Микроэкономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 22:53, реферат

Краткое описание

Экономическая теория делится на два взаимосвязанных раздела:

Макроэкономика – изучает экономические системы, влияние государства и финансовых посредников на экономику
Микроэкономика изучает взаимодействие человека как потребителя и фирмы как производителя продукта.

Файлы: 1 файл

микроэкономика 1.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

 

Экологическая эластичность

 

Эластичность  предложения:

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы влияющие на эластичность предложения:

  1. Наличие заменяемых ресурсов
  2. Период времени

 

 

Примеры эластичностей

 

Категория товаров

Перекрестная ценовая эластичность спроса

Транспортные услуги и отдых

-0.05 (комплиментарные)

Еда и отдых

0.15 (субституты)

Одежда и еда

-0.18 (комплиментарные)


 

 

Категория товара

Ценовая эластичность спроса

 

В краткосрочном периоде

В долгосрочном периоде

Транспорт в целом

-0,5

-1.9

Еда

-0,7

-2,3

Алкоголь и табак

-0,3

-0,9

Отдых

-1,1

-3,5

Одежда

-0,9

-2.9


 

 

Классификация товаров

1. По приносимой полезности

-Свободное благо

Товар который общедоступен. Возможен переход из общественного  блага в экономическое (продажа  воздуха, вида из окна, и т.д.)  Надо придумать примеры общедоступных  благ

 


 

 

 

 

 

 

 

 

-Экономическое  благо

  1. По соотношению потребности и предложения

 

- Обычный товар 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Отсутствие рынка.  Товар есть, а спрос на него  не сформирован: космические полеты 10 лет назад 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. По уровню приносимой потребителю ценности

 

 

Товар

Дополнительная ценность

Благо

Положительна: потребление приносит пользу

Антиблаго

Отрицательна, потребление приносит вред

Нейтральный товар 

Нулевая: потребление не приносит пользы, но и не причиняет вред.


 

 

Функция полезности индивида

 

Совокупная полезности продукта


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функция предельной полезности товара Х:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. По месту в процессе производства

-Ресурсы (факторы производства)

-труд

-капитал

-земля

-информация

-предпринимательские способности

 

  1. По отношению к времени использования

-Товары, требующие значительного  времени потребления

-Товары не требующие значительного  времени для потребления

  1. По сроку службы

У товаров длительного  пользования возникает так называемый парадокс Коуза, состоящий в том, что если потребитель ожидает снижения цены, то производитель должен снизить цену до уровня издержек уже сегодня.

Способы борьбы с этим парадоксом:

-ограничение срока службы

-новые рынки (географические или категорий товаров)

-репутация жесткого конкурента (должна быть монополия — алмазы)

  1. По реакции потребителя на изменение дохода

-нормальные товары

-товары роскоши

-товары первой необходимости

-инфериорные товары

  1. По реакции потребителей на изменение цены другого товара

-Взаимодополняемые товары

-Взаимозаменяемые товары 

-Нейтральные товары

  1. По уровню конкурентности товара в потреблении и исключаемости из потребления

Исключаемость-купленный  товар находится исключительно  в пользовании купивщего его человека.

Неисключаемость-товар тем за что  ты платишь может пользоваться другой человек (армия, электричка, лекция)

Конкурентность-конкуренция за то, что бы купить товар 

 

 

 

 

 

 

 

Высокая исключаемость из потребления (исключтельность доступа к благу)

Неисключаемость из потребления (отсутствие исключительного доступа к благу)

Высокая конкурентность в потреблении

Чистые частные блага

Перегружаемые блага

Неконкурентность

Клубные (коллективные блага)

Чистые общественные блага


 

Общественные блага  которые имеют точку при которой возникает конкуренция за потребление называются перегружаемые.

(лекция если не  хватает мест, дорога)

 

Проблема безбилетника: каждый кто предъявляет право  на общественное благо, старается не заплатить.

 

Рыночный спрос на частное благо:

 

 

 


Рыночный спрос на общественное благо:

 

 


 

Допустим представлены два типа потребителей:

 

 

 

тогда общий спрос  равен:

для частного блага Q1+Q1

для общественного блага:

 

существует разные виды эластичностей: эластичность индивидуального (определенный рынок товаров, категория, индивид, группа индивидов) и рыночного спроса.

Рыночный спрос, совокупность индивидуальных.

