Логика. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:24, шпаргалка

Краткое описание

30 ответов.

Файлы: 1 файл

Логика.doc

— 221.00 Кб (Скачать)
  1. Логика  как наука и  ее значение в системе  образования.

Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

Логика, изучающая  познающее мышление и применяемая  как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Значение  логики: ее задача - научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и правильнее познавать окружающий мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов. 
 

  1. Формирование  и основные этапы  развития логики. Современная  л. и основные сферы ее практ. применения.

I) Возникновение л. связано с именем Аристотеля (4 в. до н. э.). Арестотель формирует 3 основ. формально лог-их законов:1) з-н Тождества.2) з-н Не противоречия. 3) з-н Исключенного третьего.

II) В ср.века в теор. лог. не было существ-х изменений, но при этом принципы формальной логики использовались как ср-во аргументации и приемы искусства.

III) В конце 16 в Френцис Беком: теор. индуктивной лог, индуктивная и дедуктивная лог-ки объединяются в ед обл знаний, и становятся обязательными эл-ом в сис-ме образ-я.

IV) 17 –18 в- развитие математических знаний и ср-ва математики (Г. Лейбниц), используются для анализа чел-го мышления. Появляется математическая или символическая логика, котор. в начале 20 в становится основой для появления кибернетики. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов, А.Н.Радищев, Н.Г.Чернышевский.

V) В начале 19 в Гегель разрабатывает сис диалектической логики. Формальная л. – философская наука о формах и законах правильного мышления.

Под современной л. имеется ввиду формальная л. - наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их лог-м формам. 
Современная логика состоит из трех частей: логическая антропология (предпосылки, обусловленные человеческим фактором), логическая онтология (знание о мире), чистая логика (определение лог-го следования между высказываниями).

Сферы применения: наука, техника, информационные технологии. 

  1. Познание  – основные уровни и формы. Понятие  логической формы  мышления.

Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей. Это движение мысли от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более точному и полному. 2 уровня: 1. Чувственный.

Ощущение – отражение отдельных св-в предметов или явлений матер-го мира, воздействующего на органы чувств.

 Восприятие – целостное отражение внешнего матер-го предмета, воздействующего на органы чувств. Представление – чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимается, но ктр ранее воспринимался (творческое и воспроизводящее).

2. Рациональный.

Понятие – форма мышл. в ктр отражаются существенные признаки класса однородных предметов.

Суждение  – форма мышл. в ктр что либо утверждается или отрицается о предметах, их св-вах.

Умозаключение – форма мышл. непосредственно из одного или нескольких суждений, называющимися посылками.

Мышление отражает действительность в определенных логических формах: 1)предметно-действенное- отражает действительность в обобщенных образах, абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное; 2)наглядно-образное - процесс опосредствованного отражения действительности. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике; 3)словесно-логическое - связано с языком, мысль может возникнуть и существовать только на базе языкового материала. 

  1. Мышление  и язык. Естественные и искусственные  языки. Основные функции языка.

Мышление- это процесс активного опосредованного отражения действительности в обобщённых образах, неразрывно связанный с языком.

Язык – средство повседневного общения людей. Язык является знаково – информационной сис-мой, продуктом духовной деятельности чел-ка.

Виды  языков: Естественный – исторически сложившийся в обществе, сначала в звуковую, а в затем в граф. инфо-ую знаковую сис. Св-во языка – замкнутость.

Искусственный – вспомогательная знаковая сис возникшая на основе естественного языка для более точной и экономной передачи инф. (языки математики, символической лог, физики, информатики, эсперанто? и тд)

Функции языка: передавать и получать накопленные знания, практические умения, жизненный опыт, осуществляет процесс обучения и воспитания. 
 
 

  1. Язык  логики. Основные понятия.

Язык  л. – - специально создаваемый современной  л. для своих целей язык, способный следовать за логической формой рассуждения и воспроизводить ее даже в ущерб краткости и легкости общения. Я. л. является языком формализованным.

Структура языка л.

