Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:58, шпаргалка
Шпаргалки по микроэкономике
Необходимость в хозяйственной деятельности и вызывается имеющимися потребностями. Однако фирма или иной предприниматель совсем не озабочены стремлением удовлетворить ту или иную общественную потребность.
1. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне, каким образом фирмы планируют численность рабочих, как потребители принимают решения о покупке товара и как на его выбор влияют изменения цен и доходов потребителей. Микроэкономика помогает понять взаимодействие субъектов экономики и в отраслях промышленности.
Микроэкономика исследует цели и средства отдельных экономических субъектов, условия совместимости их хозяйственных планов, механизм взаимодействия и координации индивидуальных хозяйств. В современной экономике эта координация в значительной степени осуществляется через механизм рыночного ценообразования, который и является основным предметом исследования микроэкономики. Но вместе с тем, представляя собой часть экономической теории, микроэкономика имеет ряд своих отличительных черт, особенностей, которые придают ей специфику, делают особым разделом экономической теории.
Первая особенность заключается в том, что микроэкономика главное внимание уделяет изучению не целого (экономика всей страны), а отдельных экономических единиц. Вторая особенность микроэкономики – ее опора на исходное предположение о рациональности действий экономических субъектов. Эта рациональность с точки зрения экономики состоит в том, что субъект определяет, с одной стороны, выгоды своих действий, а с другой стороны, затраты и сопоставляет их друг с другом.
3.Критериями различения форм хозяйства являются:
а) характер связи между производством и потреблением;
б) способ включения индивидуального труда в совокупный труд общества;
в) способ координации экономической деятельности.
Для любой формы общественного хозяйства центральной проблемой является проблема включения индивидуального труда в общественный - это и есть форма связи производства и потребления, форма организации всего общественного хозяйства. Какова эта форма, таков и тип общественного хозяйства. В этой связи различаются, натуральное хозяйство, товарное (рыночное) хозяйство и тщательно регулируемое хозяйство.
Натуральное хозяйство - это такая система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Оно развивается по формуле: «производство - распределение — потребление», Натуральное хозяйство отличается застойным характером, ибо ручной и неспециализированный труд отличается очень низкой выработкой продукции. Вследствие этого количество благ в расчете на одного жителя страны почти не увеличивается, а потребности людей долгое время остаются традиционными.
Товарное хозяйство - это такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Изготовленная продукция поступает на рынок для обмена на другие изделия и лишь затем попадает в сферу потребления. Рыночный обмен устанавливает экономические связи между производителями и потребителями товаров. товарное производство - тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Одной из причин его возникновения является общественное разделение труда. Другой причиной является хозяйственное обособление людей для изготовления какого-то продукта.
Формы общ хоз-ва
7.История развития рынка позволяет выделить следующие его типы: неразвитый, свободный, регулируемый и деформированный.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:
1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;
2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
3) абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
4) абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. ); осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов - продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;
5) абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д. );
6) ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
7) цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;
8)отсутствие монополизма (один производитель), монопсонии (один покупатель) и невмешательство государства в функционирование рынка.
Свободный рынок - это абстракция. В настоящее время, да и в прошлом (в различных объемах) имеет и имело место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.
Цивилизованный (регулируемый) рынок - это результат цивилизации и гуманизации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности.
Следовательно, рынок должен быть регулируемым с тем, чтобы снять или как-то ограничить его отрицательные последствия.
Дело в том, что рынок может регулироваться:
- с помощью своего собственного рыночного механизма (конкуренции, прибыли, цен, спроса и предложения);
- а также государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т. д.
Государство в определенной степени обеспечивает условия функционирования рынка, и чрезмерное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации.
Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной системы:
1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;
2) чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении; отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;
3) монополизм производителя (большинство предприятий были единственными изготовителями той или иной продукции) и торговца;
4) несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым годом возрастает;
5) чрезмерный рост цен, безудержная инфляция - нарушение денежного обращения, бюджетный дефицит, эмиссия денег и т.д. ;
6) расцвет теневой экономики, "серого" и "черного" рынков;
7) развал общенационального рынка, попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;
8) замена товарно-денежных отношений товарным (бартерным) обменом;
9) деформация экономических интересов всех субъектов рыночных отношений (например, у торговцев: не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйственной деятельности;
10)отсутствие у потребителя права выбора товара.
Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать безработицу, инфляцию, нестабильность, необходимо создать нормальные условия для функционирования рынка и последующего его развития.
8. Развитие рынка в переходной экономике России осуществляется по трем
направлениям:
1) в рамках корпоративно-монополистических форм крупных хозяйственных систем.
Именно эти системы являются действительно независимыми, экономически
обособленными, осуществляющими хозяйственную деятельность на свой страх и
риск. Взаимодействие между ними носит действительно рыночный характер, хотя
оно подчинено соображениям извлечения монопольной сверхприбыли и
обеспечивания устойчивости этих номенклатурно-корпора-тивных групп. Важнейшая
задача продвижения к рыночной экономике состоит в сломе этой корпоративно-
монополистической власти и развитии реальной самостоятельности для всех
хозяйственных организаций и мелких предпринимательских структур, различных
форм свободного ассоциирования;
2) там, где ранее товарные экономические отношения не возникали. Это касается
рынка недвижимости, жилья, финансов, денежных ресурсов;
3) формирование новых рынков, которые характеризуют новое направление
эволюции – возникновение рыночных отношений труда и капитала, становление
рынков рабочей силы и капиталов, генезис которых является специфической
чертой переходной экономики.
Развитие рынка в России, как и во всем мире, происходит при обстоятельствах,
которые люди не свободно выбирают, а которые имеются налицо, даны им и
перешли от прошлого. Это позволяет выделить общие закономерности и условия
развития рынка и специфические – для России.
9.Многокритериальный характер системы и структуры рынка
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный в объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
тесная связь между ее элементами;
определенная устойчивость этих связей;
целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
По объектам рыночного обмена можно выделить и агрегированные (укрупненные) рынки: товарный (средств производства, товаров и услуг, труда или рабочей силы, ноу-хау) и денежный (денежный, ценных бумаг, валютный, инвестиций и др.). Можно выделить и частные рынки отдельных товарных групп или товаров (мяса, одежды, обуви кожаной, резиновой, валяной и т.д.).
На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (главным образом акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первично размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а так же продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. По субъектам различают рынки:
покупателей;
продавцов;
государственных учреждений;
промежуточных продавцов — посредников.
а рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Рынок продавцов характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций. Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. По общественному разделению труда различают рынки:местный (локальный);региональный;
по соответствию действующему законодательству:легальный;
13.Предложение характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает её суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.
Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности (см. Кривая производственных возможностей), состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.
Закон предложения
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
8.Размеры рынка
14. Теория рыночного равновесия исходит из постулата о том, что рынок стремится к равновесному состоянию между спросом и предложением. Регулятором объемов спроса и предложения является цена. Так, низкие цены стимулируют рост объемов спроса при одновременном снижении объемов предложения. Покупатели стремятся купить как можно больше, а производители — произвести как можно меньше. Высокие же цены, наоборот, стимулируют увеличение объемов предложения при одновременном уменьшении спроса. Таким образом, нахождение равновесных объемов спроса и предложения согласно теории рыночного равновесия с неизбежностью приводит к достижению соответствующей равновесной цены. Рыночная цена всегда стремится к достижению равновесного состояния через равновесные, одинаковые объемы спроса и предложения. 4 правила спроса и предложения: 1.увеличение спроса вызовет рост как равновесной цены так и равновесного товара.2.при уменьшении объема спроса упадет равновесная цена и равновесный товар.3. Рост предложения товаров вызовет уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного товара. 4. уменьшение предложения вызовет увеличение цены и уменьшение кол-ва товара.