Лекции по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:39, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Введение в микроэкономику
Тема 2. Теория поведения потребителя
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм
Тема 4. Чистая монополия
Тема 5. Монополистическая конкуренция

Файлы: 1 файл

lekcii_mikroekonomika.doc

— 564.00 Кб (Скачать)

Олигополистам известен отраслевой спрос, предельный доход и издержки всех олигополистов. Они совместно определяют объем производства, максимизирующий прибыль отрасли, и затем делят рынок между собой, создавая таким образом картель.

Картель устанавливает  равновесие подобно монополисту. Если в отрасли действует две фирмы, то предельные издержки (МС) для картеля можно найти путем суммирования предельных издержек дуополистов (MC = MC+ MC2). Картель выбирает равновесный выпуск отрасли Q и цену P,исходя из условия максимизации совокупной прибыли MR = МС.

В случае дуополии картель  распределяет совокупный объем производства между дуополистами (Q = Q+ Q2) таким образом, чтобы их предельных издержках были одинаковы и в совокупности равны предельным издержкам отрасли в точке максимизации ее прибыли.

Поскольку прибыль, получаемая дуополистами, может быть неравнозначной, картель может предусматривать  ее последующее перераспределение  между дуополистами.

ОПЕК – международная  организация стран-экспортеров нефти  – картель, контролирует добычу нефти с целью регулирования цен.

 

Вопрос 5. Ценообразование  олигополии и устойчивость цен

Модели ценообразования  олигополии:

  1. Твердость цен. Участники рынка знают, что конкуренты не последуют вслед за повышением цен, но будут дублировать любое их понижение.
  2. Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль. На рынке устанавливается цена на уровне минимальных долгосрочных средних издержек, что делает невыгодным продажу товара малых фирм, у которых эти издержки выше.
  3. Установление цен по принципу «издержки плюс». Цена рассчитывается по формуле

P = AVC + m*AVC, где AVC – средние постоянные издержки; m – процент надбавки.

m = - 1 / (1 + ЕQ); ЕQ – эластичность спроса по цене.

Чем выше эластичность спроса, тем ниже процент надбавки и цена.

  1. Ценообразование, основанное на тайном сговоре. Производители согласовывают свои цены и объемы производства с целью максимизации прибыли.
  2. Лидерство в ценах. Крупнейшая фирма устанавливает цену так, чтобы максимизировать прибыль, другие фирмы вынуждены следовать за ней.

Кооперативные модели показывают, что олигополисты стремятся к  стабильности. Даже если издержки или  спрос меняются, они не склонны  менять цены. Если снижаются издержки или рыночный спрос, фирмы не снижают  цену, т.к. может начаться ценовая  война. Если издержки или рыночный спрос растут, то фирмы не увеличивают цены, т.к. конкуренты могут не поднять цены вслед за ними и захватить рынок.

Соперники поддерживают любое снижение цен одним из олигополистов, но игнорируют их повышение.

При снижении цены олигополист рассчитывает на гораздо больший прирост выручки, чем при ее повышении.

Современные модели олигополии создаются на основе теории игр, которая  моделируют поведение конкурентов, учитывая реакцию соперников Задача – найти состояние равновесия, которое устраивает всех участников рынка.

Вопрос 6. Олигополия и эффективность

Степень общественной неэффективности олигополии зависит  от того, насколько сильно она способствует завышению цен и уменьшению объема производства. Чем меньше цена и  больше объем производства, тем больше общественная эффективность олигополии. Данные параметры зависят от способа установления равновесия на рынке, то есть от модели олигополии.

Самой низкой является общественная эффективность олигополии в кооперативных  моделях, когда фирмы действуют как единая монополия.

Олигополия эффективнее  конкуренции в развитии научно-технического прогресса и внедрении его  результатов в производство.

