Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:33, шпаргалка
Ответы на 58 вопросов.
При этом мы видим, что в точке Lколичество производимого блага Bпревышает спрос на него в токе М, в то время как предложение блага А в точке Lменьше спроса на него в точке М. Следовательно, цена блага А будет расти, а цена блага Bсокращаться. Кривая бюджетного ограничения (трансформации) меняет свой наклон, до тех пор пока равновесие не будет установлено в точке N.
Структура
выпуска в данной точке будет
эффективна, поскольку здесь одновременно
наблюдается эффективное производство
и эффективное распределение продукта.
В этой точке предельная норма трансформации
равна предельной норме замещения.
46 Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние. Критерии оценки общественного благосостояния. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования.
Существуют различные критерии оценки динамики благосостояния. Критерий Парето опирается на ценностные предпосылки индивида, он исходит из того, что каждый человек способен лучше всех оценить свое собственное благополучие. Это приводит к тому, что благосостояние отдельных людей несопоставимо. Поэтому общественное благосостояние не может быть определено путем сложения, не является "суммой счастья" всех членов общества.
Отказ
от сравнения межличностных
47 Внешние эффекты. Положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема эффективного размещения ресурсов в рыночной экономике. Теорема Коуза.
Положительный внешний эффект существует, когда посторонние субъекты извлекают выгоду без соответствующей компенсации, и поэтому общественная полезность превышает частную. Поскольку полезность товара или услуги не полностью отражается в рыночной цене, то связанные с положительными внешними эффектами товары выпускаются в недостаточном количестве.
Отрицательный
внешний эффект означает непредвиденные
издержки посторонних субъектов и сопровождается
разрывом между общественными и частными
издержками. Выпуск товаров,
связанных с отрицательными внешними
эффектами, осуществляется в объеме, превышающем
эффективный уровень, из-за отсутствия
полной информации об издержках в рыночной
цене.
Отрицательный внешний эффект: предположим, фирма производит экологически неблагоприятную продукцию, объем выпуска которой представлен на оси абсцисс.
Предложение этой продукции характеризует кривая S, являющаяся кривой частных предельных издержек PMC. Спрос на продукцию фирмы показан с помощью кривой D. Выпуск продукции сопровождается внешним эффектом. С учетом этого общественные предельные издержки SMC представляют собой сумму частных предельных издержек и предельного ущерба, т. е. SMC = РМС + MD.
Эффективным
является выпуск Q* при цене Р* - это
точка пересечения кривой общественных
предельных издержек и кривой спроса
на данный товар D. Реальный выпуск Q0
определяется пересечением кривой спроса
с кривой частных предельных издержек.
Очевидно, что Q0 > Q*, т. е. реальный
выпуск превышает эффективный.
Положительный
внешний эффект: предельные общественные
выгоды (MSB) равны сумме предельных частных
выгод (MPB) и предельных внешних выгод
(MEB). Эффективный объем продукции соответствует
равенству предельных общественных выгод
и предельных издержек. Однако, фактический
объем производства соответствует равенству
предельных издержек и предельных частных
выгод.
48 Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии.
Движение от реального уровня выпуска к эффективному, т. е. преодоление разрыва между частными и общественными издержками или выигрышами, обеспечивается путем интернализации внешнего эффекта, т. е. трансформации издержек или выигрышей посторонних субъектов в издержки или выигрыши субъектов, деятельность которых вызвала внешний эффект.
Согласно
Пигу, отрицательные внешние эффекты
устраняются с помощью корректирующего
налога, а положительные –
с помощью субсидии. При этом налог
должен в точности равняться предельному
ущербу посторонних субъектов, а
субсидия – их предельному
выигрышу . Такое решение проблемы
интернализации требует участия правительства.
Интернализация внешнего эффекта посредством налога Пигу: на горизонтальной оси представлен объем выпуска фирмы, а на вертикальной – цена стали. Предложение стали описывается кривой S, совпадающей с кривой частных предельных издержек PMC. Спрос на продукцию сталелитейной фирмы характеризует кривая D с отрицательным наклоном. Кривая общественных предельных издержек SMC представляет собой сумму кривых частных предельных издержек и предельного ущерба. Иначе, предельный ущерб равен вертикальному расстоянию между кривыми SMC и PMC для любого объема выпуска.
Без учета ущерба, наносимого рыбакам, фирма выпускает сталь в количестве, равном Q0, в то время как эффективный выпуск равен Q*. Очевидно, что Q0 > Q*. Для того, чтобы вынудить фирму сократить свой выпуск до эффективного уровня, необходимо с каждой единицы продукции взимать налог t, равный предельному ущербу рыбаков. Интернализация внешнего эффекта заключается в том, что производителю адресуются издержки посторонних субъектов, потерпевших ущерб по его вине. Одновременно государство получает налоговые поступления в объеме t Q*, а общество выигрывает от движения к эффективному выпуску в объеме, равном площади заштрихованного треугольника.
