Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:00, реферат
Целью данной работы является рассмотреть роль потребительской кооперации в развитии местных рынков. Задачи работы рассмотреть:
1. Развитие потребительской кооперации и ее влияние на местные рынки
2. Развитие потребительской кооперации в Новосибирске на примере Облпотребсоюза;
3. Рекомендации по развитию потребительской кооперации.
Потребительская кооперация является
интегрировано-
Необходимость совершенствования деятельности является одной из основных задач торговых организаций. Торговое обслуживание сельского населения имеет особенности, обусловленные региональными факторами: среди которых природно-климатические, экономические и национальные. Они должны быть учтены при разработке направлений развития отрасли.
Программы развития розничной торговли разрабатывают на уровне субъекта федерации, муниципального образования, хозяйственной системы. Подобная программа была разработана и в России. Программа разработана с целью укрепления и развития потребительского рынка, повышения эффективности деятельности системы сельской торговли, более полного использования природных ресурсов, удовлетворения потребностей населения, а также развития системы потребительской кооперации России, защиты прав сельских потребителей и обоснования необходимости государственной поддержки сельской торговли.
Необходимость разработки и реализации
программы обоснована сложной социально-
Отсутствие эффективных
Материально-техническая база торговли развивалась крайне медленно из-за убыточности торговых предприятий, изменилась отраслевая структура потребительского рынка села, произошло перераспределение в размещении сети предприятий торговли в населенных пунктах в сторону развития сети стационарных предприятий торговли преимущественно в районных центрах. В результате возникла острая проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг. В особо сложном положении оказались поселения, расположенные вдали от крупных населенных пунктов, автомобильных магистралей, а также с незначительным числом жителей вследствие внутренней миграции населения трудоспособного возраста.
Следствием социально-
В создавшихся социально-
Целью данной работы является рассмотреть роль потребительской кооперации в развитии местных рынков. Задачи работы рассмотреть:
1. Развитие потребительской кооперации и ее влияние на местные рынки
2. Развитие потребительской кооперации в Новосибирске на примере Облпотребсоюза;
3. Рекомендации по развитию потребительской кооперации.
Кооперация предприятий
Надо сказать, что по поводу содержания кооперации как общественного института существуют разные теории и научные точки зрения. В отдельности каждая из них не в состоянии раскрыть философского и социально-экономического значения кооперации. Наша задача состоит в синтезировании этих подходов.
В истории кооперации основным ее теоретиком считается Р. Оуэн. Он впервые употребил термин «кооперация» в современном его понимании, предложив организовывать «земледельческие и мануфактурные поселения единства и взаимной кооперации».
В настоящее время в Большом
экономическом словаре кооперац
В теориях многих социологов, экономистов, историков, философов: О. Конта, Г. Спенсера, П. Лаврова, П. Кропоткина, Л. Мечникова и на Западе, и в России «кооперацию» в основном рассматривали в качестве всеобщего свойства природного мира и человеческого общества. Виднейший представитель русской школы кооперации Емельянов И.В. считал, что «кооперация является комплексом экономических единиц (предприятий и домохозяйств), координирующих свою хозяйственную деятельность». Н.И. Мещеряков, один из деятелей послеоктябрьской кооперации, определял кооперацию как «объединение людей для достижения ими общей цели».
В советское время наиболее последовательным сторонником широкого использования в аграрном секторе кооперативной формы хозяйствования был В.Г. Венжер. Непреходящее значение кооперации он видел в том, что она дает возможность вести хозяйство, не отделяя от собственности каждого трудящегося в данном хозяйстве человека. По мысли В. Венжера, кооперация решала противоречие между частным и общественным, не уничтожая одно из них, а интегрируя их воедино. Он рассматривал «кооперацию и кооперативные начала как общую форму социального прогресса».
На современном этапе в
К.И. Вахитов содержание кооперации раскрывает в двух определениях. В самом широком смысле под кооперацией подразумевается в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом – синоним самого человеческого общества; в третьем – основной социальный механизм, созданный людьми для поддержания общественной жизни, В узком значении под кооперацией понимается совокупность особых общественно-хозяйственных объединений кооперативов (кооперативных обществ, кооперативных союзов и иных кооперативных объединений).
И.Н. Буздалов считает, что «кооперация это не только форма хозяйствования, но и основанная на демократизации и самоуправлении, форма связей, экономических взаимоотношений».