 

Здесь формула

Для частных товаров:

 

 

Для общественных товаров

 

 

По наличию дополнительных характеристик:

1. Товары с дополнительной  моральной нагрузкой (merit goods)

-товары с положительной  моральной нагрузкой-общество решило, что потребление этих товаров, приносит дополнительную полезность. - вуз

-товары с отрицательной  моральной нагрузкой — табак

2. Товары без дополнительной  моральной нагрузки.

 

По отношению к цене товара

  1. обычные товары
  2. товары Гиффена

Товары Гиффена: товары,  при повышении цены спрос на которые растет. Сильно инфериорные товары.

Почему так?

  1. Посылка

Если Px↑ то вследствие эффекта цены Q меняется

  если  Px↑ то  ↓   , - реальный доход, где I -доход =const

 

 

  1. Допустим в потребительском наборе товары (x и y). Если

Px↑, то ↓ и потребитель заменяет дорогой товар дешовым

  1. Если товар сильно инфериорный то при ↓  Qx растет

 

По отношению к информации о качестве товара

 

  1. Поисковые товары (search good). Товары качество которых можно с высокой вероятностью оценить при покупке (помидоры)
  2. Опытные товары (experience good). Товары, качество которых можно оценить, только попробовав использовать их. Квашеная капуста. Зачастую цена может являтся показателем качества таких товаров и как следствие в некоторых случаях кривая спроса по таким товарам может иметь положительный наклон, как у товаров Гиффена.
  3. Доверительные товары (credential goods). Товары качество которых сложно оценить, решение о покупке принимается исходя их доверия продавцу. (Образование, медицина)

Для каждого человека оценка качества товара происходит по-разному, в силу разного опыта, знаний и  т.д.

По наличию положительного внешнего эффекта в потреблении.

  1. Сетевые товары

товры при использовании  которых наблюдается сильный  внешний эффект для других покупателей  товара. Например подключение абонента в телефонную сеть предоставляет  всем возможность позвониь этому  абоненту. Банковские продукты-услуги также относятся к сетевым. При конкурентности в сетевых продуктах выигрвывет тот, кто максимально быстро включит в сеть всех покупателей, так как издержки на переключение (транзакционные) покупателей из одной сети в другую довольно высоки.

  1. Обычные товары

 

 

Особенности ИТ продукта

 

  1. Многосоставной товар

Компоненты  ИТ продукта:

-Производство  оборудования

-Разработка  программного обеспечения

-Услуги поддержки  и консалтинга

-Дистрибуция  оборудования и ПО

-Услуги системной  интеграции

-Сетевые услуги (электронная торговля, доступ к Интернету, разработка сайтов, хостинг, интранет)

В ИТ только все  составные части продукта есть полноценный  товар 

 

  1. Сетевой товар-сетевой рынок

информационный  продукт на 100% сетевой продукт. Если обычный товар при выводе на рынок завоевывает долю рынка неспеша, то ИТ продукт, после некоторого роста за счет сетевого эффекта получает взрывной рост до насыщения рынка. Серьезных исследований по причинам такого эффекта нет. Розанова Н.М. этим занимается.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Высокая степень коплиментарности

Одни части  ИТ продукта не могут работать без  других

отсюда возникают  проблемы:

-Проблема  совместимости стандартов

-Проблема  двустороннего вертикального рынка

 

 

  1. Не является товаром длительного пользования

Физическое  устаревание оборудования (ПК) — 3% в год.

Модификационные потери ПК -21%в год

ИТ это товар  среднесрочного пользования

По результатам  опроса ПК меняются каждые 2-3года, телефоны раз в год

 

 

  1. Межвременный товар со встроенным реальным опционом

ИТ несет в себе реальный опцион, это означает, что ИТ продукт в любой момент времени можент принести владельцу высокую полезность и дивиденды

  1. Товар с высоким риском

В любую минуту может  сломаться

  1. Товар с сигнальной функцией

При оценке деятельности компании инвестору сложно оценить  привлекательность и прозраяность компании. Открытая ИС компании является сигналом открытостти копмании

  1. Товар с высокими издержками переключения. При переходе на другую ИТ технологию, программу и т. д. Большие издержки
  2. Товар с возрастающей предельной полезностью — чем дольше пользуешься, тем больше получаешь полезности от товара.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Микроэкономика