Лекции по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:39, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Введение в микроэкономику
Тема 2. Теория поведения потребителя
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм
Тема 4. Чистая монополия
Тема 5. Монополистическая конкуренция

Файлы: 1 файл

lekcii_mikroekonomika.doc

— 564.00 Кб (Скачать)
Тема 11. Общественные блага

 

Цель изучения темы:

- понять содержание и назначение общественных товаров;

- понять механизм  государственного регулирования  производства общественных товаров;

- изучить особенности  решения проблем определения  объема предложения общественных  товаров;

- разобраться в проблеме  распределения общественных товаров.

План:

  1. Понятие частного блага
  2. Понятие общественного блага
  3. Смешанные общественные блага
  4. Квазиобщественные блага
  5. Формирование спроса на общественные блага
Рекомендуемая литература

1. Макконнелл К., Брю  С. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. с англ. В 2 Т. – М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Нуреев Р.М. курс  микроэкономики – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001.

3. Пиндайк Р., Рубинфельд  Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.

4. Самуэльсон л.э., Нордхаус  В.Д. Экономика. – М.: изд. Дом  «Вильямс», 2000.

5. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Л.Э. Лекции  по экономической теории государственного  сектора. – М.: Аспект пресс, 1995.

 

Вопрос 1. Понятие частного блага

Благо – это любой  объект потребления. Частное благо – это благо, каждая единица которого может быть продана потребителю за отдельную плату: продукты питания, одежда, индивидуальный транспорт, бытовая техника и т.д. На рынках происходит обмен частных благ на деньги. Свойства ЧБ:

- избирательность в потреблении: ЧБ приобретаются в индивидуальном порядке в соответствии со вкусами и предпочтениями потребителей.

- делимость, т.е. ЧБ выступают в виде товарных единиц. Потребление блага одним человеком делает невозможным его потребление другими людьми.

- исключаемость: любое ЧБ имеет цену. Даже самая низкая цена ограничивает число покупателей и делает товар недоступным для части потребителей;

-окупаемость затрат: все затраты на производство ЧБ полностью включаются в цену товара и возмещаются после его продажи;

- цена блага соответствует  его предельной полезности.

Сущность и свойства общественных благ принципиально иные. Впервые они были сформулированы в середине 50-х годов ХХ в. американским экономистом Полом Самуэльсоном, лауреатом Нобелевской премии 1970 г. за вклад в повышение уровня научного анализа.

 

Вопрос 2. Понятие общественного блага

Общественное  благо – товары и услуги, предоставляемые государством населению на нерыночных условиях. Международные ОБ доступны всем жителям планеты (экологические программы, научные достижения, политическая стабильность). Общенациональные ОБ доступны жителям какого-то государства (оборона, дипломатия, медицина, образование).

 Свойства ОБ:

- потребляется коллективно  всеми гражданами независимо  от оплаты. Например, охрана государственных  границ, обеспечение внутренней  безопасности, мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- их потребление связано  с положительными внешними эффектами:  как только оно произведено,  становится доступным для всех;

- реализация ОБ при  помощи механизма цен затруднительна;

- объем индивидуального потребления не поддается измерению;

- неизбирательность в  потреблении: появление дополнительного  потребителя не уменьшает доступность  и полезность блага для других. Например, рост рождаемости в  стране не уменьшает безопасность  граждан. 

- неделимость блага в потреблении: потребитель не может выбирать объем индивидуального потребления. Потребление блага может носить принудительный характер, выбор отсутствует. ОБ предоставляется всем жителям поровну;

- предельные издержки  предоставления дополнительному потребителю чистого общественного блага равны нулю.

- неисключаемость в потреблении: невозможно запретить дополнительным потребителям пользоваться общественными благами.

Т.к. предельные издержки предоставления блага дополнительному  потребителю равны нулю, общественное благо должно поставляться по нулевой цене (МС=Р=0). Поэтому коммерческое предприятие, ориентированное на прибыль, не будет его производить. Рынок, настроенный на работу в условиях платежеспособного спроса, не может функционировать в данных обстоятельствах. Существование ОБ является одной из причин «фиаско» рынка, что требует вмешательство государства.

 

Вопрос 3. Смешанные  общественные блага

Не все общественные блага могут соответствовать  перечисленным выше характеристикам. Некоторые ОБ носят локальный (местный) характер: городское освещение, транспорт, дороги, пляжи и т.п.

Свойства смешанных  общественных благ:

- «привязка к месту»: потребление их невозможно вне  ограниченной области;

- ограниченный доступ: неисключаемость и неделимость лишь до определенного уровня потребления;

- коллективное потребление

- перегружаемость (переполняемость): свойство неизбирательности в  потреблении выполняется лишь  до определенного момента. Появление  дополнительных потребителей снижает  полезность уже существующих пользователей: пляжи, бассейны, библиотеки, мосты, дороги и т.д.

 

Вопрос 4. Квазиобщественные  блага

Квазиобщественные, социально-значимые или достойные блага -  это смешанные ОБ, потребление которых считается желательным из политических или социальных целей общества: здравоохранение, образование, культура и т.п. Они легко поддаются рыночному ценообразованию. Но из-за позитивного эффекта для общества это является нежелательным. Правительство берет на себя затраты по их производству. (ущерб здоровью нации, снижение общего уровня грамотности)

Иногда ограниченность информации, низкий уровень образования  не позволяют потребителю сделать  правильный выбор. Поэтому государство  считает возможным нарушать суверенитет  потребителя: при появлении тенденций. росте социально-вредных привычек(табак, алкоголь, наркотик) и недостаточном потреблении социально-значимых, нарушить суверенитет потребителей. Государство стимулирует потребителей к обязательному среднему образованию, всеобщей вакцинации, ежегодным медицинским осмотрам и т.д.