Олигополисты активно  вкладывают в патенты и лицензии, являющиеся временными барьерами для  входа в отрасль; они обладают значительными финансовыми возможностями для реализации крупных научных проектов, но вместе с тем они же иногда сдерживают НТП, так как инновации ведут к моральному износу их оборудования.

Крупные компании экономят на масштабах производства; способствуют макроэкономической стабильности в сфере занятости; более устойчивы в условиях кризиса; имеют возможность диверсифицировать риски; больше тратить на маркетинг; концентрируются на реализации крупных проектов; имеют дополнительные возможности в сфере управления; предлагают широкий ассортимент продукции и др.

 

Вопрос 7. Рыночная и монопольная  власть. Антимонопольное регулирование

Рыночная  власть – это способность экономического субъекта воздействовать на цену и объем продаж в собственных интересах. Монополизм – это способность воздействовать на цену путем изменения предлагаемого объема продукции.

Антимонопольное регулирование  -  деятельность государственных органов управления по ослаблению рыночной власти, ее ограничению, предотвращению злоупотребления ею. Антимонопольное законодательство – совокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономических субъектов по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью.

Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой. Направления АМП: ограничение монополизации рынка; контроль слияний и поглощений, ценовой дискриминации и других методов нечестной конкуренции; защита прав потребителя; защита и поддержка малого и среднего бизнеса.

В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования началось в 1990-х гг. С 2001 г. Министерство экономики является главным органом Республики Беларусь по вопросам антимонопольной политики Оно ведет учет субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; регулирует деятельности естественных монополий; контролирует деятельность монополистов; разрабатывает Программу демонополизации и развития конкуренции. Доминирующим признается положение субъекта, если его рыночная доля превышает предельную величину, установленную Минэкономики, за исключением случаев государственной или естественной монополии.

Сферами естественных монополий  признаются:

  • транспортировка нефти, нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам;
  • передача и распределение электрической и тепловой энергии;
  • централизованное водоснабжение и водоотведение;
  • услуги электрической и почтовой связи общего пользования;
  • услуги железнодорожного транспорта и авиаперевозки.

Правовой основой  антимонопольной политики являются Законы «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.1992 г. № 2034-XII, «О рекламе» от 18.02.1997 г. № 19-З, «О защите прав потребителей» от 9.01.2002 г. № 90-З, «О естественных монополиях» от 16.12.2002 г. № 162-З с изменениями и дополнениями.

Тема 7. Рынок труда

 

Цели изучения темы:

- дать понятие рынка  труда и спроса на рынке  труда;

- рассмотреть процесс  формирования предложения на  рынке труда;

-  изучить влияние  спроса и предложения труд  на уровень заработной платы;

- охарактеризовать рынок  труда в условиях совершенной  и несовершенной конкуренции;

- выявить сущность  и формы заработной латы;

- объяснить причины  возникновения дифференциации заработной  платы и дискриминации труда. 

 

План

  1. Понятие рынка труда
  2. Цена на рынке труда
  3. Конкуренция на рынке труда
  4. Развитие форм и систем оплаты труда
  5. Формы и системы оплаты труда в РБ
  6. Виды заработной платы
  7. Государственное регулирование оплаты труда
  8. Особенности рынка труда РБ
  9. Характеристика рынка труда г. Гродно
Рекомендуемая литература

1. Вечканов Г.С., Вечканова  Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2001.

2. Долан Э.Дж., Линдсей  Д. Рынок: микроэкономическая  модель. – СПб., 1992.

3. Земляков Д.Н., Тарануха  Ю.В. Микроэкономика: Учебник. –  М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002.

4. 50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. – СПб.: Экон. шк., 2000.

 

Вопрос 1. Понятие  рынка труда

Рынок труда – это выражение товарно-денежных отношений по поводу спроса на труд и его предложения.

РТ рассматривается  как социально-экономическая категория, но отражает также исторически сложившийся механизм, устанавливающий баланс интересов работников, работодателей и государства.

