Лекции по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:39, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Введение в микроэкономику
Тема 2. Теория поведения потребителя
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм
Тема 4. Чистая монополия
Тема 5. Монополистическая конкуренция

Файлы: 1 файл

lekcii_mikroekonomika.doc

— 564.00 Кб (Скачать)

Набор благ – это их совокупность в определенных объемах, потребляемых в данный период. При  выборе благ потребитель исходит  из соображений максимальной выгоды, т.е. извлечения наибольшей полезности от потребления блага.

Полезность – это  совокупность характеристик оцениваемого блага.

 

Вопрос 2. Аксиомы потребительского поведения

В основе ТПП лежат  следующие аксиомы:

1. Свобода выбора и суверенитет потребителя. Потребитель определяет объем и структуру производства через спрос на конкретные товары и услуги. Если потребитель купил товар за цену, превышающую издержки производства, значит, производитель получит прибыль и сможет продолжать свою деятельность. Следовательно, потребители определяют объем и структуру производства не только конкретного производителя, но и национальной экономики в целом.

2. Принцип рационального поведения: при заданных ценах потребитель стремится так распределить свои доход, чтобы получить максимум полезности. Каждый потребитель знает, что ему нравится больше. Из множества товарной массы индивид стремится выбрать наилучший товар в соответствии со своим доходом и предпочтениями. Экономисты не создают и не оценивают предпочтения потребителя, а лишь учитывают сам факт их существования.

3. Принцип редкости, т.е. предположение об ограниченной величине производства любого товара.

4. Упорядоченность предпочтений. Потребитель принимает решение, признавая наборы лучшими, худшими либо равнозначными.

5. Ограниченность доходом. Доход позволяет трансформировать потребности в спрос, то есть придать им денежную форму.

6. Ненасыщаемость потребности. Потребитель всегда предпочтет большее количество благ меньшему.

 

Вопрос 3. Понятие полезности

Впервые понятие «полезность» ввел в науку швейцарский математик  Даниэль Бернулли (1700 -1782), но в контексте социальных наук употребил английский экономист Иеремия Бентам (1748 -1832). Полезность определяется назначением блага и возможностью его использования (это может быть степень риска,  сроки и вероятность получения дохода от использования блага и проч.). Полезность может рассматриваться как цель любого потребления. Полезность показывает меру удовлетворения от потребления этого блага. Функция полезности – это мера соотношения между объемами потребляемых благ и уровнем полезности.

Полезность – категория индивидуальная. То, что полезно одному субъекту, может быть совершенно бесполезно другому. Полезность уменьшается или увеличивается  с изменением количества потребляемого  блага. Полезность можно упорядочить, представив ее в ранжированном виде. Однако трудно дать полезности количественную оценку. Различают общую и предельную полезность.

Общая (совокупная) полезность (TU) - это удовлетворение, получаемое от потребления конкретного набора благ конкретным потребителем.

Предельная полезность (MU) – это приращение удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы блага. Между общей и предельной полезностью существует связь:

Общая полезность = сумма  предельных полезностей от каждой потребленной единицы с начала потребления  блага.

Изменение и взаимосвязь общей и предельной полезности составляют содержание первого  Закона Госсена, сформулированного в 1854 году (Герман Генрих Госсен (1810 -1858) – немецкий экономист, дал математическую интерпретацию основных принципов предельной полезности):

 - с ростом потребления общая полезность растет, однако, темпы роста замедляются. Это объясняется тем, что по мере насыщения потребности предельная полезность уменьшается.

Т.о. с ростом общей полезности предельная полезность всегда имеет убывающий  характер. Предельная полезность измеряется последней потребленной единицей блага.

 

Вопрос 4. Кардиналистская теория полезности

В современной науке существует два разных подхода к оценке полезности. Кардиналистскую (количественную) теорию предложили в последней трети 19 века независимо друг от друга У. Джевонс (1835 -1882),  К. Менгер (1840 -1921) и Л. Вальрас (1834 – 19210). Поведение потребителя рассматривается с позиций предельной и общей полезности. Теория:

- основана на возможности количественной  оценки полезности, за единицу полезности принят 1 ютил.;

-утверждает, что максимизация полезности  зависит лишь от количества  потребляемого блага, а сами  полезности отдельных товаров  являются независимыми.