Проблема государственного патернализма состоит в том, что  он всегда в большей или меньшей  степени основан на авторитарных действиях. Смешанный характер КОБ  благ может стать прикрытием для  «экспансии» государства в рыночные отношения. Поэтому перечень государственных действий должен быть строго определен. Задача государства - правильная оценка потребностей населения, масштабов необходимых общественных услуг и путей их финансирования.

Вопрос 5. Формирование спроса на общественные блага

ОБ не может быть предоставлено одному потребителю в меньшем количестве, чем другому. Весь произведенный объем выпуска потребляется целиком. Таким образом, объем потребления равняется объему его предложения.

Дифференциация запросов потребителей выражается в дифференциации их готовности платить. Потребителю нет необходимости целиком брать на себя «цену», по которой благо поставляется сообществу, достаточно внести некоторый вклад, соответствующий персональной готовности платить (предельной выгоде). Предельная выгода – это прирост полезности от потребления общественного блага, выраженный в денежной форме.

Специфика формирования спроса на ОБ – стремление потребителей  недооценить полезность («псевдоспрос»). Поскольку исключение из потребления  в случае неуплаты невозможно, нет и готовности платить, есть желание уклониться от участия в их оплате. Такое явление получило название проблемы «зайцев» или эффекта безбилетника.

 Впервые термин «безбилетника» был предложен американским экономистом М. Олсоном в 1965 г. Люди занижают объемы общественных товаров, которые они хотели бы иметь, и свою готовность к уплате, надеясь «проехать» за счет других.

Показатели  рыночного спроса на общественное благо  занижаются либо скрываются вовсе. Поэтому  рыночный спрос на такой товар  не создает достаточный доход для покрытия издержек производства. Поэтому страны с развитой экономикой не надеются на добровольные взносы, а финансируют производство ОБ за счет принудительных взиманий налогов и других обязательных платежей.

 

Тема 12. Теория общественного выбора

 

Цели изучения темы:

- рассмотреть исходные  положения концепции общественного  выбора;

- изучит особенности  голосования в условиях представительной  демократии;

- определить роль бюрократии  в теории общественного выбора;

- рассмотреть  проблемы, связанные с несовершенством (фиаско) государства.

 

План:

    1. Методология общественного выбора
    2. Политика как обмен
    3. Общественный выбор при прямой демократии
    4. Группы специальных интересов
    5. Фиаско государства
Рекомендуемая литература

1. Курс экономической  теории /Под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: «АСА», 2005.

2. Нуреев Р.М. Курс  микроэкономики. – М.: Норма, 2004.

3. Нуреев Р.М. Теория  общественного выбора.– М.: Изд.  дом ГУ ВШЭ, 2005.

4. Стиглиц Дж. Экономика  государственного сектора /Пер.  с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997.

5. Туманова Е.А., Шагас  Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого  подхода. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Якобсон Л.И. Экономика  общественного сектора. Основы  теории государственных финансов. – М.: Наука, 1995.

 

Вопрос 1. Методология  общественного выбора

Теория общественного  выбора - составная часть экономической  теории (новая политическая экономия), изучает политический механизм формирования экономических решений. Экономика  и политика взаимодействуют друг с другом. Если рынок выявляет индивидуальные предпочтения относительно частных благ, то государство выявляет предпочтения относительно производства общественных благ. ТОВ объясняет 1) взаимосвязь между политикой и экономикой, 2) специфику принятия политических решений и 3) методы вмешательства в рыночную экономику.

Общественный выбор - это процесс нерыночного принятия решений по поводу производства и распределения общественных благ. ОВ осуществляется через систему политических институтов (гос-во; партии; общественные организации, преследующие политические цели).

Общественный  выбор основан на следующих концепциях (концепция – определенный способ понимания явления, точка зрения, основная идея):

  1. Концепция экономического человека. В ходе общественного выбора поведение людей является рациональным: граждане преследуют личные выгоды и представляют свои предпочтения как товары. В роли избирателя они оценивают все предложения и останавливаются на наилучшем для себя варианте. В роли политика люди создают свои программы с целью максимизации голосов. В отличие от товарного рынка потребители ОБ не обладают полной информацией о политической деятельности,т.к. ее получение такой связано с большими затратами (время, изучение состояния проблем, законов и т.д.). Издержки на получение такой информации меньше предельных выгод.
  2. – Индивидуализм. Отрицается коллективная рациональность. Политики и избиратели преследуют индивидуальные цели. Политик стремится к успеху, чтобы добиться популярности быть избранным на новый срок. Коллективные действия – это действия отдельных людей в составе коллектива. Поиск общественного интереса вне интересов отдельных людей считается несбыточным.

Политика рассматривается как сфера взаимовыгодного обмена, рынок товаров представляется как аналог политического рынка.

 

Вопрос 2. Политика как обмен

Политика – это  система обмена, в которой люди коллективно стремятся к достижению своих частных интересов. Не все потребности могут реализоваться через рыночный обмен. На рынке люди меняют товары на деньги и деньги на товары, а в политике – соглашаются платить налоги в обмен на общественные блага.

На рынке действуют  покупатели и продавцы. Участники политического процесса:

1) Избиратели. Потребители общественных благ выражают свои интересы (спрос) через механизм голосования. Избиратели более ограничены в выборе, чем покупатели товаров на рынке, т.к. не обладают всей информацией об общественном благе.

2) Политики определяют цели развития и средства их достижения, пытаются добиться одобрения своих программ (формируют спрос). Политики – это своего рода предприниматели, которые заинтересованы в спросе на их продукцию со стороны избирателей, действуют не по принципу самоокупаемости, а из-за необходимости переизбрания, максимизируют они не прибыль, а престиж.

Информация о работе Лекции по "Микроэкономике"