Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:58, шпаргалка
Шпаргалки по микроэкономике
15. Эластичность спроса. это показатель чувствительности объема спроса к изменению одного из его факторов. Эластичность относительно цены показывает насколько изменится объем спроса при изменении цены на 1%.
1. неэластичный спрос при изменение цены на 1% спрос изменяется меньше чем на 1%. выручка падает цена падает.
2.эластичный спрос. Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% на каждый 1% снижения его цены. Означает сильную реакцию.
3.Единичная эластичность. Приобретаемое кол-во товара возрастает вдвое вследствие снижения его цены в 2 раза. Цена и выручка не изменяется.
4.абсолютно эластичный спрос, когда цена не зависит от спроса.
5.нулевая эластичность. Спрос не зависит от цены выручка растет.
19.В настоящее время существуют две основные концепции происхождения денег:
1.Рационалистическая
2.Эволюционная.
Рационалистическая концепция происхождения денег исторически возникла первой. В ней для объяснения появления денег и развития их форм используется субъективистско-
Эволюционная концепция происхождения денег была впервые разработана К. Марксом. Для объяснения необходимости денег он использовал историко-материалистический подход, согласно которому в процессе производства люди независимо от своей воли вступают в определенные необходимые производственные отношения, развивающиеся по объективным законам. С этих позиций происхождение денег объясняется объективными закономерностями развития воспроизводства. Эволюционная концепция доказывает, что деньги появились не одномоментно, в силу закона или соглашения, а стихийно, в результате длительного процесса развития обменных отношений. Другими словами, деньги являются объективным результатом развития процесса товарного обмена, который сам по себе, независимо от желания людей, постепенно привел к стихийному выделению из общей массы товаров специфического товара, который начал выполнять денежные функции. В данной концепции появление денег связывается с началом перехода от натурального хозяйства к товарному, с развитием форм стоимости (форм выражения стоимости). Объектом исследования является товар как единство потребительной и меновой стоимостей.
В настоящее время наиболее распространенной является следующая характеристика сущности денег:
- деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом;
- деньги - это средство, с помощью которого можно измерять и сохранять стоимость;
деньги - это товар товаров, непосредственно обмениваемый на все остальные товары (К.Маркс).
Сущность денег проявляется в обслуживании процесса обращения, с помощью выполняемых ими функций:
1. Основные:
- Деньги, как мера стоимости;
- Деньги, как средство обращения.
2. Производные:
- Деньги, как средство платежа;
- Деньги, как средство накопления и образования сокровищ;
Мировые деньги.
20.Современная эволюция денег характеризуется демонетизацией золота, которая означает полную утрату золотом позиций товарного эквивалента, прекращение волнения им всех денежных функций. Процесс демонетизации не единовременный а постепенный и длительный во времени. Для понимания современной эволюции денег следует различать понятия деньги и денежный товар. Денежный товар лишь часть общего понятия деньги. Это ценные бумаги. Вытеснение золота кредитными деньгами происходит путем использования кредитных карточек. Следующим этапом процесса эволюции денег стал выпуск дебет-карточек, которые получили широкое распространение благодаря системе автоматической выдачи наличных. Их еще называют электронные деньги. Большое распространение сейчас получает старт-карточка в которую вмонтирован микрокалькулятор, она имеет собственную память и представляет собой по сути электронную чековую книжку. Хорошо известна система СВИФТ эта система электронной передачи информации по международным банковским расчетам через спутниковую связь.
21.Бюджетное ограничение выступает в роли барьера на пути к совершению на рынке сделки купли-продажи, оно может возникнуть вследствие нестабильности цен или доходов. Иными словами, экономический субъект имеет возможность выбора только в рамках имеющейся у него денежной суммы. Главным неценовым фактором является уровень дохода, поскольку посредством него определяется платежеспособность экономического субъекта, т. е. его возможность осуществить те или иные покупки. Величина дохода играет самую важную роль при формировании спроса и оказывает существенное влияние на установление рыночного равновесия. Одним из важных ограничителей является время. Часто его не хватает чтобы осуществить все задуманное. Бюджетная линия это совокупность точек каждая из которых показывает некоторую комбинацию из двух товаров А и В которую можно приобрести полностью израсходовав весь доход. Все точки слева от линии или на ней характеризуют поле выбора потребителя. Оно может менять свою форму и размеры в зависимости от доходов.