Слабое звено кардинализма: потребитель  не  может с точностью сказать, сколько единиц полезности он получил от того или иного набора.

Функция полезности:  U = u1(x1) + u2(x2) + ...+ un(xn), где U — общая полезность от всего набора потребляемых товаров; u1, u2,..., un — полезности от потребления конкретных товаров 1, 2,... n; x1, x2,... xn — объемы потребления товаров 1, 2,... n.

U = f(xi)

 

Вопрос 5. Ординалистская теория полезности

Ординалистская (порядковая) теория возникла позже (в 30-х годах 20 века) как альтернатива кардиналистской теории. Основатели: итальянец В.Парето, российский экономист и математик Е.Е.Слуцкий, английские экономисты Р.Аллен и Дж.Хикса. Она основана на утверждении, что создать точный количественный измеритель полезности невозможно. Основная идея:

- потребитель не дает количественную  оценку полезности, а на основе своей субъективной оценки решает, что данный набор предпочтительнее остальных;

- в процессе потребления многие  товары взаимосвязаны, т.е. являются  взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми.  Потребитель может сравнивать  их по критерию предпочтения или безразличия; но он не может сказать, сколько единиц полезности получил от блага;

- полезность рассматривается от  всего набора потребляемых благ  и оценивается: 1) важностью блага; 2) степенью редкости блага; 3) степенью  насыщения потребности в благе.

В основе ординалисткого подхода лежит  аппарат кривых безразличия и  бюджетных ограничений.

Ординалистская функция полезности имеет вид:

U = f(x1, x2, ..., xn), или (для упрощения записи) U = f(X),

где X = (x1, x2 ,... xn) — набор товаров 1,2,...,n.

Вопрос 6. Оптимизация полезности

Обе существующие теории позволяют  определить такой объем потребления, при котором достигается максимизация полезности. Экономисты называют такой  набор благ равновесным или потребительским  оптимумом. В основе любого правила максимизации полезности лежит здравый смысл: если невозможно увеличить полезность, меняя комбинацию благ в наборе, значит данный набор является наилучшим.

Кардиналистский подход (количественная теория). Для максимизации полезности в соответствии с кардиналистской теорией пользуются вторым законом Госсена: распределение денежного дохода потребителя должно осуществляться т.о., чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого блага, приносила одинаковую предельную полезность. При условии полного расходования дохода предельные полезности в расчете на один затраченный доллар (рубль) должны быть равны:

MUa / Pa = MU b / Pb

Пример. Потребитель желает потратить 32 тыс.руб.  на покупку газет и журналов, цены которых равны соответственно 3 и 4 тыс.руб. Определите, сколько единиц каждого товара ему следует купить, чтобы максимизировать полезность Рассчитайте общую полезность оптимального набора (даны показатели граф 1- 4).

 

Газеты, шт.

Предельная полезность, ютил

Журналы, щт.

Предельная полезность, ютил

MUгазет / Pгазеты

MUжурнала / Pжурнала

Гр.1

Гр.2

Гр.3

Гр.4

Гр.5

Гр.6

1

30

1

60

10

15

2

27

2

48

9

12

3

24

3

40

8

10

4

21

4

32

7

8

5

18

5

28

6

7

6

15

6

24

5

6

7

12

7

16

4

4

8

9

8

12

3

3

9

6

9

8

2

2

10

3

10

4

1

1


Потребитель будет напходиться в состоянии равновесия при выборе наборов:

  1. 1 Г + 3 Ж (расходует 15 тыс руб.);
  2. 3 Г + 4 Ж (расходует 25 тыс руб.);
  3. 4 Г + 5 Ж (расходует 32 тыс руб.);
  4. 5 Г + 6 Ж (расходует 39 тыс руб.);
  5. Проч.

В первых двух случаях потребитель  не расходует свой доход полностью, следовательно не получает доступную для него большую полезность, наборы 4 и далее недоступны потребителю из-за ограниченности дохода.

