Лекции по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:39, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Введение в микроэкономику
Тема 2. Теория поведения потребителя
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм
Тема 4. Чистая монополия
Тема 5. Монополистическая конкуренция

Файлы: 1 файл

lekcii_mikroekonomika.doc

— 564.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«гродненский  государственный 

аграрный  университет»

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

 

МИКРОЭКОНОМИКА

 

 

Курс лекций

 

 

ДЛЯ СТУДЕНТОВ  СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

«Экономика  и управление на предприятии»

«Финансы и  кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик С.П.Адашкевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Тема 1. Введение в микроэкономику       3

Тема 2. Теория поведения  потребителя       5

Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм            12

Тема 4. Чистая монополия                17

Тема 5. Монополистическая  конкуренция             21

Тема 6. Олигополия                 24

Тема 7. Рынок труда                 28

Тема 8. Рынок капитала. Предпринимательская способность и экономическая прибыль                    34

Тема 9. Рынок земли                38

Тема 10. Теория внешних эффектов              42

Тема 11. Общественные блага               45

Тема 12. Теория общественного выбора              48

Рекомендуемая литература                  52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

 

Цели изучения темы:

- исследовать эволюцию экономической теории от меркантилизма и физиократов до классической политической экономии и современных экономических концепций;

- познать с помощью  общенаучных методов экономическую  природу предмета микроэкономики;

- познакомиться с инструментами  микроэкономики.

План:
  1. Понятие микроэкономики
  2. Назначение микроэкономики
  3. Метод микроэкономики
  4. Проблема экономического выбора
Рекомендуемая литература

1.Хайман Д.Н. Современная  микроэкономика: анализ и применение: В 2-х т. Т.1 /Пер.с англ. – М.: Финансы и статистика, 1992.

2. Макконнелл К., Брю  С. Экономикс: принципы, проблемы  и политика. – М.: ИНФРА-М, 2003

3. Новикова И.В. Системная  методология в экономических исследованиях: Учебное пособие. – Мн., 1986

 

Вопрос 1.

Микроэкономика –  это самостоятельный раздел экономической  теории, который раскрывает проблемы и принципы деятельности малых хозяйствующих  единиц (домашнее хозяйство, фирма). Как самостоятельная наука сформировалась в последней трети 19 века.

Термин «домашнее хозяйство» означает группу людей (может быть  один человек), которая имеет общие  доходы, собственность, принимает экономические  решения сообща, предлагает факторы  производства,  и сообща потребляет экономические блага.

Термин «фирма» (от итал. firma – подпись) означает предприятие, которое потребляет факторы производства и производит товары и услуги для потребителей. Потребителями могут являться домашние хозяйства, другие фирмы и государственные организации. Правительство является субъектом микроэкономики, т.к. его решения  определяют  экономическую активность хозяйственных единиц.

Ресурсы (как труд, земля, капитал), знания людей о том, каким  образом производить блага, всегда ограничены. В таких условиях люди и субъекты хозяйствования должны делать выбор. Поэтому микроэкономика может рассматриваться как наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов. Противоречие между наличием и возможностью их использования является основой экономических отношений и движущей силой технического прогресса. Экономические пропорции, которые складываются на микроуровне, определяют структуру и процессы общественного производства всего  национального хозяйства.

Главные вопросы МЭ: что  производить? каким образом производить? для кого производить?

Вывод: объект МЭ - любой самостоятельный хозяйствующий субъект;

предмет  МЭ – экономические  отношения, связанные с эффективным  использованием ограниченных ресурсов или (что то же самое) принятием решений в условиях экономического выбора; задача МЭ - привести в систему, истолковать и обобщить микроэкономические факты.

 

 

Вопрос 2.

Микроэкономика позволяет  понять прошлое и извлечь выводы из поведения экономических субъектов. Правильные выводы позволяют  экономистам прогнозировать будущее.

Теория полезна для  анализа эффектов от политических решений. При этом экономистов интересуют как прямые, так и косвенные, непредвиденные последствия. В долгосрочном периоде  политика может иметь немедленные  и перспективные (иногда скрытые) последствия в дополнение к тем, которые были целью этих действий. Это называется законом непредвиденных последствий. Например, увеличение денежной массы с целью выдачи кредитов для стимулирования сельхозпроизводителя может привести к инфляции, падению производительности труда в сельскохозяйственном производстве, росту цен. А увеличение пособия по безработице, преследуя в краткосрочном периоде благую цель, может привести к росту количества безработных в долгосрочном периоде.

Микроэкономика основывается на предположении, что поведение людей предсказуемо и рационально: стремление максимизировать удовлетворение от покупок, прибыли от продажи продукта. Все экономические сделки совершаются на рынке. Это может быть рынок недвижимости, рынок автомобилей, рынок мебели, рынок труда и т.д. Рынки существуют лишь для товаров (ресурсов), на которые установлены права собственности. Сигналами на всех рынках являются цены, которые показывают, от чего необходимо отказаться, чтобы иметь каждую единицу желаемого товара или услуги. Люди учитывают цены альтернативных благ, когда принимают решения, как потратить свой ограниченный доход.

Вопрос 3.

Метод любой науки  – это совокупность правил, приемов  и способов познания своего предмета. Каждая теория объясняет окружающую экономическую действительность с определенных позиций.  МЭ использует для этого как общеэкономические приемы, так и специфические.

