Ответы по микроэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:33, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 58 вопросов.

Файлы: 1 файл

шпоры для печати.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

9 Типы конкуренции  и основные рыночные структуры в современной экономике. Совершенная конкуренция и ее основные черты.

   Конкуренция – форма столкновения интересов субъектов рынка, их соперничества. Рыночная структура – это совокупность тех качественных характеристик, с учетом которых фирмы определяют свое поведение на рынке. Типы рыночных структур: Совершенная конкуренция - Множество не очень крупных фирм, однородная продукция, доступность информации, барьеров входа/выхода на рынок нет. Чистая монополия - Одна фирма продавец продукции, заменители товара отсутствуют, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монополией. Монополистическая конкуренция - Множество фирм с разнородной продукцией, вход на рынок относительно легкий, имеются определенные ограничения в ценообразовании и получении информации. Олигополия - Несколько фирм (3-5), однородная или дифференцированная продукция, вхождение на рынок затруднено, есть ограничения в получении информации и в сфере ценообразования.

   Условия чистой конкуренции:

- Множество  продавцов продает однородную  продукцию;

- Фирма  имеет менее 1% общего объема  продаж;

- Фирма  не рассматривает конкурентов  как угрозу ее доле продаж, следовательно не интересуется  производственными решениями других  фирм;

- Информация  о ценах, технологии, прибыли доступна

- Нет  ограничений входа/выхода на рынок.

Продукт у совершенного конкурента однороден, следовательно безразлично у  какой фирмы покупать. Единственный критерий – цена, а ее величину определяет рынок. Таким образом, конкурентная фирма – потребитель цены. 
 
 
 
 

Рис.1. Рыночный спрос и спрос для конкурентной фирмы

Общий доход TR=Q*P

Средний доход AR=TR/Q=P   Предельный доход MR=∆TR/∆Q=P. 
10 Равновесие фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).

Существует  два подхода к определению  уровня производства, при котором  конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальные  убытки/ 
 
 
 
 

Прибыль максимальна когда валовой доход  превышает валовые издержки на максимальную величину. Фирма может наращивать производство пока предельные издержки (MC) не станут равны цене (далее производство не выгодно). В то же время в условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене (MC=P).

Точка, в которой MC=MR определяет оптимальный объем производства.

Максимизация  прибыли. Заштрихованная зона представляет собой сектор действия максимальной прибыли. 
 
 
 
 
 

Минимизация убытков. При ухудшении рыночной конъюнктуры цена может снизиться с P1 до P2

Фирме следует продолжать производство, т.к. доход позволяет возместить все  переменные издержки (цена выше AVC) и часть постоянных. 
 
 
 
 
 

Когда цена упадет до отметки, когда фирма не в состоянии покрывать издержки, фирма вынуждена прекратить производство. 

11 Кривая предложения  фирмы в краткосрочном  периоде в условиях  совершенной конкуренции.  Отраслевое предложение  в краткосрочном  периоде.

   Кривая  предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде выражает функциональную зависимость объема предложения от изменения рыночной цены. Фирма осуществляет производство до точки равновесия, где P=MC. Изменение цены вызовет изменение равновесного объема производства. Следовательно эта зависимость определяется совокупностью точек равновесия, т.е. кривой предельных издержек.

   Кривая  предложения фирмы в краткосрочном  периоде будет иметь восходящий вид и совпадать с отрезком кривой предельных издержек, который  лежит выше точки минимума средних переменных издержек. 
 
 
 
 
 

Отраслевое  предложение получается путем горизонтального  суммирования кривых индивидуального  предложения совершенно конкурентных фирм. 

12 Равновесие фирмы-совершенного  конкурента в долгосрочном  периоде. Долгосрочное предложение в конкурентной отрасли. Совершенная конкуренция и эффективность.

В долгосрочном периоде могут измениться производственные мощности, а также число фирм в  отрасли. Равновесие достигается когда  экономическая прибыль равна  нулю. Тогда нет стимулов для расширения или сокращения объема производства, у новых фирм нет мотивов для вступления в отрасль, а у старых для выхода из нее. Таким образом цена снижается до минимальных долгосрочных средних издержек.

Условия равновесия фирмы в долгосрочном периоде:

- Фирма  не имеет стимулов к изменению  объемов производства.

MR=LR MC

- Фирма  удовлетворена размерами предприятий

- Нет  мотивов для выхода из отрасли  или привлечения новых фирм  в отрасль

P= min LR ATC

Таким образом, уравнение долгосрочного  равновесия конкурентной фирмы:

MR (P) = LR MC = min LR ATC

В точке  пересечения фирмы получают нормальную прибыль. Если цена превысит минимальные  средние издержки, это привлечет  конкурентов, предложение повысится, цена понизится до равновесной. При  понижении цены фирмы получают прибыль меньше нормальной, это вызовет отток фирм, предложение понизится, цена возрастет до равновесия.

