Микроэкономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 22:53, реферат

Краткое описание

Экономическая теория делится на два взаимосвязанных раздела:

Макроэкономика – изучает экономические системы, влияние государства и финансовых посредников на экономику
Микроэкономика изучает взаимодействие человека как потребителя и фирмы как производителя продукта.

Файлы: 1 файл

микроэкономика 1.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

Розанова Надежда Михайловна

 

Экономическая теория делится на два  взаимосвязанных раздела:

 

Макроэкономика – изучает экономические  системы, влияние государства и  финансовых посредников на экономику

Микроэкономика изучает взаимодействие человека как потребителя и фирмы как производителя продукта.

 

Разделение микроэкономики и макроэкономики это довольно серьезная проблема, однозначного ответа нет.

 

Примеры микроэкономической проблемы (то, что изучает микроэкономика):

  1. Уровень цены на рынке конкретного товара или услуги
  2. Уровень цены на отдельно взятом рынке группы товаров (рынке недвижимости)
  3. Уровень цены и динамика на отдельно взятом рынке товаров (рынке автомобилей)
  4. Реакция потребителей на изменение дохода или цены товара
  5. Формирование различного уровня заработной платы в различных отраслях экономики
  6. Выбор фирмой оптимального объема производства

 

 

Примеры макроэкономической проблемы:

  1. инфляция
  2. безработица в отрасли
  3. влияние налогов на благосостояние населения в стране
  4. экономический рост
  5. эффективная банковская система
  6. справедливое распределение доходов

 

Компоненты экономики:

  • экономические агенты (все что движется)
  • экономические взаимодействия (все что не движется)
  • институциональная структура (среда, рамки в которых происходят взаимодействия)

 

 

Изучением экономических систем занимается макроэкономика

 

Итак придя на рынок мы должны изучить следующие аспекты (в  первую очередь)

Экономические агенты (кто они)

 

  • Домашние хозяйства 
  • Фирмы производят продукты-услуги
  • Финансовые посредники -банки
  • Государство-формирует институциональную структуру
  • Внешний мир

 

Экономические взаимодействия (это  основа основ)

  • выбор объема производства и продаж
  • назначение цены на товары и услуги
  • конкуренция
  • выбор партнеров по бизнесу
  • слияния и поглощения
  • развитие бизнеса в территориальном и временных аспектах

 

Один из вопросов экономики как  распределить произведенное:

 

  1. право сильного (закон револьвера). Закон револьвера работает там, где государство слабое и маленькое
  2. принцип уравнительности — всем поровну (коммунистический принцип).
  3. принцип очередности — работает и сейчас для социально значимых товаров. Если цена выше равновесной, народ бузит и возникает социальная напряженность. Если цена выше равновесной, то всем не хватает и возникает очередь, которую регулирует государство.
  4. Денежный принцип, когда все регулируется ценой

 

Институциональная структура (правила  по которым придется жить) показывает виды экономических систем:

  • традиционная экономика (это обычай, существует в любом государстве, как яркий пример, банковская система исламских стран, запрещающая брать процент с человека)
  • командная, плановая экономика (в явном виде есть только в северной корее и кубе, в различных формах присутствует практически во всех странах – швеция)
  • рыночная (частная) экономика-в чистом виде была только при зарождении в 18 веке
  • Смешанная – сейчас везде. Включает в себя все вышеописанные.

 

Рынок это две глобальные составляющие: 

покупательский спрос

предложение продавцов

 

 

 

Покупательский спрос

 

Спрос- это зависимость  между объемом продукта который  готовы приобрести покупатели и ценой  - Первым такое определение предложил Леон Вальрас.

 

Закон спроса

объем спроса есть функция  от множества переменных продукта

D-спрос (demand)

Qd - объем спроса

Qd=f(x1:x2;x3)

основная переменная влияющая на формирование функции является цена, остальные переменные могут лишь сдвигать график в ту или иную сторону

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pd — цена спроса

Qd -Спрос

M -величина спроса

S- потребительский излишек

 

 Факторы влияющие на спрос:

  1. Доход потребителей

Для большинства товаров и услуг увеличение денежного дохода граждан приведёт к повышению спроса на эти товары и услуги, а снижение дохода приведёт к понижению спроса на них – такие товары и услуги называют нормальными - это мясные и молочные изделия, бытовая техника, мебель и многое другое. Но бывают исключения, когда потребители по мере роста своего дохода покупают например меньше картофеля, перловой крупы, маргарина и т.д, предпочитая им взамен более качественные продукты. Товары, спрос на которые снижается в результате роста доходов потребителей, называют неполноценными-(инфериорными). I↑ - D↑; I↓ - D↓

    1. Цены других товаров
      • цены на товары-заменители (субституты(от лат. substitutio — замена)) — взаимозаменяемые товары. Характеризуются тем, что рост цены на один товар вызывает увеличение потребления другого. Пары товаров и услуг, которые удовлетворяют одну и ту же потребность. Например: яблоки-груши, отдых на курортах Турции и отдых на Балтийском побережье и т.д. Рz-цена на товар заменитель. Если Рz ↑(повышается), то спрос на данный товар растёт, т.е. Da ↑. Например, если яблоки подорожают, то их будут покупать в меньшем количестве и это приведёт к повышению спроса на груши, т.е. на товар-заменитель, и наоборот, если цена на товар-заменитель понижается, то спрос на данный товар падает;
      • цены на дополняющие товары (комплиментарные товары) Товары и услуги, которые потребляются совместно. Например: краска и кисти, автомобиль и бензин, купальные аксессуары и отдых на море и т.д. Предположим, что стоимость на автомобили повысится (Рb ↑ значит, их будут приобретать в меньшем количестве, а следовательно и снизится спрос на дополняющий товар-бензин, т.е.Dd ↓, и наоборот: Pb↓ следовательно Dd↑;
    1. Число покупателей на рынке

