Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:33, шпаргалка
Ответы на 58 вопросов.
52 Моральный риск и рынок страхования. Проблема «принципал-агент». Деятельность государства по регулированию асимметричности информации
Под скрытыми действиями понимают такие действия, предпринимаемые одной из сторон в экономических взаимоотношениях, которые затрагивают другую сторону, но остаются вне поля зрения последней. Поскольку информированная сторона может предпринять «неправильные» действия, то неинформированная сторона несет риск из-за безответственного поведения другой стороны. Это явление, связанное со скрытыми действиями получило название моральный риск. Выделяют следующие типы морального риска в страховании:
1) недобросовестное поведение, люди в расчете на большую страховку сознательно идут на преступления.
2) пренебрежение рисками, застраховав от угона свой автомобиль, перестает запирать его дверь.
3) сверхнормативное потребление услуг, оплачиваемых в результате страховки. Например, индивид, который приобрел полис медицинского страхования, будет чаще, чем обычно обращаться к врачам.
Особую сферу проявления морального риска составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Сторона, отдающая поручение получила название принципала (заказчика), а сторона, выполняющая поручения, – агента (исполнителя).
Суть проблемы «принципал-агент» заключается в угрозе манипулирования агентом принципала при выполнении поручений и предписаний последнего. Решений данной проблемы может быть несколько:
1) усиление
прямого контроля за
2) установление ставки заработной платы выше, чем у других фирм, в надежде на то, что работник будет трудиться усердно из-за опасения потерять завышенную оплату;
3) участие
работников в результатах
4) организация
соревнования работников, вознаграждается
достижение наивысшего
5) организация
фирмы как коалиции работников,
при которой допускается не
только их участие в
Вмешательство государства:
1) ценовая
политика со стороны
2) прямое
участие в производстве
3) контроль
за производством и сбытом товаров и услуг,
с которыми связана существенная информационная
асимметрия. С этой целью государство,
может использовать такие инструменты,
как: лицензирование, стандартизация
и сертификация, контроль
рекламной активности продавцов.
53 Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.
Чистые
частные блага — это блага, обладающие
свойствами конкурентности при потреблении
и исключаемости доступа.
Чистые общественные
блага, для них отсутствуют исключаемость
доступа и конкурентность при потреблении,
это благо неделимо и его производство
и потребление сопровождаются внешними
эффектами (пример — защита населения
от угрозы внешней агрессии). Наличие свойств
неконкурентности и неисключаемости у
чистых общественных благ порождает проблему
ценообразования. Эффективная цена блага
устанавливается на уровне предельных
издержек. При построении кривой спроса
на общественные блага вводится ряд предположений.
Во-первых, предпочтения индивидов выявлены
достаточно точно; во-вторых, все потребители
общественного блага готовы платить за
предоставление каждой его дополнительной
единицы. Чтобы рассчитать оптимальный
объем потребления общественных благ,
необходимо установить, как оценивает
каждый потребитель дополнительную единицу
блага. Предельная выгода определяется
сложением субъективных оценок всех потребителей
этого блага.
Кривые
D1 и D2 показывают предельную выгоду, получаемую
потребителями для каждого объема выпуска.
Когда потребляются 2 ед. блага, первый
потребитель готов платить 1,5 ден. ед.,
которые составляют его предельную выгоду,
второй потребитель — соответственно
2,5 ден. ед.
Суммарный спрос на общественное благо
Кривая D — результат суммирования предельных выгод двух потребителей от получения дополнительной единицы общественного блага:
D = МВ1 + МВ2.
При построении
кривой суммарного спроса необходимо
учитывать, что цена общего спроса есть
сумма цен спроса индивидуального. Это
связано с тем, что, в отличие от частного
блага, общественное обладает свойством
неконкурентности в потреблении, т.е. неделимо.
54Производство общественных благ. Эффективный объем производства общественных благ.
Предложение общественных благ: возможности рынка. Роль государства в обеспечении предложения общественных благ.
Производство общественных благ основано на значительных внешних эффектах, поэтому кривая предложения образуется как результат суммирования предельных частных затрат производителя и возникающих внешних эффектов.
Объем выпуска общественного блага эффективен, если предельная общественная выгода равна предельным издержкам.
Проблема
«безбилетников» — это
Однако данный вывод правомерен для тех общественных благ, которые обладают характеристиками конкурентности при потреблении и к которым нет исключительного доступа, это относится к ресурсам неограниченного доступа. В предоставлении чистого общественного блага существует прямая зависимость между размером группы, заинтересованной в приобретении блага, и вероятностью того, что благо действительно будет предоставлено. Суть проблемы «безбилетников» сохраняется при выполнении условия производства Парето-эффективного объема общественного блага, т.е. при равенстве предельных издержек предельным выгодам.
