Лекции по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:39, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Введение в микроэкономику
Тема 2. Теория поведения потребителя
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм
Тема 4. Чистая монополия
Тема 5. Монополистическая конкуренция

Файлы: 1 файл

lekcii_mikroekonomika.doc

— 564.00 Кб (Скачать)

Однако в жизни такое изменение  цен хотя и возможно, но происходит достаточно редко (н-р, введение единого  налога с продаж). При изменении  цены на один товар набора (н-р, Х) БЛ сместится именно потому, что изменится  максимальное количество этого блага, доступного потребителю по новой цене: с ростом цен – БЛ в БЛ1, при снижении – в БЛ2. Аналогичные смещения БЛ происходят и при изменении цены на товар У. При  этом считают, что доход остался фиксированным.

Если цены изменились одновременно, но направление и степень их изменения разные, то БЛ может в координатном поле принять любое положение.

 

Вопрос 8. Кривая Энгеля

При изменении дохода и цен характер потребления может существенно  меняться. Любое смещение БЛ приводит к новой точке равновесия, т.к. при каждом уровне дохода потребитель стремится  к максимизации полезности. Если соединить все точки равновесия (потребительского оптимума) конкретного потребителя при разном его доходе, то получим линию «доход-потребление». Зависимость между размером дохода и характером потребления исследовал немецкий экономист и статистик Эрнст Энгель (1821-1896). Он заметил, что характер потребления зависит не только от дохода, но и самого блага. Так возникла типология  экономических благ. Все товары можно разделить на три группы:

-  качественные – такие товары, спрос на которые растет по  мере роста дохода;

- некачественные (антиблага, инфериорные)  – товары, спрос на которые  снижается по мере роста доходов.  На самом деле они могут  быть вполне качественными, но с т.зр. потребителя являются товарами с более низким качеством, чем он себе может позволить. Н-р, с ростом дохода потребитель может отказаться от автомобиля ВАЗ в пользу ФОРД, от одежды местной швейной фабрики в пользу одежды, выпускаемой под известным брендом.

- нейтральные – спрос на  эти товары никак не реагирует  на изменение спроса. Обычно они  или занимают ничтожный удельный  вес в расходах потребителя  (соль, спички, йод) или является  товаром жизнеобеспечения, от которого  невозможно отказаться ( н-р, инсулин). Кривая «доход-потребление» для нормальных (полноценных) товаров имеет положительный наклон, т.к. с увеличением дохода увеличивается их потребление.

Оценка качества товара зависит  только от субъективного к нему отношения  потребителя. При переходе от одной группы потребителей к другой оценка одного и того же блага меняется.

Кривая «доход-потребление» для  качественных (полноценных) товаров  имеет положительный наклон, т.к. с ростом доходов их потребление  растет.

Кривая «доход-потребление» для  некачественных (неполноценных) товаров имеет отрицательный наклон, т.к. с увеличением доходов их потребление сокращается.

Кривая «доход-потребление» для  нейтральных (независимых) товаров  является вертикальной: их потребление  не зависит от динамики доходов. 

Энгель впервые провел исследование структуры расходов домашних хозяйств и обнаружил такую зависимость: с ростом доходов доля расходов на продукты питания снижается, одежду и жилье не меняется, на образование увеличивается. Эта зависимость известна как Закон Энгеля.

Сегодня Закон Энгеля проявляется  несколько иначе: при неизменных ценах и демографических показателях (состав семьи, возрастная структура  и численность населения) рост доходов  приводит  к снижению удельного  веса потребительских расходов на продовольствие.

 

Вопрос 8.Эффект дохода и эффект замещения.