I) Имя - слово как словосочетание, обозначающий к.л. предмет, а также св-ва и отношения действительности. Имена бывают единичные и общие. Имя имеет 2 хар-ки: Денотат – значение имени. Концепт – смысл имени или способ, при помощи ктр мы назыв какой либо предмет.

II) Предикторы – выражения, отряжающие св –ва языка. В зависимости от того к какому числу имен относятся, бывают либо одноместные, либо многом.

III) Функциональные знаки

Алфавит формальной логики

1.Единые  имена, логическая константа

2.Общие  имена логические переменные

3.Предикторы.

IV) Предложения – высказывания, утверждающие или отрицающие существование предмета их св-в и отношений.

V) Кванторы –логич. операция, дающая количеств-ю хар-ку области предметов, к которой относится выражение, получаемое в результате её применения

VI) Лог союзы: конъюнкция (соед. «и»); дизъюнкция(«или») строгая и слабая; импликация (следование) «если», «то».

VII) Отрицание «не» (инверсия) 

  1. Семиотика как наука и ее основные понятия: знак и значение, объектный язык и метаязык, синтаксис, семантика и прагматика.

Семиотика - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков),изучает характерные особенности отношения «знак — означаемое».

Знак, основное понятие семиотики, материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Значение, информация, передаваемая знаком в процессе коммуникации

Объектный язык - язык, выражения которого относятся к некоторой области объектов, их свойств и отношений. Напр. язык арифметики говорит о числах и т.д.; язык химии - о химических веществах и реакциях и т. д.

Метаязык- язык, средствами которого описываются и исследуются свойства некоторого другого, предметного (объективного) языка.

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака  и знаковой системы:

1.синтактика изучает структуру языка.

2.семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому;

3.прагматика- анализирует функции языка. 
 

  1. Понятие как форма мышления. Содержание и объем  понятия.

Поняие-форма мышления, отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Одна из основных форм науч. познания

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Объемом понятия называется множество предметов, которое мыслится в понятии. Напр.Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки. 
 

  1. Отношения между понятиями  и их изображение  на схемах.

Рассматривая  отношения между понятиями, следует  прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие их сравнивать др. с др.

Несравнимыми наз-ся понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать их невозможно.

Совместимые понятия -понятия, объемы которых полностью или частично совпадают.

  Три вида отношений совместимости: 1) равнообъемность, 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация).

Несовместимые понятия - понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.

Три вида отношений несовместимости: 1) соподчинение, 2) противоположность, 3) противоречие.

Схема: Круги Эйлера

Совместимые                                   несовместимые

1равнозначные                                 1.соподчиненные

 
 

2.пересечение                                  2.противоположности

 
 

3.подчинение                                  3.противоречие

 
 
 
 

Круги не закончены!!!, дорисуйте!!!

  1. Операции обобщения и ограничения понятий. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий.

Обобщение – лог операция перехода от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания долгов родового понятия его видообразующего признака.

Ограничение – лог операция перехода от родового понятия в видовому, путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков.

Поняие-ф.м., отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Одна из основных форм науч. познания

Содержанием понятия наз. совокупность существ. признаков предмета, кот. мыслится в данном понятие.

Обьём понятия -множество предметов, кот. мыслится в понятие.

Содержание и  обьём понят. тестно связ друг с другом.

Закон: Увеличение содерж. понят. уменьшает обьём получившегося понятия и наоборот. «Государство»- «современное гос.»- обьём сокр., содер. увеличивается, становится шире и богаче, информации о предмете больше. «ВУЗ»-«Учеб. завед.»- V увеличивается, но содержание понятие, колич. информ., отлич. признаков, свойств и черт уменьшается, понятие становится более широким, массив предметов, входящих в него увеличивается. Этот зак. лежит в основе лог. операций. 

  1. Операция  деления понятий. Правила деления. Классификация.

Деление понятия- лог операция в ходе ктр объем данного понятия распределяется на несколько подмножеств, ктр назыв членами деления

Информация о работе Логика. Ответы