Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:33, шпаргалка
Ответы на 58 вопросов.
16 Чистая монополия
и эффективность. Экономические
последствия монополии.
Регулирование естественной
монополии.
17 Монополистическая конкуренция и ее основные черты. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Монополистическая конкуренция — это вид несовершенной конкуренции с большим количеством участников рынка, производящих дифференцированный продукт, и относительно невысокими барьерами вступления в отрасль.
Характерные черты монополистической конкуренции:
- число производителей и продавцов относительно большое, много мелких фирм;
- производится
продукция, дифференцированная
- конкуренция
не только ценовая, но и
В данной модели сочетаются монопольная власть над товаром и конкуренция.
В условиях
монополистической конкуренции кривая
предельного дохода (MR) расположёна ниже
кривой спроса производителя (D), и ее наклон
будет составлять половину угла наклона
линии спроса.
В коротком
периоде в условиях мон-кой конкуренции
фирма, максим-щая прибыль, будет стремиться
осуществлять производство при такой
комбинации цены (ОР) и объема выпуска
(OQ), которая уравнивает предельные издержки
(МС) и предельный доход (MR) В этом случае
фирма может извлечь сверхприбыль.
В долгосрочном
периоде максимизация прибыли предполагает
такой объем выпуска, при котором
предельный доход равен долгосрочным
предельным издержкам. В долгом периоде
сверхприбыли стимулируют новые фирмы
ко входу на рынок, что вызывает понижение
кривой спроса для закрепившихся фирм,
т. е. сдвигает кривую спроса влево. Это
означает уменьшение объема продаж при
каждом уровне цен. Вход новых фирм будет
продолжаться до тех пор, пока дополнительные
прибыли не исчезнут.
Фирма
по-прежнему максимизирует прибыль
при такой комбинации цены (ОРЕ)
и объеме выпуска (OQЕ), когда предельные
издержки равны предельному доходу. Однако
в этом случае фирма
извлекает лишь нормальную
прибыль. Равновесие на уровне нормальной
прибыли в долгом периоде аналогично равновесию
фирмы при совершенной конкуренции с той
разницей, что монополистическая конкуренция
вызывает менее эффективную действенность
рынка. В условиях монополистической конкуренции
фирма выпускает меньше продукта и реализует
его по более высокой цене в сравнении
с совершенной конкуренцией. Поскольку
кривая спроса имеет отрицательный наклон,
то она касается долгосрочной кривой средних
издержек слева от точки минимума последней.
Следовательно, размер каждой фирмы меньше
оптимального, вследствие чего на рынке
образуется избыточная мощность.
18 Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность. Избыточные производственные мощности.
Во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности. Во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю. В-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу тре6yeт дифференциации продукта и его совершенствования. В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени, компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.
Избыточная
производственная мощность иллюстрируется
на рис.
Из рис.
видно, что минимум LATC, точка М, в
которой LMC пересекает LATC, расположена
правее точки Е которой соответствует
прибылемаксимизирующий выпуск долгого
периода qE. Эффективность применяемых
в производстве ресурсов достигается
тогда, когда средние издержки в долгом
периоде минимальны. Эта эффективность
будет достигнута при выпуске qM,
соответствующем минимуму долгосрочных
средних издержек (точка М). Но прибылемаксимизирующий
выпуск монополистически конкурентной
фирмы составит лишь qE, что много
меньше qM. Разность между qM
и qE называют избытком мощности.
19 Олигополия и ее основные черты. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии. Типология моделей олигополии.
Олигополия – тип рыночной структуры, характеризующейся настолько малым числом крупных фирм, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
Основные признаки олигополии:
- В отрасли находятся несколько крупных фирм, которые обеспечивают подавляющую долю отраслевого объёма выпуска продукции.
- Фирмы
выпускают однородную или
- Действия
продавцов можно назвать
- Фирмы могут влиять на цену.
- Присутствует множество мелких покупателей, которые не могут повлиять на цену.
- Существенные препятствия на входе в отрасль и выходе.
- Доступ к информации ограничен.
Степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм называется концентрацией рынка. Для изучения концентрации рынка используют ряд показателей.
Коэффициент концентрации – процентное отношение продаж нескольких крупнейших фирм к общему отраслевому объёму продаж (обычно используют для четырёх или восьми фирм). Индекс Херфиндаля – индекс рыночной концентрации, это сумма квадратов долей рынка (выраженных в процентах) всех фирм, продающих продукцию на этом рынке.
H = р12
+ р22 +…+ рn2,
где рi – доля рынка i-той фирмы в %; n – количество конкурирующих фирм.
