Лекции по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:39, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Введение в микроэкономику
Тема 2. Теория поведения потребителя
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм
Тема 4. Чистая монополия
Тема 5. Монополистическая конкуренция

Файлы: 1 файл

lekcii_mikroekonomika.doc

— 564.00 Кб (Скачать)

Земельные участки, находящиеся  в собственности государства, могут сдаваться в аренду. Эти отношения регулируются Законами Республики Беларусь «Об аренде» и «О платежах за землю».

Передача в пользование (в том числе на условиях аренды) участков недр, водных объектов, лесов  регулируется соответствующими законодательными актами: Кодексом о недрах, а также – Лесным и Водным Кодексами.

Тема 10. ТЕОРИЯ Внешних эффектов

 

Цели изучения темы:

- рассмотреть причины  и природу внешних эффектов;

- объяснить содержание  и проблемы отрицательных и  положительных  внешних эффектов;

- изучить механизм  государственного регулирования  внешних эффектов.

План

1. Сущность внешних эффектов

2. Отрицательные и положительные  внешние эффекты и их последствия

3. Интернализация внешних эффектов

4. Теорема Коуза

5. Использование теории внешних эффектов в экономической практике

6. Киотский протокол

 

Рекомендуемая литература

1. Современная политическая  экономия. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2005.

2. Макконнелл К., Брю  С. Экономикс: принципы, проблемы  и политика / Пер. с англ. В 2 Т. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Нуреев Р.М. курс  микроэкономики – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.

4. Пиндайк Р., Рубинфельд  Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.

5. Тарануха Ю.В., Земляков  Д.Н. Микроэкономика: Учебник. –  М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002.

Вопрос 1. Сущность внешних эффектов

В ходе производства и реализации произведенного товара производители несут издержки и  получают экономическую выгоду. Потребителю  также необходимо произвести некоторые  затраты, чтобы извлечь полезность. В условиях рынка все издержки и выгоды от производства и потребления блага воплощаются в цене товара. Однако это условие выполняется не всегда. Некоторые сделки купли-продажи затрагивают интересы третьих лиц, которые не являются ни продавцами, ни покупателями блага. Они могут нести издержки или получать выгоду, но рыночная цена блага этого не отражает. В таком случае цена не способна передавать достоверную информацию о товаре, в результате чего распределение ресурсов оказывается неэффективным.

В мировой науке данная проблема стала разрабатываться  в начале 20-х годов ХХ века и получила название внешних эффектов или нерыночных взаимозависимостей.

Внешние эффект (экстерналии, эффект перелива) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, которые не отражены в ценах и проявляются в результате производства или потребления благ. Их основные черты:

  1. сказываются на благосостоянии третьих лиц;
  2. создание или потребление данных эффектов не оплачивается.

В теории внешних эффектов различают:

Частные издержки (РС) – это издержки производства блага, которые включаются в рыночную цену.

Внешние издержки (ЕС) – это затраты третьих лиц.

Общественные (социальные) издержки (SC) - совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц. SC = РС + ЕС


Частная выгода (РВ) – это полезность для потребителя данного блага.

Внешняя выгода (ЕВ) – это полезность для третьих лиц.

Общественная  выгода (SB) - совокупная выгода всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага. SB = РВ + ЕВ


Вопрос 2. Отрицательные и положительные  внешние эффекты и их последствия

Внешние эффекты подразделяются на положительные и отрицательные.

Отрицательные внешние эффекты – это негативные воздействия на третьих лиц. Для производителя они проявляются в использовании неявных ресурсов без оплаты. Для потребителя – это неудобства, которые ничем не компенсируются.

Например, Вы купили квартиру рядом с предприятием, загрязняющим окружающую среду. Предприятие не оплачивало права на вредные выбросы. Неявные  издержки, которые испытывают жители района, не учитываются в ценообразовании, однако фактически существуют.

При ОВЭ:

  1. рыночное предложение блага формируется в соответствии с частными издержками производства;
  2. частные издержки меньше общественных;
  3. цена является заниженной, т.к. часть издержек в цену не включается;
  4. занижение цены означает частичное бесплатное потребление блага;
  5. товар производится с избытком.

Положительные внешние эффекты являются позитивными для третьих лиц.

Например, Вы страстный  любитель классической музыки, а Ваш  сосед – выдающийся музыкант, который  дома музицирует. В цену квартиры прослушивание  музыки не входило. Сосед создает для Вас полезность, которую Вы не оплачиваете.

При положительном ВЭ

  1. общественные выгоды превышают частные выгоды;
  2. производитель создает внешнюю выгоду для третьего лица;
  3. третье лицо потребляет выгоду, но не оплачивает ее;
  4. т.к. производитель не включает в цену товара его полезность для третьего лица, цена является ниже общественной;
  5. занижение цены вызывает повышенный спрос;
  6. выпуск не удовлетворяет спрос.

Отрицательные и положительные  экстерналии ведут к неэффективному расходованию ресурсов и распределению благ, являются внешним проявлением сбоев в рыночной экономике, оказывают на нее отрицательное влияние, возникают независимо от воли тех субъектов, которые их создают.