Общеэкономические:

1) экономический  анализ – мысленное расчленение  изучаемого явления на составные  части, которые подвергаются детальному изучению;

2) Синтез –  соединение отдельных частей  в целое для выявления и  изучения внутренних связей между ними;

3) Сравнение  – поиск сходств и различий, что позволяет систематизировать  явления или их характеристики, представить их в классифицированном виде;

4) Аналогия  – перенос одного свойства  с известного явления на неизвестное  с целью формирования определенных  выводов; дает вероятностное значение, но не достоверное;

Специфические:

1) экономический  атомизм – исследование простейших, далее неделимых эк.единиц, которые самостоятельно принимают решения, осуществляют хозяйственную деятельность и взаимодействуют во внешней среде;

2) экономический  рационализм – предположение  о том, что любой эк. Субъект  желает получить больше выгод,  чем затрат;

3) Предельный  анализ основан на использовании  предельных величин: предельных  издержек, предельного продукта, предельного  дохода, предельной прибыли, т.е.  приращение перечисленных показателей  при производстве одной дополнительной  единицы продукции, что позволяет найти оптимальное соотношение затрат и результата;

4) функциональный анализ – это установление причинно-следственных связей. Задача экономиста - установить, какая из «переменных» служит причиной (х), а какая – «следствием» (у). Зависимая переменная – это есть следствие, а независимая – причина, вызвавшая это следствие (независимые переменные откладываются по оси Ох, а зависимые переменные – по оси Оу)

5) равновесный подход  - характеризуется состояния, при котором существует баланс интересов всех хозяйственных агентов  и не существует тенденции к изменению достигнутого баланса.  При изменении условий  меняется ситуация и возникает новое равновесие.  Большинство моделей в микроэкономике сводится к восстановлению нарушенного (вызванного шоками) равновесного баланса;


6) метод верифицируемости  теории: теория полезна  тогда,  когда предсказывает результаты, подтверждаемые фактами.  Если реальная действительность противоречит фактам, то теория должна быть пересмотрена. Экономисты постоянно исследуют эмпирические данные, чтобы подтвердить или опровергнуть теории.

 

Вопрос 4.

Проблема выбора возникает  тогда, когда существует

  1. проблема выбора;
  2. необходимость выбора.

Экономические субъекты могут совершать или не совершать  определенные действия, но они должны самостоятельно выбрать, какое именно действие будут совершать. При этом различные варианты решений могут быть взаимоисключающими, т.е. альтернативными. Проблема выбора всегда связана с определением соответствующей потребности. Потребности всегда безграничны. Их удовлетворение в одном периоде приводит к возобновлению и возрастанию в другом. Ограниченность ресурсов приводит к тому, что в каждый момент времени не все потребности и не в полной мере могут быть удовлетворены. Различают:

- абсолютную ограниченность, т.е.их недостаточность для полного удовлетворения потребностей;

-относительную ограниченность, т.е. их неодинаковую пригодность для производства различных благ.

Выбор в пользу одной  потребности всегда означает отказ  от всех других.

Н-р, ограниченность в деньгах заставляет отказаться от пачки чая ради пачки кофе; ограниченность во времени ставит проблему выбора: пойти вечером в кино, на каток или дискотеку. Обычно субъекты решают проблему выбора между большим числом возможностей. При этом он рационально и транзитивно оценивает и сравнивает получаемые и теряемые выгоды. То, от чего субъект отказывается, называется альтернативной стоимостью выбора. Ею является наибольшая из упущенных возможностей.

Вывод: ограничения касаются ограниченности ресурсов.

Проблема выбора в МЭ - это поиск максимальной выгоды от использования ограниченных ресурсов.

 

 

Тема 2. Теория поведения потребителя (ТПП)

 

Цели изучения темы:

- определить понятие  общей и предельной полезности;

- выяснить возможности  измерения полезности, особенности количественного и порядкового подхода к ее анализу;

- рассмотреть реакцию  потребителя на изменение дохода  и цен;

- изучить правила построения  кривых безразличия и линий  бюджетных ограничений

- понять сущность потребительского  равновесия, его алгебраическую и графическую интерпретацию;

- понять содержание  индивидуального и рыночного  спроса и определяющих их факторов.

 

 

План:

1. Основные категории теории потребительского поведения

2. Аксиомы потребительского поведения

3. Понятие полезности

4. Кардиналистская теория полезности

5. Ординалистская теория полезности

6. Оптимизация полезности

7. Реакция потребителя на изменение дохода и цен

8. Кривая Энгеля. Закон Энгеля.

9.Эффект замещения и эффект дохода

10. Индивидуальный и рыночный спрос

Рекомендуемая литература

1. Пиндайк Р.С., Рубинфельд  Д.Л. Микроэкономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

2. Нуреев Р.М. Курс  микроэкономики: Учебник для вузов.  М.: Норма, 2005.

3. Чеканский А.Н., Фролова  Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный  уровень: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005.

 

Вопрос 1. Основные категории теории потребительского поведения

ТПП объясняет приемы и способы выбора потребителем благ для удовлетворения потребностей.

ТПП рассматривает действия домашних хозяйств, а экономические  явления - как результат множества  этих действий. В основе поведения  хозяйствующих субъектов лежит психология конкретного человека.

ТПП основана на трех основных категориях: полезность, цена и доход, т.к. перед каждым из потребителей стоят  вопросы: что купить? сколько стоит? хватит ли денег?

Теория позволяет понять

1) как изменения доходов и цен влияют на спрос;

2) почему спрос на  одни товары более чувствителен  к изменению цен и доходов,  чем на другие.

Стоимость блага нельзя измерить лишь затратами израсходованных  факторов производства. Она должна определяться полезным эффектом, который  оценивает потребитель на основе своих личных предпочтений и полезности для него конкретного блага.

Предпочтение - это фактор, воздействующий на выбор конкретного  блага конкретным потребителем.

Благо – это любой  объект потребления (предметы потребления, ценные бумаги, инвестиционные проекты).

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"