Развитие рынка труда  связано с индустриализацией  мирового хозяйства и развитием  капитализма. В результате трудоспособное население, ранее имевшее свое хозяйство в сельской местности, превратилось в наемных работников, единственным источником существования которых стала продажа своего труда.

Состав РТ:

  1. Продавцы – наемные работники и безработные. На ранних стадиях развития РТ это был работник физического труда, почти не имеющий образования и квалификации и пригодный лишь для простого обслуживания машин. Современный же рынок включает в основном три категории лиц, которые условно называют:

а) "синие  воротнички" (рабочие, занятые физическим трудом);

б) "серые  воротнички" (прочие рабочие);

в) "белые  воротнички" (работники умственного  труда).

  1. Покупатели – фирмы и государство;
  2. Товар - рабочая сила. На макроуровне используют термин трудовые ресурсы – это трудоспособное население в трудоспособном возрасте и лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в отраслях экономики. На микроуровне говорят о кадрах предприятия или персонале.
  3. Государство разрабатывает экономические программы и юридические нормы, регулирующие отношения на РТ;
  4. Профсоюзы добиваются: а) прямого повышения заработной платы; б) снижения продолжительности рабочего дня при сохранении размера ЗП; в) борются против попыток работодателей использовать политику монопсоний; г) способствуют ограничению доступа иностранной рабочей силы на национальный РТ.

Особенности современного РТ:

Резко снизился удельный вес "синих воротничков", особенно неквалифицированных и  малоквалифицированных рабочих.

Устранение  различий между работниками преимущественно  физического и

преимущественно умственного труда.

Вопрос 2. Спрос  и предложение на рынке труда

Рынок труда  предполагает свободу предложения, спроса и цен. Предложение труда - это количество работников, желающих работать установленное рабочее  время, или количество часов, которое  работники желают работать, за конкретную з\п.

Спрос на труд –  это количество рабочих мест (часов), которое наниматель (фирма или  государство) может предложить за определенную з\п. Спрос на труд зависит от следующих факторов:

а) предельный доход  от труда;

б) количество и качество других ресурсов: (количество и качество пашни, сх угодий, климат, источники энергии);

в) обеспеченность фирм капиталом;

г) уровень технологии;

д) емкость и доступность внутреннего и внешнего рынка.

Предложение зависит  от следующих факторов:

а) цена на рынке труда (з\пл);

б) демографические факторы: количество семей в стране, их возрастная структура.

Предложение может быть эластичным и неэластичным. С ростом з\п предложение труда растет до определенного предела. Дальнейший рост з\п может не вызвать рост предложения и даже снизить его. Это объясняется действием эффекта дохода и эффекта замещения. ЭЗ: работники стараются заменить свое время на хорошо оплачиваемую работу. ЭД: высокая з\п делает человека богаче, поэтому он ценит время, чтобы потратить свои заработанные деньги. Поэтому, несмотря на рост з\п, предложение труда будет уменьшаться (на практике - требования о снижении продолжительности рабочего дня, работа на неполную ставку, работает лишь один член семьи).

 

Вопрос 3. Конкуренция на рынке труда

Конкуренция на рынке  труда означает способность к  труду не только занятых, но и вовлекаемых  в процесс труда безработных  и возможных работников из трудового  резерва.

Черты РТ при совершенной  конкуренции:

- большое число фирм  конкурирует между собой за использование какого-то труда;

- труд ничем особенным  не отличается и предлагается  многочисленными работниками;

- ни фирма, ни работник  не могут диктовать размер  з\п.

Сов. конк. может существовать на рынке распространенных профессий  со средним уровнем квалификации работников (учитель, продавец, водитель).

Несовершенная конкуренция  существует тогда, когда у фирмы  отсутствуют конкуренты в найме  рабочей силы или работник обладает редкой профессией или высочайшей квалификацией. Например, в стране одно горнодобывающее предприятие (монопсония), несколько театров (олигопсония), известный во всем мире композитор, артист балета, конструктор (монополия).

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"