Обычно потребитель делает выбор  между различными наборами благ, руководствуясь своими  возможностями и предпочтениями. Предположим, что потребитель выбрал наилучший набор. В случае роста  цен на один товар, входящий в набор, покупатель будет стремиться заменить подорожавший товар. При этом товар с неизменной ценой будет в глазах покупателя выглядеть подешевевшим. Согласно закону спроса снижение цен вызовет рост спроса на этот товар, который подешевевшим является лишь относительно подорожавшего товара. Та часть прироста спроса на товар, которая вызвана подорожанием другого товара, называется эффектом замещения, который вызван исключительно поведением покупателя, стремящего заменить дорогие блага более дешевыми.

Рост спроса может быть вызван ростом реальных доходов покупателей, т.е. возрастанием количества доступных  ему благ при определенном доходе и сложившемся уровне цен. Если цена падает, реальный доход потребителя  возрастает. Т.к.ему становится доступным  больший объем благ. С падением цен на какое-либо благо покупатель может выбрать прежний набор благ, а высвобожденную сумму денег тратить на покупку другого нормального блага.  Рост спроса на товар с фиксированной ценой, который вызван ростом реального дохода покупателя, называется эффектом дохода.

На практике эффект дохода и эффект замещения используются для прогнозирования  поведения потребителей. В случае с нормальным товаром эффекты  дохода и замещения действуют  в одном направлении. В случае с товаром низшего качества эти эффекты действуют в разных направлениях; поэтому общий эффект зависит от того, какой из эффектов будет сильнее.

 

Вопрос 10. Рыночный спрос и построение кривой рыночного спроса

Кривая спроса у каждого  потребителя своя, т.е. она отличается от кривых спроса других потребителей.

Индивидуальный  спрос – это соответствующий каждой цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

Рыночный  спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене блага. Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется как сумма индивидуальных объемов спроса всех потребителей при данной цене в данный момент времени.

Для графического отображения  функции рыночного спроса от цены товара необходимо просуммировать все  индивидуальные кривые спроса по горизонтали (суммировать все индивидуальные объемы спроса при каждом уровне цены).

При понижении цены блага  объем рыночного спроса увеличивается  в большой степени, чем объем  спроса отдельного потребителя за счет увеличения индивидуальных объемов потребления и притока  новых покупателей.

 В ходе формирования  рыночного спроса возникают социальные  эффекты, усложняющие этот процесс  из-за образования обратных связей  между индивидуальным и рыночным  спросами. Наиболее известными являются: 

Эффект  подражания - индивид увеличивает свой спрос на благо, если растет число покупателей этого блага.

Эффект сноба – явление, противоположное эффекту подражания. Объем спроса «сноба» тем меньше, чем больше данного блага покупают другие. Особой разновидностью эффекта сноба является эффект престижа, выражающийся в покупке благ, обладание которыми подчеркивает исключительность их владельцев, которые могут себе позволить то, что недоступно другим.

 

 

Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм

 

Цели изучения темы:

- определить понятия  конкуренции, рыночной структуры;

- понять особенности  совершенной конкуренции;

- исследовать поведение  фирм, специфику рыночного спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции;

- определить эффективность  рынка совершенной конкуренции.

 

План:

1. Понятие конкуренции, виды и методы конкуренции

2. Понятие рыночной  структуры

3. Фирма в условиях совершенной (чистой) конкуренции

4. Максимизация прибыли в условиях чистой конкуренции в краткосрочном периоде

5. Максимизация прибыли в условиях чистой конкуренции в долгосрочном периоде

6. Совершенная конкуренция  и эффективность

Рекомендуемая литература

1. Хайман Д.Н. Современная  микроэкономика: анализ и применение. – М., 1992. – Т. 1. – Гл. 9.

2. Франк Р.Х. Микроэкономика  и поведение. – М., 2000. – Гл. 11.

3. Пиндайк Р., Рубинфельд  Д. Микроэкономика. – М, 1992. – Гл. 10, 11.

4. Максимова В.Ф. Микроэкономика. – М., 1996. – Гл. 7.