При выборе набора № 3 потребитель  будет находиться в состоянии  равновесия, а всякое изменение структуры  потребления ухудшит его благосостояние. Общая полезность такого набора составляет (30 + 27 + 24 +21) + (60 + 48 + 40 + 32 + 28) = 310 ютиль

Оптимальный набор зависит от дохода, цен и индивидуальной оценки блага. Но завтра потребитель может изменить свое к нему отношение, что приведет к необходимости поиска нового оптимального набора.

Ординалистский подход (порядковая теория) имеет больше сторонников. Утверждается, что потребительский выбор проходит два этапа.

На первом этапе потребитель появляется на рынке с целью получения максимальной полезности и имеет свою субъективную шкалу оценки благ.   Он может сказать, что какой-то набор лучше или хуже, может признать полезность наборов равными. Может изменить количество входящих в набор благ  в пределах уровня полезности, которая  задается кривой безразличия. Допустим, что предпочтения покупателя распределяются следующим образом (см. графы 1-3):

Альтернативный набор

Персики, кг

Груши, кг

Предельная норма замещения, кг

Гр.1

Гр. 2

Гр. 3

Гр. 4

А

4

16

-

В

8

10

-6 / 4 = - 1,5

С

12

8

-2 / 4 = - 0,5

Д

24

4

-4 / 12 = -0,3


 

Данные таблицы говорят, что  потребителю все равно, какой  набор из четырех выбрать. Графически каждому набору соответствует точка  в двухмерном пространстве, соединив которые, получают КБ – линию равной полезности. Каждая точка кривой безразличия соответствует наборам благ с одинаковой полезностью для конкретного потребителя. Совокупность кривых безразличия одного потребителя в одной координатной плоскости образует карту безразличия. Свойства кривых безразличия:

1. Кривые безразличия имеют отрицательный  наклон: для сохранения  полезности при уменьшении потребления первого товара надо увеличить потребление второго товара.

2. Чем дальше от начала координат  отстоит кривая, тем больший уровень  полезности она характеризует. Следовательно, КБ, находящаяся правее и выше является более предпочтительной.

3. Две кривые безразличия не  могут пересекаться, поскольку один  и тот же набор товаров не  может характеризоваться двумя  разными уровнями полезности.

4. КБ имеют вогнутую форму из-за убывающего характера предельной нормы замещения товаров.

Следующий шаг потребителя - совместить свои потребности с рыночными ценами и доходом. Для этого строят бюджетную линию, состоящую из возможных наборов благ, которые потребитель может выбрать на свой ограниченный доход. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон, т.к. увеличение закупок одного товара сокращает расходы на другой. Максимальная полезность выбора достигается в точке касания  бюджетной линии и кривой безразличия. Это состояние называется  оптимальным положением, или равновесием потребителя  по-ординалистски.

Гр.4 таблицы: MRSx - предельная норма замещения товара У товаром Х показывает, какое количество товара Х необходимо, чтобы компенсировать потерю единицы товара Y, оставаясь при этом на кривой безразличия.

Предельная норма замещения  имеет убывающий характер, т.к. покупатель все неохотнее отказывается от одного блага в пользу другого (графа 4 таблицы).

MRSxy = MUx/MUy или MUx/Px = MUy/Py.

Таким образом, условие равновесия, выведенное кардинализмом, совпадает с ординалистским условием равновесия.

 

Вопрос 7. Реакция потребителя на изменение дохода и цен.

Всякое изменение дохода потребителя  приводит к изменению положения  БЛ, т.к. БЛ строится по точкам максимально  возможного приобретения двух благ объемом потребления благ (Х мах = доход/цена х). На графике это показывается как ее параллельный сдвиг. Уменьшение дохода перемещает бюджетную линию к началу координат (БЛ1), что означает снижение доступной для потребителя полезности. Возрастание дохода соответственно отодвигает БЛ от начала координат (вправо) и означает, что потребителю доступны наборы благ с большей полезностью (БЛ2). Эти сдвиги предполагают, что цены остаются фиксированными, т.е действует правило «при прочих равных условиях». 

Любое изменение цены блага также  приводит к смещению БЛ. Если предположить, что цены на оба блага изменились одновременно, однонаправлено и пропорционально, то на графике это будет означать параллельный сдвиг БЛ: при росте  цен БЛ переместится в БЛ1, при снижении  - в БЛ2.

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"