Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:33, шпаргалка
Ответы на 58 вопросов.
1 Предмет микроэкономики
Непосредственным
предметом микроэкономики является
эффективное использование ограниченных
ресурсов, принятие решений отдельными
субъектами экономики в условиях экономического
выбора. Редкость ресурсов в экономической
науке понимается как их недостаточность
для достижения огромного количества
различных целей, которые ставят перед
собой люди для удовлетворения своих потребностей
и желаний. В микроэкономической теории
особое значение имеет изучение: экономического
поведения людей, принятие экономическими
субъектами решений и осуществление ими
экономических действий в условиях выбора
одного из альтернативных вариантов, исходя
из редкости благ и их ограниченности.
Микроэкономику отличает особый подход
к затратам и результатам, а понятие альтернативные
издержки является одним из исходных.
Главная задача субъектов микроэкономики
заключается в том, чтобы осуществить
экономический выбор, обусловленный ограниченностью
ресурсов. В любом обществе ограниченность
ресурсов предполагает сделать выбор
с целью решения следующих вопросов: что
производить, как производить и для кого.
2 Методы микроэкономического анализа
Важнейшими из них
являются: предельный
анализ, или маржинализм, суть -экономические
явления анализируются не только в законченном
(изучение общих, средних величин), но и
в постоянно изменяющемся виде.
Функциональный анализ, отражающий
принцип взаимной зависимости экономических
явлений. В исследуемом явлении выделяется
определенная существенная характерная
черта, а затем определяются влияющие
на нее силы – факторы. Когда факторы установлены,
определяется способ их взаимосвязи с
ранее выделенной характеристикой – функция.
Графический метод – независимая переменная
(аргумент) обычно откладывается на оси
ординат, а зависимая (функция) – на оси
абсцисс. Равновесный
подход означает, что микроэкономика
изучает состояние относительной стабильности
системы, т. е. когда отсутствуют внутренние
тенденции к изменению такого состояния.
Моделирование экономических
явлений и процессов, т. е. исследование
объектов познания осуществляется не
непосредственно, а косвенно, путем моделей.
Экономическая модель
– упрощенное представление о взаимосвязях
между экономическими переменными.
3 Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм и ординализм.
Потребитель ведет себя рационально, это значит, что он стремится получить максимум полезности при ограниченном доходе и заданных ценах покупаемых товаров. Полезность – свойство товара удовлетворять потребность человека. Существуют две концепции, объясняющие поведение потребителя: кардиналистская и ординалистская.
В кардиналистском (количественном) подходе предполагается, что потребитель может измерить полезность потребляемых благ количественно, в условных единицах ютилях (от английского utility – полезность).
Общая полезность (total utility) – это полезность, которую получает человек от потребления всего количества блага.
Предельная полезность (marginal utility) – это полезность, получаемая от потребления дополнительной или последней единицы блага.
В
ординалистском (порядковом)
подходе предполагается, что ни общую
полезность, ни предельную измерить невозможно,
но потребитель может сравнивать наборы
благ и выбрать из них лучший.
4 Аксиомы ординалистского подхода. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения.
Аксиома полной упорядоченности. Потребитель может сравнить любые два набора товаров, и указать какой из них лучше или равнозначен.
Аксиома ненасыщаемости. Потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.
Аксиома транзитивности. Если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равноценен набору С, то А и С тоже для него равнозначны.
Аксиома
независимости. Удовлетворение потребителя
зависит только от количества потребляемых
им благ и не зависит от количества благ,
потребляемых другими. Если нанести на
рисунок все наборы товаров, которые имеют
одинаковую полезность для потребителя,
получим кривую безразличия.
Рис. 2.1 - Карта кривых безразличия.
По осям отложены количества двух благ X и Y.
Кривая безразличия U2 имеет более высокий уровень полезности, чем кривая U1.
При движении вдоль кривой безразличия U1 от точки А к точкам B, C, D потребитель согласен отдать все меньше товара Y, что бы получить дополнительную единицу товара X. Кривая безразличия – это множество точек, каждая из которых отражает наборы двух благ имеющие одинаковую полезность для потребителя.
Свойства кривых безразличия:
Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
Чем выше расположена кривая безразличия, тем выше уровень полезности.
Через любую точку на плоскости можно провести кривую безразличия, которые образуют карту кривых безразличия.
Кривые безразличия не пересекаются.
Кривые безразличия выпуклы к началу координат.
Предельная норма замещения благом X блага Y (MRSXY) - это количество блага Y, от которого потребитель согласен отказаться, что бы получить дополнительную единицу блага X на единицу, при неизменном уровне полезности:
5 Бюджетная линия потребителя, ее свойства. Графическая интерпретация равновесия потребителя.
Карта кривых безразличия отражает предпочтения потребителя, однако он не может купить любое количество товаров, поскольку ограничен в доходах. Возможности потребителя заданы бюджетной линией.
Если потребитель весь свой доход I расходует на покупку двух товаров X и Y и не делает сбережений, то получим уравнение бюджетной линии:
На рис. изображена бюдж.линия I1, при повы-ии цены на товар X бюджетная линия повернулась в положение I2. При увел-и дохода и неиз-ых ценах, бюджетная линия сдвинулась параллельно вверх в положение I3. Рассмотрим ее свойства:
1. Точки пересечения бюджетной линии с осями показывают мак-ное кол-во товара X (или Y), которое может купить потребитель на свой доход.
2. Наклон бюджетной линии равен соотношению цен товаров .
3. При изменении цены на один из товаров, бюджетная линия изменяет наклон (поворачивается).
