Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:39, курс лекций
Тема 1. Введение в микроэкономику
Тема 2. Теория поведения потребителя
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм
Тема 4. Чистая монополия
Тема 5. Монополистическая конкуренция
Земельные участки, находящиеся в собственности государства, могут сдаваться в аренду. Эти отношения регулируются Законами Республики Беларусь «Об аренде» и «О платежах за землю».
Передача в пользование (в том числе на условиях аренды) участков недр, водных объектов, лесов регулируется соответствующими законодательными актами: Кодексом о недрах, а также – Лесным и Водным Кодексами.
Цели изучения темы:
- рассмотреть причины и природу внешних эффектов;
- объяснить содержание
и проблемы отрицательных и
положительных внешних эффекто
- изучить механизм
государственного
Рекомендуемая литература
1. Современная политическая экономия. – Мн.: Книжный Дом, Мисанта, 2005.
2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. В 2 Т. – М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Нуреев Р.М. курс микроэкономики – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.
4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.
5. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002.
В ходе производства и реализации произведенного товара производители несут издержки и получают экономическую выгоду. Потребителю также необходимо произвести некоторые затраты, чтобы извлечь полезность. В условиях рынка все издержки и выгоды от производства и потребления блага воплощаются в цене товара. Однако это условие выполняется не всегда. Некоторые сделки купли-продажи затрагивают интересы третьих лиц, которые не являются ни продавцами, ни покупателями блага. Они могут нести издержки или получать выгоду, но рыночная цена блага этого не отражает. В таком случае цена не способна передавать достоверную информацию о товаре, в результате чего распределение ресурсов оказывается неэффективным.
В мировой науке данная проблема стала разрабатываться в начале 20-х годов ХХ века и получила название внешних эффектов или нерыночных взаимозависимостей.
Внешние эффект (экстерналии, эффект перелива) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, которые не отражены в ценах и проявляются в результате производства или потребления благ. Их основные черты:
В теории внешних эффектов различают:
Частные издержки (РС) – это издержки производства блага, которые включаются в рыночную цену.
Внешние издержки (ЕС) – это затраты третьих лиц.
Общественные (социальные) издержки (SC) - совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц. SC = РС + ЕС
Частная выгода (РВ) – это полезность для потребителя данного блага.
Внешняя выгода (ЕВ) – это полезность для третьих лиц.
Общественная выгода (SB) - совокупная выгода всех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага. SB = РВ + ЕВ
Внешние эффекты подразделяются на положительные и отрицательные.
Отрицательные внешние эффекты – это негативные воздействия на третьих лиц. Для производителя они проявляются в использовании неявных ресурсов без оплаты. Для потребителя – это неудобства, которые ничем не компенсируются.
Например, Вы купили квартиру рядом с предприятием, загрязняющим окружающую среду. Предприятие не оплачивало права на вредные выбросы. Неявные издержки, которые испытывают жители района, не учитываются в ценообразовании, однако фактически существуют.
При ОВЭ:
Положительные внешние эффекты являются позитивными для третьих лиц.
Например, Вы страстный любитель классической музыки, а Ваш сосед – выдающийся музыкант, который дома музицирует. В цену квартиры прослушивание музыки не входило. Сосед создает для Вас полезность, которую Вы не оплачиваете.
При положительном ВЭ
Отрицательные и положительные
экстерналии ведут к
Интернализация - это трансформация внешних эффектов во внутренние. Экономический субъект, деятельность которого порождает внешний эффект, должен нести издержки в полном объеме или получать компенсацию за предоставление дополнительной полезности.
В 20-х гг. 20-го века Артур Пигу предложил использование корректирующих налогов и субсидий.
Налог – это обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.
Действие корректирующего налога (налог Пигу) | |
отрицательные ВЭ |
положительные ВЭ |
- плательщик - производитель |
- плательщик - потребитель |
- равен внешним издержкам |
- равен внешним выгодам |
- повышает частные
издержки до уровня |
- изымает часть внешних выгод |
- приводит к росту цены и уменьшению выпуска продукции |
- снижает спрос |
Субсидии - платежи потребителям или производителям блага, направленные на стимулирование спроса или предложения.
Формы субсидирования спроса: талоны на продукты питания, денежные выплаты беднейшим слоям, бесплатная вакцинация, стипендии на образование и т.д.
При стимулировании предложения субсидии получают производители. Результат: расширение производства, сокращение издержек, снижение цены, рост потребления.
Субсидирование связано
с дополнительными расходами
бюджетных средств и
Вопрос 4. Теорема Коуза
Рональд Коуз - американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1991 г..
Причина внешних эффектов - отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Право на совершение определенных действий является фактором производства и должно приносить владельцу прибыль. Отсутствие закрепленных прав собственности позволяет использовать его бесплатно. При установлении прав собственности ресурс получает стоимостную оценку и используется уже в качестве платного фактора производства. В результате частные издержки растут до уровня общественных. Нейтрализация внешнего эффекта происходит без государственного вмешательства.
Следовательно, проблема ВЭ решается посредством четкого распределения и спецификации прав собственности.
Права собственности – совокупность прав владения, распоряжения и пользования.
Спецификация прав собственности – определение субъекта, объекта собственности и способов наделения собственностью. Это дает возможность проведения переговоров между участниками сделки. Условие переговоров – 1) внешнему эффекту можно дать стоимостную оценку, 2) трансакционные издержки должны быть меньше внешнего эффекта.
Трансакционные издержки (затраты) – это затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности: затраты на поиск информации, ведение переговоров и заключение контракта, защиты прав собственности.
Решение проблемы внешних эффектов – расширение и развитие института собственности. Механизм реализации - приватизация ресурсов.
Наиболее
широкое применение ТВЭ получила
при решении экологических
Используются методы:
- правовые (законы, постановления, указы);
- административные:
а) экологические стандарты – это предельно допустимые нормы, обязательные для соблюдения: ограничения на виды и объемы загрязняющих выбросов, пределы концентрации вредных веществ.
б) мониторинг - это контроль выбросов.
- экономические:
А) платность природопользования;
Б) налогообложение экологически вредных производств по повышенным ставкам;
В) плата за вредные выбросы.
Г) продажа прав на загрязнение окружающей среды. Государство определяет предельно допустимый объем вредных выбросов и продает его в форме лицензий .
Идея передачи части прав собственности на окружающую среду в форме разрешений (лицензий) на загрязнение принадлежит американскому политологу Р.Дэйлсу. Он предложил два варианта такой передачи. При первом из них осуществляется продажа через аукцион, при втором – лицензии распределяются бесплатно, и разрешается купля-продажа прав на загрязнение субъектами. Возможность продажи прав на загрязнение фирмой с более низкими издержками на охрану окружающей среды той фирме, у которой эти издержки высоки, обеспечивает гибкость в распределении загрязнений в пределах изначально установленного уровня. Такой подход сочетает преимущества прямого административного регулирования с выгодами рыночного саморегулирования и потому является более предпочтительным, чем экологическое налогообложение.
Д) компенсации: фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату сократить выбросы.
Вопрос 6. Киотский протокол
Принципы государственного регулирования окружающей среды определяются международными и национальным законодательством
Киотский протокол - это международное соглашение в области природопользования (2004 г. - Киотский протокол Конвенции об изменении климата). По мнению экологов, необходимо ограничить выбросы и не допустить потепления климата более, чем на 2 градуса. Это налагает на государства обязанность по ограничению строительства и закрытию многих существующих экологически вредных объектов.
Киотский протокол