Вопрос 3. Интернализация внешних эффектов

Интернализация - это трансформация внешних эффектов во внутренние. Экономический субъект, деятельность которого порождает внешний эффект, должен нести издержки в полном объеме или получать компенсацию за предоставление дополнительной полезности.

В 20-х гг. 20-го века Артур Пигу предложил использование корректирующих налогов и субсидий.

Налог – это обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

 

Действие корректирующего  налога (налог Пигу)

отрицательные ВЭ

положительные ВЭ

- плательщик - производитель

- плательщик - потребитель

- равен внешним издержкам

- равен внешним выгодам

- повышает частные  издержки до уровня общественных

- изымает часть внешних  выгод

- приводит к росту  цены и уменьшению выпуска  продукции

- снижает  спрос


Субсидии - платежи потребителям или производителям блага, направленные на стимулирование спроса или предложения.

Формы субсидирования спроса: талоны на продукты питания, денежные выплаты беднейшим слоям, бесплатная вакцинация, стипендии на образование и т.д.

При стимулировании предложения субсидии получают производители. Результат: расширение производства, сокращение издержек, снижение цены, рост потребления.

Субсидирование связано  с дополнительными расходами  бюджетных средств и определяется направлениями социально-экономической политики. Сложность в применении корректирующих налогов и субсидий – определение размера внешних издержек и выгод.

 

Вопрос 4. Теорема  Коуза

Рональд Коуз - американский экономист, лауреат Нобелевской  премии 1991 г..

Причина внешних эффектов - отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Право на совершение определенных действий является фактором производства и должно приносить владельцу прибыль. Отсутствие закрепленных прав собственности позволяет использовать его бесплатно. При установлении прав собственности ресурс получает стоимостную оценку и используется уже в качестве платного фактора производства. В результате частные издержки растут до уровня общественных. Нейтрализация внешнего эффекта происходит без государственного вмешательства.

Следовательно, проблема ВЭ решается посредством четкого  распределения и спецификации прав собственности.

Права собственности – совокупность прав владения, распоряжения и пользования.

Спецификация  прав собственности – определение субъекта, объекта собственности и способов наделения собственностью. Это дает возможность проведения переговоров между участниками сделки. Условие переговоров – 1) внешнему эффекту можно дать стоимостную оценку, 2) трансакционные издержки должны быть меньше внешнего эффекта.

Трансакционные  издержки (затраты) – это затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности: затраты на поиск информации, ведение переговоров и заключение контракта, защиты прав собственности.

Решение проблемы внешних  эффектов – расширение  и развитие института собственности. Механизм реализации - приватизация ресурсов.

Вопрос 5. Использование теории внешних  эффектов в экономической практике

Наиболее  широкое применение ТВЭ получила при решении экологических проблем. Задача сводится к денежной оценке ВЭ и определению предельно допустимого вреда окружающей среде.

Используются методы:

 - правовые (законы, постановления, указы);

 - административные:

а) экологические стандарты  – это предельно допустимые нормы, обязательные для соблюдения: ограничения на виды и объемы загрязняющих выбросов, пределы концентрации вредных веществ.

б) мониторинг - это контроль выбросов.


- экономические:

А) платность природопользования;

Б) налогообложение экологически вредных производств по повышенным ставкам;

В) плата за вредные выбросы.

Г) продажа  прав на загрязнение окружающей среды. Государство определяет предельно допустимый объем вредных выбросов и продает его в форме лицензий .

Идея передачи части прав собственности на окружающую среду в форме разрешений (лицензий) на загрязнение принадлежит американскому политологу Р.Дэйлсу. Он предложил два варианта такой передачи. При первом из них осуществляется продажа через аукцион, при втором – лицензии распределяются бесплатно, и разрешается купля-продажа прав на загрязнение субъектами. Возможность продажи прав на загрязнение фирмой с более низкими издержками на охрану окружающей среды той фирме, у которой эти издержки высоки, обеспечивает гибкость в распределении загрязнений в пределах изначально установленного уровня. Такой подход сочетает преимущества прямого административного регулирования с выгодами рыночного саморегулирования и потому является более предпочтительным, чем экологическое налогообложение.

Д) компенсации: фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату сократить выбросы.

 

Вопрос 6. Киотский протокол

Принципы государственного регулирования окружающей среды  определяются международными и национальным законодательством 

Киотский протокол - это  международное соглашение в области природопользования (2004 г. - Киотский протокол Конвенции об изменении климата). По мнению экологов, необходимо ограничить выбросы и не допустить потепления климата более, чем на 2 градуса. Это налагает на государства обязанность по ограничению строительства и закрытию многих существующих экологически вредных объектов.


Киотский протокол

  1. установил сроки и показатели выбросов парниковых газов;
  2. установил налоги на выброс;
  3. установленные показатели должны быть достигнуты  до 2012 годы, что дает им возможность для постепенного внедрения новых технологий;
  4. определил права компаний и стран продавать и покупать друг у друга квоты на выбросы парниковых газов. Квоты на загрязнение стали товаром, имеющим цену.
  5. указал на необходимость участия развивающихся стран (к 2015 году Китай станет самым крупным источником атмосферных выбросов парниковых газов, а к 2025 году развивающиеся страны будут в целом выбрасывать больше, чем промышленно развитой мир).

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"