4. При изменении дохода потребителя, бюджетная линия сдвигается параллельно вверх или вниз.
Для того,
что бы найти равновесие
потребителя необходимо совместить
на одном графике кривую безразличия и
бюджетную линию
Точка Е на кривой безразличия U2 – обеспечивает максимум полезности при данном доходе потребителя. В точке А потребитель тратит весь свой доход, но получает более низкую полезность. Наборы товаров на кривой безразличия U3 имеют самую высокую полезность, но не доступны при данном уровне дохода потребителя. Потребитель стремится получить максимум полезности при заданном доходе. Он выберет точку, в которой кривая безразличия касается бюджетной линии – это точка E. Если бы он выбрал точку пересечения А, то двигаясь вдоль по бюджетной линии вверх, он попадает на более высокие кривые безразличия до тех пор пока не достигнет самой высокой U2.
В точке равновесия потребителя наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают, т.е. соблюдается равенство:
После преобразований,
получим, что в условии равновесия
потребителя отношение
,
6 Изменение цены товара и кривая «цена-потребление». Построение кривой индивидуального спроса.
При пони-и
цены на товар Х бюджетная линия изменяет
свой наклон (см. рис. 2.4), потребитель теперь
может приобрести большее количество
товара Х, если он израсходует на него
весь свой доход. В то же время ему становятся
доступными все более высокие кривые безразличия.
Равновесие потребителя смещается из
точки А в точку В. Если
соединить все точки равновесия потребителя
с постоянным доходом но разными ценами
товара Х, получим кривую PC, которая называется
кривой «цена-потребление».
Рис. 2.4 – Кривая цена-потребление и построение кривой индивидуального спроса.
а) Кривая цена-потребление проходит через точки равновесия потребителя для разных уровней цены товара Х.
б) На графике б) отмечают цены на товар Х на вертикальной оси и количество товара Х на горизонтальной. Для каждой цены товара Х существует равновесие потребителя на графике а) из которого можно найти объем покупок товара Х. Например, при цене P1 равновесие потребителя сложилось в точке А, объем спроса на товар Х был равен Q1. При цене P2 равновесие потребителя сложилось в точке В, объем спроса на товар Х был равен Q2. и т.п. Соединяя полученные точки на графике б) получим кривую индивидуального спроса на товар Х.
Кривая
цена-потребление (PC
– price-consumption) – это множество всех оптимальных
комбинаций товаров X и Y при изменении
цены товара X и неизменном доходепотребителя.
7
Изменение дохода потребителя
и кривая «доход-потребление».
Сдвиги кривой индивидуального
спроса. Кривые Энгеля.
Кривая
доход-потребление (IC) – это множество
оптимальных комбинаций товаров Х и У
при изменении дохода потребителя и неизменных
ценах товаров Х и У. Для нормальных
товаров кривая имеет положительный наклон.
Для низших товаров - отрицательный
наклон.
Рис. 2.5 – Кривая доход-потребление.
а) товары Х и У – нормальные.
б)
товар Х низший, товар У – нормальный.
Кривая Энгеля – это кривая доход-расходы,
которая показывает как изменяются расходы
на определенный вид товаров при изменении
доходов потребителя.
Рис. 2.6 – Кривые Энгеля.
а) и б) – кривые Энгеля для нормальных товаров;
в) – кривые
Энгеля для низших товаров.
Кривые
расходов на все потребляемые товары
могут быть представлены на одном
графике, см. рис. 2.7. Первоначально, при
низких уровнях дохода потребитель
все свои средства расходует на покупку
продуктов питания и одежду. С ростом доходов
потребность в продуктах питания насыщается,
расходы на них стабилизируются. Все больше
средств расходуется на другие товары,
появляются сбережения.
Рис. 2.7 – Кривые Энгеля для нескольких видов товаров.
Биссектриса на
графике означает точки в которых
весь доход равен расходам. Вертикальное
расстояние между кривыми, например,
при уровне доходов I1 равно величине
расходов на конкретный вид товаров.
8
Эффект дохода и эффект
замещения. Совокупный
эффект изменения цены.
Эффект замещения – это изменение объема спроса на товар связанное с изменением относительной цены товара, т.е. при понижении цены товара, его относительная цена понижается (он становится дешевле относительно других товаров) и потребитель замещает данным товаром другие товары.
Эффект
дохода – это изменение объема спроса
на товар связанное с изменением реального
дохода потребителя, т.е. при понижении
цены покупательная способность имеющихся
у потребителя денег повышается и он может
приобрести больше как данного товара
так и других товаров.
Эффект цены – это сумма эффектов дохода
и замещения. Эффект цены всегда отрицательный.
Для нормальных товаров эффект замещения
и эффект дохода отрицательные и общий
эффект цены также отрицательный.
Для низших товаров эффект дохода положительный,
но он перекрывается эффектом замещения,
так что общий эффект цены остается отрицательным.
Исключением из закона спроса являются
товары Гиффена- товары первой необходимости.
Покажем действие эффектов дохода и замещения
для нормальных товаров (рис. 2.8). Первоначально
потребитель располагает доходом I1
который позволяет ему достичь кривой
безразличия U1 в
точке равновесия Е1.
При понижении цены на товар Х бюджетная
линия поворачивается наружу, поскольку
потребитель теперь может купить большее
количество товара Х, это позволяет потребителю
достичь более высокой кривой безразличия
U2, точка равновесия
перемещается в E2.
Увеличение покупок товара Х с Х1
до Х2 отражает действие
эффекта цены.