Вопрос 1. Понятие конкуренции, виды и методы конкуренции

Конкуренция - это форма столкновения интересов фирм, от которой зависит возможность фирмы влиять на рыночную цену производимого продукта. К. – это соперничество, борьба товаропроизводителей за источники сырья, выгодные условия производства, привлекательные условия получения кредита, сбыта товаров, и в конечном итоге за получение большей прибыли. К. - объективное условие существования свободного рынка. Ее развитие зависит от совершенства антимонопольного законодательства и процессами разгосударствления и приватизации в стране, совершенствования института частной собственности.

Различают следующие виды К.

Внутриотраслевая К. стимулирует снижение издержек, рост производительности труда и качества продукции, организацию послепродажного сервиса на рынке одноименного товара.

Межотраслевая – позволяет найти сферу более выгодного вложения капитала, зависит от размера прибыли, которую можно получить при производстве того или иного товара.

Предметная К. - соперничество между производителями одного товара с целью стимулирования спроса (придание товару д\п свойств).

Функциональная К. - соперничество между производителями разных товаров, которые удовлетворяют потребности разными способами (газеты и журналы в киоске;мячи, ракетки надувные матрасы в спортмагазине).

Методы ведения К.

а) ценовые - продажу по более низким ценам, продажа товаров в рассрочку и лизинг.

б) неценовые - наделение товаров дополнительными качественными характеристиками: надежность, долговечность, энергоемкость, послепродажное обслуживание и т.п.Они подразделяются на две группы:

- конкуренция по продукту - увеличение продаж путем выпуска  нового ассортимента и качества по той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50сортов горчицы.

- конкуренция по условиям  продаж – использование многочисленных  средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке постоянным покупателям.

в) добросовестные (честные) – разрешены законом;

в) недобросовестны

- промышленный шпионаж (переманивание  специалистов, владеющих коммерческими и производственными секретами, выпуск поддельных товаров, закупка образцов с целью их копирования);

- распространение ложной информации  о соперниках,

- лишение конкурента сырья,

- создание препятствий в получении  кредитов,

- прямое насилие (поджоги, взрывы),

- демпинговые цены (искусственное  занижение цены, продажа товаров  за границей по ценам ниже, чем на отечественном рынке;  цель - вытеснение конкурентов).

Вопрос 2. Понятие рыночной структуры

Структура рынка - это совокупность качественных характеристик, определяющих поведение фирмы на рынке. Отражает внутренние взаимосвязи между элементами рынка, важнейшими среди которых являются: 1) количество фирм в отрасли; 2) уникальность продукта; 3) возможность замены продукта; 4) возможность появления конкурентов; 5) легкость входа на рынок данного продукта и выхода фирмы из него; 6) доступность информации о рынке данного продукта; наличие рыночной власти.

Легкость входа на рынок означает, что фирмы, приступающие к производству товара, могут делать  в тех же условиях, что и существующие: платить те же цены за ресурсы, иметь тот же доступ к лицензиям и др. Считается, что в таких условиях отсутствуют барьеры для входа в отрасль. Барьеры – это легальные препятствия: патенты, лицензии, большой размер стартового капитала, неодинаковая доступность ресурсов.

Доступность информации означает, что  все производители в равной степени  могут знать все о технологии производства, о ценах на ресурсы, рыночных ценах на производимые продукты.

Рыночная власть означает способность влиять на, цену товара, размер рыночного спроса и предложения.

Результаты деятельности фирмы  связаны с ценообразованием, а  оно неодинаково для разных типов  рынка. Различают следующие рыночные структуры (типы рынков):

  1. совершенная (чистая) конкуренция; 2) несовершенная  конкуренция: а) монополистическая  конкуренция;  б) олигополия; в) чистая монополия;

Все рыночные структуры можно разделить  на реальные и идеальные. Реальные описывают  множество существующих рынков (монополистическая  конкуренция и олигополия). Идеальные встречаются весьма редко, хотя реально существуют (совершенная конкуренция и чистая монополия).

 

Вопрос 3. Фирма в условиях (совершенной) чистой конкуренции

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"