Увеличение  на рынке числа покупателей увеличит спрос на товары и услуги, а уменьшение – снизит спрос на товары и услуги. K↑ - D↑; K↓ - D↓; Например, тенденция роста рождаемости в Калининградской области приведёт к увеличению спроса на детские вещи и игрушки, к росту услуг дошкольных детских учреждений и т.д.;

    1. Ожидание изменения цен

Если потребители будут ожидать, что через неделю цены на какой-либо товар повысятся, то они уже сейчас купят его в большем количестве, чем обычно, увеличивая тем самым спрос. Если потребители будут ожидать снижение цены на какой-либо товар или услугу, то сейчас они купят его меньше, чем обычно, уменьшая тем самым спрос;

    1. Вкусы и предпочтения покупателей (обычаи, мода, реклама).

Положительные изменения во вкусах и предпочтениях  приведут к увеличению спроса, а  негативные изменения – к снижению спроса ( например, информация в прессе о птичьем гриппе снизит спрос на мясо птицы и т.д.

 

Предложение:

 

Понятия предложения

  1. Предложение
  2. Величина предложения
  3. Объем предложения
  4. Цена предложения
  5. Излишек производства

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не ценовые факторы  влияющие на предложение. Сдвигают всю кривую предложения

  1. Технология. Внедрение новых технологий производства (при той же цене  и улучшения технологии предложение увеличивается. Кривая вправо)
  2. Цена ресурса. (при увеличении цены кривая влево)
  3. Субсидии и налоги.
  4. Число производителей (продавцов)
  5. Ожидания продавцов
  6. Наличие и объем ресурсов

 

Предложение так же характеризуется  разными периодами времени предложения:

  1. Мгновенное
  2. Краткосрочное
  3. Долгосрочное

 

Равновесие на рынке:

 


 

 

 

 

 

 
 
 
 
 

Рынок имеет тенденцию  к равновесию, т.е цене при которой уравновешивается объем  спроса и предложения

Если цена ниже равновесной, то спроса больше предложения и возникает  дефицит,, что увеличивает цену

Если цена выше равновесной, то возникает переизбыток предложения, что вызывает конкуренцию и снижение цены.

 

Классификация рынков

  • региональный
  • национальный
  • локальный
  • Мировой (трансграничный)
  • Глобальный рынок

 

Роль государства на рынке

 

Введение «потолка»  цен — максимально возможной  цены на продукты

вызывает потребительский  избыток спроса и как следствие  дефицит товара

Е- избыток спроса

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение пола цен  минимально допустимой цены:

в случае если данная цена выше равновесной, возникает излишек  предложения (например минимальная  з\п)

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

эластичность  спроса:

 

точно построить кривые спроса и предложения нельзя, слишком много переменных!!!

при изучении экономики  важна динамика

 

эластичность — в  бизнесе чувствительность

эластичность это величина, показывающая насколько (как правило  в %)  изменится x при изменении y.

 

Ценовая эластичность:

показывает насколько  изменится спрос при изменении  цены:

так как эластичность по цене всегда отрицательна, то ее значение принято брать по модулю.

  - эластичность по цене

 

 

измерение эластичности

 

  1. Точечная эластичность

  1. дуговая эластичность

 

 

 

 

  1. формулы эластичности

 

 

функция спроса:

линейная-не очень точно  отражает реальный спрос

 

 
 
логлинейная - более отражает реальность

 

 

 

при этом

Общая оценка эластичности:

 

     Эластичный спрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 абсолютно неэластичный спрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 абсолютно эластичный спрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


спрос единичной эластичности. Если P меняется на 1% Q меняется на 1%

 

 

 

 

 

 

 

Существует зависимость  цены и эластичности от выручки

 

 

  1. |E|>1 спрос эластичный

если мы поднимаем P на 1% то Q падает больше чем на 1%

  1. тогда выручка

так как падение количества больше чем рост цены, то выручка  падает: P↑, а Q↓  => TR↓

если P↓ а Q↑ => TR↑

 

  1. |E|<1 спрос неэластичный

P↑, а Q↓ => TR↑

P↓, а Q↑ => TR↑

  1. |E|=1

P↑= Q↓  => TR=const

формально:

TR(P)=P*Q(P)

 

факторы воздействующие на ценовую эластичность:

 

  1. Число товаров — заменителей. Конкуренция главный фактор. Много конкурентов — спрос эластичный, мало - неэластичный
  2. Удельный вес товара в корзине потребителей. (чем больше доля товаров в корзине, тем больше эластичность)
  3. Величина дохода потребителей. Чем больший доход, тем меньше эластичность
  4. Размер сделанного запаса
  5. Период времени

 

Другие эластичности спроса

 

Перекрестная эластичность

Зависимость изменения цены товара А от объема спроса товара В

  1. если > 0 То A и B товары субституты
  2. если < 0 то A и В комплиментарные товары
  3. если = 0 то А и В нейтральные товары

 

Эластичный по доходам

 

 

  1. если  > 0 то A нормальный товар
  2. если >> 0 (больше 10) то A товар роскоши
  3. если < 0 то А инфериорный  товар
  4. если 0 < < 1 то А товар первой необходимости

Эластичность спроса по рекламе:

обычно всегда >0

чем больше эластичность по рекламе, тем более рекламоемкий рынок

 

Инновационная эластичность спроса:

чем больше инновационность, тем больше эластичность

Информация о работе Микроэкономика