнению с другими рыночными субъектами. При этом мы исходим из того, что потребительская кооперация как некоммерческая организация, с одной стороны фиксирует и закрепляет сложившуюся в ней систему экономических отношений между пайщиками и администрацией по поводу реализации объектов кооперативной собственности и распределению продуктов этой реализации между членами кооператива, а, с другой, определяет экономический порядок отношений с внешней средой: с государством и муниципальными органами власти через налоговую систему, финансовые и страховые организации и т.д. Поэтому потребительская кооперация, пожалуй, единственная организационная форма, которая тесно интегрирует интерес государства с его социальными группами. В-третьих, в современных условиях потребительская кооперация рассматривается как своеобразная форма организации производства (форма бизнеса), особая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности. Предпринимательство в потребительской кооперации имеет свои особенности. Первая особенность – предпринимательство является коллективным, так как осуществляется в интересах пайщиков, но неиндивидуально ими, а в рамках кооперативных структур. Вторая особенность – предпринимательская деятельность реализуется преимущественно в сферах обращения и потребления, и лишь частично в сфере производства. Третья особенность – целью предпринимательской деятельности потребительского кооператива является не извлечение прибыли. Хотя данное утверждение совсем не означает, что потребительский кооператив не заботится о ее получении. Скорее, наоборот, в наше время ориентация на прибыль для кооператива как субъекта рынка составляет основу его здоровой конкуренции. Для потребительского кооператива прибыль трансформируется в некую общую экономическую выгоду, которую получают его участники. Поэтому прибыль от кооперативного бизнеса в основном используется для хозяйственного укрепления потребительской кооперации и имеет ярко выраженную социальную направленность. Исходя из выше отмеченного, можно назвать следующие характерные черты организационных форм потребительской кооперации как социально-ориентированных хозяйствующих субъектов: свобода экономического выбора потребителя (открытое, доступное членство для всех); справедливое распределение дохода, это означает, что полученные кооперативом доходы распределяются пропорционально уровню пользования членами-пайщиками услугами кооператива; особая и своеобразная экономическая роль факторов производства. Капиталы, которыми обладают кооперативы, выступают для них как вспомогательное средство, так как на первом плане здесь находится человек труда и основное значение придается удовлетворению насущных потребностей людей.

Информация о работе Основная деятельность потребительской кооперации