Обобщая трактовки разных исследователей кооперативной теории и практики, можно сделать вывод, что «кооперация представляет собой синтез трех составляющих, ее элементов»: кооперация – форма труда; кооперация – хозяйственное предприятие; кооперация – общественное движение.
Кооперация как форма труда – это процесс объединения трудовой деятельности, обусловленный общественным разделением труда. В данном случае кооперация представляет собой всеобщую форму, которая лежит в основе всех общественных устройств. При этом особое значение принадлежит разнообразным организованным формам человеческой деятельности. Поэтому познание общих принципов кооперации в существующих видах организаций является важным направлением современных экономических, социологических, управленческих и иных видов исследований.
Кооперация определяет особую форму
организации производства, представляющую
собой хозяйственное
И.В. Емельянов, А.В. Чаянов, М.И. Туган – Барановский, Р. Оуэн, Ш. Фурье, Г. Шульце-Делич, Ф. Райфайзен, В.Г. Венжер, А.П. Макаренко, К.И. Вахитов, А.В. Ткач и др.
Кооперация как общественное движение выступает как определенная идеология, ставящая перед собой цель реформирования несовершенного капиталистического общества в общество социальной справедливости. Конкретным ее содержанием была пропаганда идей, принципов, ценностей кооперации, кооперативных знаний, фактическое объединение людей, взаимопомощь, установление ими солидарной ответственности, распространение знаний среди населения, культурно-просветительская деятельность. Надо сказать, что в XIX веке в западноевропейском обществе имели место различные точки зрения на место и роль кооперации в решении социальных вопросов, в преобразовании общества на справедливых началах.
Л. Блан, У. Кинг, Ш. Жид, Н.Г. Чернышевский, С.Л. Маслов, В.Ф. Тотомианц, Н.П. Баллин, Ф.Г. Тернер и др.
История российской кооперации и кооперативной
системы насчитывает 170 лет с момента
создания декабристами в 1831 году Большой
артели, которую Международный
В нашей стране потребительская кооперация – органичный, структурный элемент агропромышленного комплекса, представляющий собой одну из форм социальной защиты и экономической поддержки сельского населения. Как часть АПК она функционирует в соответствии с рыночными экономическими законами, которые предопределяют как особенности кооперативной сферы расширенного воспроизводства, так и специфические моменты, обусловленные взаимосвязями в АПК, так как будучи многоотраслевой хозяйственной системой потребительская кооперация участвует не только в реализации конечного продукта и услуги, но непосредственно в их создании. Таким способом потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя. Этот основной процесс в его непрерывности и определяет функциональное содержание потребительской кооперации в составе АПК. Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений в процессе взаимодействия кооперирующихся хозяйств. Организационными формами кооперативных связей являются предприятия и организации системы АПК и потребительской кооперации.
Взаимодействие
выполнение функций социальной
инфраструктуры на селе, то есть оказание
услуг производственного и
В этой связи сущность потребительской А кооперации в АПК состоит в том, чтобы помочь «сельскохозяйственным товаропроизводителям в развитии их экономики и повышении эффективности производства». Она детализируется решением таких вопросов, как закупка сельхозтехники и орудий, минеральных удобрений и семян; ремонт, обслуживание техники, выполнение определенного вида работ, которые требует специальной техники; организация рассадников, исследовательских и показательных полей, племенных ферм и целых хозяйств; организация дешевого кредита на производственные цели; обеспечение консультативно-информационными услугами и т.д. Основным результатом решения данных вопросов становится увязка в единую экономическую цепочку производства, переработки и реализации сельхозпродукции. В качестве примера можно привести конгломерат «Содействие» Рыбинского района Ярославской области, где по инициативе молочного завода 33 сельхозпредприятия, 70 предприятий торговли и общественного питания заключили договор о совместной деятельности.
Надо отметить, что на современном этапе развития потребительской кооперации России классическая ее концепция в целом подвергается определенной корректировке. Прежде всего, это касается самого изначального процесса – формирования потребительских кооперативов. Происходит это потому, что за годы советской власти произошла постепенная деформация ее концептуальных основ, прежде всего кооперативных принципов: демократического управления; открытого добровольного членства; равенства на основе «один член – один голос»; справедливого распределения прибыли и другие. В результате потребительская кооперация превратилась в формально кооперативную организацию, в которой вместо кооперативных принципов преобладал принцип распределения. Для государства она стала организацией, осуществляющей распределенческие функции в условиях массового дефицита потребительских товаров.
В настоящее время
Информация о работе Основная деятельность потребительской кооперации