Парето-эффективная аллокация ресурсов зависит от способа определения необходимого объема производства общественного блага, системы налогообложения, функций полезности индивидов и других причин, которые регулируются не только в рамках рыночного механизма.
Государство
берет на себя расходы, связанные с
производством общественных благ. В одних
случаях оно самостоятельно производит
общественные блага, в других — финансирует
их выпуск частными структурами. Но в обоих
вариантах решение вопроса об оптимальном
объеме производства общественных благ
основывается на коллективных действиях.
55 Методология анализа общественного выбора. Общественный выбор при прямой демократии. Модель медианного избирателя.
Теория общественного выбора, применяя экономические методы, изучает процесс принятия политических решений в современном демократическом обществе. Данная теория является одним из наиболее ярких проявлений экономического империализма.
Экономический империализм означает применение методологии экономической теории для изучения неэкономических процессов и явлений,
На основе экономического империализма возникла экономика общественного сектора — новая и развивающаяся отрасль экономических знаний. Она синтезирует экономику и политику, все более опирается на постулаты теории общественного выбора.
Основоположником теории общественного выбора является американский ученый-экономист Джеймс Бьюкенен.
Теория общественного выбора строится на трех основных методологических постулатах:
-общество рассматривается как совокупность индивидов, изучение их поведения лежит в основе исследования социальных и политических процессов (методологический индивидуализм);
-индивид преследует свои собственные интересы (т.е. является homo economicus);
-политический процесс, с помощью которого индивиды реализуют свои интересы, является разновидностью обмена.
прямая (абсолютная) демократия — политическое устройство общества, при котором все решения принимаются путем голосования всех членов общества.
Прямая демократия имеет существенный недостаток: по каждому принимаемому решению необходимо голосовать, что связано со значительными затратами для населения.
В условиях совершенной политической системы, предполагающей полную информированность населения о происходящем и отсутствие затрат на проведение выборов, общественный выбор всегда будет осуществляться политиками строго в интересах большинства.
модель медианного избирателя.
Тенденция
отражать интересы среднестатистического
избирателя, присущая данной модели, имеет
свои достоинства и недостатки. Так,
она позволяет избегать крайностей в ходе
принятия политических решений, но одновременно
не гарантирует их оптимальность для всех
групп населения.
56 Обшественный выбор при представительской демокрации. Парадокс голосования. Модель конкуреции групп давления за политическое давление. Лоббизм, логроллинг.
Представительная демократия имеет свои достоинства и недостатки. Преимущества состоят в организации принятия политических решений через законодательные органы — парламенты, создании в них специализированных законодательных комиссий, работающих по принципу разделения труда, подчинении исполнительной власти законодательной и др. Одним из основных недостатков представительной демократии является возможность принимать решения, выгодные отдельным группам, преследующим свои узкие интересы.
Парадокс голосования — это ситуация, возникающая в случаях, когда голосование, основанное на принципе большинства, не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества
Парадоксом голосования объясняются механизм принятия политических решений, не соответствующих интересам большинства населения, а также возможность манипулирования результатами голосования.
Лоббизм. — это влияние групп избирателей с особыми интересами на представителей власти (законодательной или исполнительной) с целью принятия выгодного для данных групп решения.
Причины появления лоббизма является узкая специализация членов законодательных собраний. Политик, избранный, например, преимущественно жителями промышленного центра, очевидно, будет отстаивать решения по вопросам промышленной политики. Но при голосовании по аграрным вопросам он, не зная детально их сущности, скорее всего будет подвержен влиянию лоббистов.
В
депутатской практике нередко применяется
так называемый логроллинг — практика
взаимной поддержки законодательных инициатив
депутатов путем обмена голосами.
57. Модель бюракрации. Теория поиска политической ренты.
Целью
участия в политической деятельности
может быть получение дополнительных
преимуществ в виде рентных (т.е.
превышающих конкурентный уровень)
доходов — так называемой «политической
ренты». Деятельность, направленная
на их получение, — это поиск политической
ренты. В качестве типичных примеров рассматриваются
борьба за получение монопольных прав,
квот и тарифов, ограничение конкуренции
на рынке, законодательное установление
выгодной для производителя фиксированной
цены. Такого рода деятельность связана
с дополнительными издержками: на лоббирование,
финансирование предвыборных кампаний,
взятки, подкуп и т.п. Классическая модель
поиска ренты представлена на рис.1.