25. Кривая безразличия представляет собой линию, которая содержит в себе все комбинации товаров и услуг, дающих одинаковую полезность. Иными словами, потребителю все равно, какое соотношение предпочесть.Кривая безразличия описывается обратной пропорциональностью в потреблении заданных благ А и Б, соответственно она имеет отрицательный наклон. Иными словами, когда мы отдаем предпочтение одному типу блага, второе автоматически начинаем потреблять меньше. Это как составные части единого целого. Дело в том, что величина дохода строго ограничена, и вследствие стремления потребностей к положительной бесконечности просто невозможно купить все и сразу, чем-то обязательно придется на данный момент времени пожертвовать. Можно сделать вывод, что данные товары не являются заменителями (субститутами) и наиболее ценны именно по отдельности. Если говорить о товарах-заменителях, то их взаимосвязь описывается простой линейной функцией, которая и является на плоскости кривой безразличия. Вообще кривая безразличия не может быть представлена в единственном варианте. Она зависит от уровня потребления, поэтому может легко «скользить» в пределах плоскости, в которой мы ее рассматриваем. Соответственно данная кривая смещается вверх при росте потребительского спроса и, наоборот, вниз при его падении.
Рассмотрим некоторые свойства кривых безразличия:
• кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ X и Y существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон;
• кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выше отмечалось, что при увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине;
• абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой замещения;
• кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности. Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные уровни полезности, не могут пересечься;
• возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ. Кривую безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя.
26. поведение потребителя можно представить как экономически сложный процесс обобщения и анализа потенциальных потребностей и привычек, которые так или иначе формируют величину спроса и оказывают значительное влияние на структуру предложения на потребительском рынке. Следует отметить, что экономически человек – существо рациональное, поэтому он ищет наибольшую выгоду от сделок, т. е. стремится сделать такую покупку, которая удовлетворила бы его потребности и в то же время подходила по цене. Здесь не последнюю роль играет система относительных цен. Это означает, что потребитель между двумя товарами, одинаковыми по всем качественным характеристикам, но различающимися по цене, непременно выберет более дешевый.
Полезность блага характеризует его важность, необходимость в приобретении для экономического субъекта. Соответственно товары, которые направлены на удовлетворение первичных потребностей, наиболее полезны.
В связи с этим можно сказать, что потребительское поведение может быть изучено с точки зрения определенных факторов. Это позволит составить общую модель рационального потребителя:
1) субъект всегда стремится к рациональности на основании существующих потребностей, он принимает решение, ставит цель и пытается извлечь максимальную пользу из своих действий;
2) экономический выбор осуществляется исключительно на основе потребительских предпочтений и возможностей, и как факт, совершаются торговые сделки на рынке товаров и услуг;
3) наличие бюджетных ограничений. Покупатель, приобретая товары и услуги, рассчитывает только на денежную сумму своего дохода или сбережений. Порой эта величина сильно ограничивает субъекта в выборе, особенно если заработная плата или другие факторные доходы не соответствуют динамике цен в стране и уровню жизни; 4) важным условием покупки является ее доступность по цене, а также существующее противоречие между ценой и качеством. Стремление купить более дешевый товар не всегда оборачивается выгодой для потребителя, поскольку такой товар может иметь отрицательные характеристики, вредные для здоровья. Однако существует ряд случаев, когда цена не отвечает за качество, например, распродажи, скидки и другие программные акции фирм-производителей.
27. Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей Кривые безразличия отражают систему предпочтений индивидуума, но для анализа потребительского выбора необходимо учесть
ограниченность ресурсов (а именно дохода). Для этого вводится понятие бюджетного ограничения. Оно показывает, какое количество благ можно приобрести при данных ценах и доходе:
Бюджетная линия — геометрическое место точек, каждая из которых определяет такую комбинацию из двух товаров, затраты на покупку которых равны между собой и ограничены доходом потребителя.
Цель потребителя сделать покупки таким образом, чтобы обеспечить себе максимум полезности в рамках своего бюджетного ограничения.
Равновесие потребителя соответствует такой комбинации покупаемых товаров, которая максимизирует полезность при данном бюджетном ограничении
Равновесие потребителя — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность от расходования ограниченного (фиксированного) дохода.
В точке оптимума
Линия “доход—потребление” соединяет множество равновесных комбинаций товаров при изменении дохода потребителя и показывает, как изменяется объем спроса на тот или иной товар в зависимости от дохода потребителя.
Кривая “доход—потребление” позволяет построить индивидуальную кривую Энгеля, отражающую зависимость между доходом потребителя и расходами на приобретение благ.
Закон Энгеля — закономерность, в соответствии с которой при увеличении дохода потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости — в меньшей степени, чем увеличивается доход
Линия “цена—потребление” соединяет множество равновесных комбинаций товаров при изменении цены одного из них и показывает, как изменяется объем спроса на тот или иной товар в зависимости от ее цены.
На основе кривой “цена—потребление” можно построить линию индивидуального спроса данного потребителя
Эффект замены всегда однонаправлен, направленность эффекта дохода зависит от категории товара — с ростом реального дохода спрос на “нормальный” товар под воздействием эффекта дохода увеличивается, а на товар “низшего качества” уменьшается; при снижении реального дохода имеет место обратная ситуация.