Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:39, курс лекций
Тема 1. Введение в микроэкономику
Тема 2. Теория поведения потребителя
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм
Тема 4. Чистая монополия
Тема 5. Монополистическая конкуренция
3) Бюрократия – это рациональная деятельность профессиональных государственных служащих.
В результате взаимодействия
участников политического процесса
образуется политико-экономический
кругооборот аналогичный
Сравнительные характеристики политики и рынка
Область сравнения |
Рынок |
Политика |
Покупатели |
Домашние хозяйства |
Фирмы |
Продавцы |
Фирмы |
Политики |
Товар |
Потребительские блага |
Общественные блага |
Цена |
Индивидуальная цена товара |
Размер налога |
Деятельность продавцов |
Формирование спроса |
Борьба за голоса |
Деятельность покупателей |
Предлагают товары |
Разрабатывают политические программы |
Необходимое условие |
Самоокупаемость затрат |
Обязательность переизбрания |
Цель |
Максимизация прибыли |
Максимизация голосов |
Вопрос 3. Общественный выбор при демократии
Демократия – это народовластие. В демократическом государстве политические решения оцениваются и утверждаются народом. Основные черты демократии: 1)возможность участия граждан в управлении государством, 2) реализация конституционных свобод, 3) равенство возможностей для развития каждого человека.
Прямая демократия – это политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично голосовать за программу. Если возрастает число избирателей и круг решаемых проблем, прямая демократия невозможна. Т.к. решения принимаются большинством голосов, возможен выбор в пользу экономически неэффективного результата. Решения могут соответствовать интересам медианного избирателя - человека, занимающего место в середине шкалы интересов общества.
Представительная демократия – это политическая система, в условиях которой граждане периодически избирают представителей в выборные органы. Процесс голосования усложняется, но обладает рядом преимуществ:
1) избранные депутаты
специализируются на принятии
решений по определенным
2) законодательные собрания организуют деятельность исполнительной власти, следят за исполнением принятых решений.
Голосование как форма учета индивидуальных предпочтений и принятия решения основано на следующих правилах:
Практика показывает, что голосование по правилу большинства не препятствует принятию неэффективных экономических решений. Причинами могут быть: а) отсутствие возможностей у избирателей оценить проблему; б) отсутствие или неполнота информации.
Вопрос 4. Группы специальных интересов
Политики и бюрократия не могут быть знакомы со всеми решаемыми проблемами. Так, если член парламента избран преимущественно голосами сельских жителей, то ему знакомы проблемы села и всего АПК, но незнакомы проблемы здравоохранения.
Возникающие группы по сферам интересов концентрируют усилия на решении своих проблем и формировании у других политиков нужной им позиции. Это достигается за счет лоббирования.
Лоббизм – это попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. Смысл лоббирования состоит в том, чтобы разъяснять властям позицию соответствующей группы и приводить аргументы в ее защиту. Лоббирование - сфера конкуренции групп, которые отстаивают несовпадающие интересы. Каждая из групп вынуждена противопоставлять свои аргументы и методы влияния аргументам и акциям соперников. Различия в активности таких групп и в их ресурсных возможностях формируют позицию органов власти.
Логроллинг – это взаимная поддержка политических решений путем торговли голосами. Депутат выбирает важнейшие вопросы и стремится получить необходимую поддержку со стороны других депутатов. Поддержку по своим вопросам депутат покупает, отдавая взамен свой голос в защиту проектов своих коллег. Лоббизм и логроллинг могут приносить как положительный, так и отрицательный эффект.
Бюрократия Избиратели, проголосовавшие за политиков, оказываются в непосредственном подчинении у бюрократов. Поведение бюрократов определяется законодателями (политиками). Бюрократия не производит экономические блага и извлекает часть доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. В данном случае не обязательно подразумеваются те заведомо негативные ассоциации, которые связаны с этим термином в русском языке. В частности, отнюдь не предполагаются постоянные сознательные отклонения от выполнения служебного долга. Бюрократия реализует принятые политические решения, В силу своей информированности б-ты могут формировать мнения политиков и т.о. фактически участвуют в подготовке политических решений. Их деятельность направлена на поиск политической ренты, которая связана с использованием властных полномочий в экономике, искусственным ограничением конкуренции. Конкуренция при этом не исчезает, а переносится из рыночной сферы в политическую. Вместо затрат на совершенствование экономических благ дополнительные затраты направляются на финансирование политический партий, лоббирование их интересов.
Государство обладает исключительным правом принуждения, которое отличает его от других субъектов рыночной экономики. Бюрократия использует принудительную силу государства для удовлетворения частных интересов.
Вопрос 5. Фиаско государства
Реальные последствия проводимой политики могут отличаться от предполагаемых результатов. Это дает возможность говорить о провалах государственного вмешательства в экономику. Фиаско государства – это случаи неэффективного распределения и использования общественных ресурсов государством. Причины:
1) ограниченность и
информации для принятия
Государство и рынок
не противостоят, а дополняют друг
друга. Рынок не может нормально
функционировать без
СПИСОК
рекомендованных учебников, методических и учебных пособий
по курсу «микроэкономика»
Основная
Дополнительная
Периодические научные и научно-практические издания
Словари