Все эти
измерения могут быть лишь приблизительными,
и поэтому адекватно измерить
и оценить предельный ущерб невозможно.
49 Использование теории внешних эффектов в экономической практике. Государственное регулирование внешних эффектов в РБ.
Одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь являются вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Основными принципами Концепции государственной политики в области охраны окружающей среды являются:
1.государственная собственность на все виды природных ресурсов;
2.охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики;
3.законодательно
обеспеченная, финансируемая из государственного
бюджета система государственного контроля
за состоянием окружающей среды, охраной
и использованием
природных ресурсов, качеством продуктов
питания, безопасностью промышленной
и сельскохозяйственной продукции для
окружающей среды и здоровья населения;
4. экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя:
- платность природопользования;
- льготное
кредитование и
- поддержку
на государственном уровне
5. участие
в решении глобальных
грани уничтожения видами животных и растений.
Основными объектами отношений в области охраны окружающей среды являются земля (включая почву), недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, озоновый слой, леса, растительный и животный мир, особо охраняемые территории, а также климат.
Чтобы
обеспечить экономическую
Экономическое
стимулирование охраны окружающей среды
предусматривает установление льгот по
налогообложению за внедрение малоотходных,
энерго- и ресурсосберегающих технологий,
использование отходов в качестве вторичного
сырья, осуществление иных природоохранных
мер, а также их льготное кредитование,
ускоренную амортизацию оборудования,
предназначенного для охраны окружающей
среды.
50 Информация и ее роль в рыночной экономике. Причины неполноты информации. Неопределенность. Риск: понятие и способы смягчения его последствий.
Эффективное использование знаний – одна из важнейших проблем экономики, успех рынка как экономического института зависит от эффективности рыночных цен как механизма передачи информации и реальная сила рынка заключается в его способности использовать информацию, приспосабливаться к ней.
Полная информированность экономических субъектов – ситуация, когда каждый из них в полной мере владеет ценовой информацией, информацией о качестве продукта, технологиях, структуре спроса, товарах-субститутах, уровне процентных ставок, перспективах роста экономики. Такая ситуация является условием оптимального функционирования рынка.
Неполнота информации может быть вызвана следующими причинами:
- существует
барьер трансакционных затрат. Напр,
из-за изменчивости цен и
-существует проблема надежности: информация не всегда надежна, она может также устаревать в результате изменений экономической среды;
-существует проблема усвоения: экономические субъекты не могут воспринимать и перерабатывать весь доступный объем информации и вынуждены отбирать лишь наиболее важную, при этом часть информации неизбежно теряется;
-существует проблема обработки: не все экономические субъекты обладают достаточными знаниями и навыками, которые позволили бы им адекватно переработать полученную информацию.
Под неопределенностью понимается случай, когда количество исходов бесконечно, или вероятность наступления события установить невозможно. Например, при прогнозировании динамики валютного курса на валютной бирже на год вперед полный список исходов неизвестен.
О риске
говорят как о ситуации, когда известны
все возможные исходы событий и вероятности
их наступления.
51 Асимметричность информации. Рынки с асимметричной информацией. Отрицательный отбор. Роль рыночных сигналов в преодолении информационной асимметрии.
Асимметричность информации – ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица.
Выделяют два вида информационной асимметрии. Первый вид возникает обычно в процессе торговой сделки или подписания контракта, когда одна из сторон знает что-то, о чем другой стороне неизвестно. Второй вид асимметричной информации возникает после подписания контракта, когда одна из сторон не может наблюдать действия другой стороны, направленные против нее.
Во всех тех случаях, когда одна из сторон сделки знает о себе или предмете сделки что-то такое, о чем другой стороне не известно, говорят о наличии скрытых характеристик. Следствием существования скрытых характеристик благ является отрицательный отбор – ситуация, при которой не информированная сторона имеет дело совершенно не с теми людьми, с которыми ей хотелось бы заключить сделку.
В условиях асимметричной информации не информированная сторона проводит отрицательный отбор не информированных сторон, в результате которого высококачественные товары «вымываются» с рынка и замещаются товарами низкого качества, а при наименее благоприятном развитии событий рынок прекращает существование. Асимметричная информация, снижает эффективность рынка в целом.
Одним
из способов, при помощи которых
продавцы могут донести до покупателей
информацию относительно качества их
товаров, являются сигналы - это механизмы,
позволяющие информированной стороне
передать информацию о себе не информированной
стороне. Его основным свойством является
то, что люди с разными характеристиками
подают сигналы с разными значениями.
Чтобы сигнал был эффективным, требуется
выполнение следующего условия: продавцу
хорошего товара значительно легче подать
такой сигнал, чем продавцу плохого, и
это должно быть понятно покупателю. Примерами
сигналов являются гарантии,
репутация, бренды, а
также стандарты и сертификаты.