Таким образом, экономическая прибыль  является сигналом для входа/выхода фирм на рынок. В конечном итоге она  сводится до нуля. Это явление получило название парадокса прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 

      Достижение  производственной эффективности требует, чтобы товар производился с наименьшими издержками. Ни один производитель не может получить доход путем увеличения цен, а только посредством сокращения издержек, фирма использует наилучшую из доступных технологию производства, а цена устанавливается на уровне средних издержек (P=ACmin), что и обеспечивает производственную эффективность. Равенство цены и предельных издержек (P=MC) на рынке совершенной конкуренции – это условие эффективного распределения ресурсов. Каждый товар производится до точки, в которой P=MC, т.е. до точки, в которой издержки последней единицы равны издержкам альтернативных товаров, которыми пожертвовали, осуществляя его производство. 

13 Чистая монополия и ее основные черты. Виды монополии. Спрос на продукт и предельный доход монополиста.

     Чистая  монополия – это рыночная структура, при которой на рынке действует только один продавец некоторого товара; товар этот не имеет близких заменителей; существуют некие барьеры, сильно затрудняющие или вовсе не позволяющие входить в отрасль новым фирмам; цена не является заданной величиной. Вида монополии:         

-Закрытые – юридически защищены от конкурентов

-Открытые – не защищены от конкурентов

-Естественные – защищены эффектом масштаба производства.

Монополист  удовлетворяет весь отраслевой спрос. В отличие от совершенного конкурента, для которого цена задается рынком, монополист сам создает цену.

Спрос на продукт монополиста: 
 
 
 

Общий доход монополиста: TR=P*Q. Монополист может изменять как объем производства, так и цену, однако одновременно может изменять только один показатель.

Средний доход монополиста: AR=TR/Q=P. Он не является постоянным уменьшается при наращивании выпуска, т.к. цена при этом падает.

Предельный  доход: MR=dTR/dQ

Кривая  предельного дохода лежит ниже кривой спроса, т.к. простая монополия, снижая цену на последующую единицу продукта, вынуждена понижать цену и на все  предыдущие единицы, поэтому каждая дополнительная единица продукции приносит доход, который меньше среднего дохода и цены, т.е. при любом объеме реализации MR<P

При объеме выпуска, максимизирующем прибыль  монополиста, MR=MC<P - монополист всегда устанавливает цену превышающую предельные затраты . 

14 Равновесие фирмы-чистой монополии в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).

Объем производства определяется методом  сравнения общего дохода и общих  издержек (TR и TC) либо предельного дохода и предельных издержек (MR и MC).

Монополист  наращивает выпуск пока разность TR(Q) – TC(Q) не станет максимальной. Данный объем Qe будет равновесным (рис.2.а.).

а) сравнение общего дохода и общих  издержек 
 
 
 
 
 
 
 
 

Прибыль не увеличивается, т.е. прирост прибыли  dπ=0, а это достигается когда MR=MC, т.е. монополист наращивает выпуск до тех пор, пока прирост MR будет превышать прирост MC, т.к. в этом случае прибыль растет

б) сравнение предельного  дохода и предельных издержек 
 
 
 
 
 
 
 
 

Фирма – монополист в краткосрочном  периоде может и получать чистую экономическую прибыль, и терпеть убытки. Монопольной фирме следует:

-продолжать  производство, если цена (P) будет больше или равна средним переменным издержкам

P≥AVC (тогда будет минимизировать производство)

-остановить  производство: если цена будет  меньше средних переменных издержек. P<AVC. 

15 Равновесие чистой  монополии в долгосрочном  периоде. Ценовая  дискриминация.

Особенность монополии – способность удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде изменяются издержки. Монополист может использовать эффект экономии от масштабов, снижая долгосрочные средние издержки. Логично было бы предположить, что он заинтересован в снижении издержек и обеспечении эффективного объема выпуска. Однако это не всегда так.  Ведь увеличение масштабов сопровождается для монополиста изменением величины спроса и предельного дохода, а не только изменением издержек. Он будет наращивать масштаб только до тех пор, пока прирост дохода будет превышать прирост долгосрочных издержек, т.е. достигнет равновесного масштаба при условии MR = LMC, где LMC – долгосрочные предельные издержки. В результате в долгосрочном периоде выпуск монополиста может оказаться больше или меньше, чем оптимальный выпуск. Это зависит, в частности, от соотношения между функцией спроса и функцией долгосрочных средних издержек. 
 
 
 

Определение масштаба производства монополиста в  долгосрочном периоде

Q1 – оптимальный масштаб

Qe – максимизирующий прибыль масштаб монополиста

Таким образом, в долгосрочном периоде  монополия максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукта, при котором долгосрочный предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам (LMR=LMC).

Ценовая дискриминация – это монопольная практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами и данный товар нельзя перепродать.

Ценовая дискриминация I степени (совершенная дискриминация): производитель устанавливает цену на каждую единицу блага в соответствии с ценой спроса на последнюю.

Ценовая дискриминация II степени      (по объему покупки)

Цены  блага одинаковы для разных покупателей, но различаются в зависимости  от объема покупки (может происходить  в скрытом виде, в форме накидки  к цене или скидки к ней).

Ценовая дискриминация III степени (на сегментированных рынках) установление разных цен для разных категорий покупателей – студентов, пенсионеров, детей и др. 

Информация о работе Ответы по микроэкономике