Различают поведение олигополии:
- Основанное на тайном сговоре (модель, основанная на кооперативной стратегии) – тайный картель.
- Основанное на не тайном сговоре (модели, основанные на некооперативной стратегии), которое включает в себя две группы моделей:
- модели с одновременным принятием решений (модель Курно, модель Бертрана);
- модели
с последовательным принятием решений
(модель ценовой сигнализации и лидерства
в ценах, модель доминирующей фирмы или
лидерства по объёму выпуска).
20 Определение цены и объема производства в условиях олигополии: модели, основанные на кооперативной стратегии.
Если фирмы-олигополисты видят возможности (одинаковые или очень похожие условия спроса и издержек) совместного увеличения своих доходов путём повышения цен и ограничения объёмов выпуска и заключают соглашение о дележе рынка с этой целью, то они образуют картель.
Но у картеля есть внутренние проблемы, затрудняющие их образование и делающие их нестабильными:
1. Различия в спросе и издержках будут означать, что будут отличаться и цены, максимизирующие прибыль для каждой фирмы
2. Дифференциация товаров может как увеличивать, так и снижать вероятность сотрудничества.
3. Когда цены обсуждаются с каждым потребителем отдельно, то вероятность успешного тайного сговора становится меньше. Например, при двусторонней олигополии.
4. При больших по сравнению с общими размерами рынка заказах вероятность успешного тайного сговора снижается.
5. Чем больше фирм, тем труднее достичь тайного соглашения о ценах.
6. успешный тайный сговор требует того, чтобы олигополисты были в состоянии блокировать вступление новых производителей.
7. В случае спада кривые спроса и предельного дохода олигополистов сдвигаются влево, каждая фирма отодвигается на более высокую точку на своей кривой АТС (АС). В таких условиях фирмы, чтобы избежать серьёзных сокращений прибыли, снижают цены в надежде приобрести продажи за счёт конкурентов.
8. Чем сложнее тайное соглашение, тем меньше вероятность того, что оно будет успешным.
9. Установление
квот на выпуск продукции
10. Чем больше времени затрачивается на обнаружение нарушителя соглашения, тем больше соблазн вести нечестную игру.
11. Чем меньше вероятность выявления нарушителя соглашения, тем больше у фирм стимулов вести нечестную игру.
12. Правовые
препятствия: антимонопольное законодательство.
21 Определение цены и объема производства в условиях олигополии: модели, основанные на некооперативной стратегии.
Модель
Курно. Смысл модели Курно состоит
в том, что каждая фирма принимает объем
производства своего конкурента за фиксированную
величину, а затем решает, какое количество
товара производить ей самой.
Предположим, что фирма 1 считает, что фирма 2 не будет производить ничего. В этом случае кривая спроса фирмы 1 окажется и рыночной кривой спроса - D1(0). Соответствующуя кривуя предельного дохода МR1(0). Мы предполагаем, что предельные издержки производства фирмы 1 МС1, постоянны. Как показано на рисунке, объем выпуска, при котором прибыль фирмы 1 максимальна, составляет 50 единиц - это точка, в которой МR1(0) пересекается с МС1. Так что, если фирма 2 не производит ничего, фирме 1 стоит производить 50 единиц продукции.
Предположим
теперь, будто фирма 1 думает, что
Фирма 2 будет производить 50 единиц
продукции. Тогда кривой спроса фирмы
1 окажется рыночная кривая спроса, сдвинутая
влево на 50 единиц. Прибыль фирмы 1 максимальна
при выпуске в 25 единиц — в точке, где МR1(50)
= МС1. Можно сделать следующий вывод:
объем производства фирмы 1, при котором
ее прибыль максимальна, представляет
собой убывающую функцию, которая зависит
от того, сколько, по мнению фирмы 1, будет
производить фирма 2. Она называется графиком
кривой реагирования фирмы 1 и обозначаем
его как Q1(Q2).
Получившийся набор значений объемов производства называется равновесием Курно. При таком равновесии каждая фирма правильно оценивает, сколько будет производить ее конкурент, и соответственно максимизирует свою прибыль.
Модель Бертрана. Как и при модели Курно, при этой модели олигополии фирмы производят однородный товар, каждая из них рассматривает цену конкурентов как постоянную, и все фирмы принимают решение, какую цену на товар установить, одновременно. Таким образом, вместо объемов производства фирмы выбирают цены.
В отличие от модели Курно, в модели Бертрана каждая фирма будет производить больший объём товара, а рыночная цена будет меньше. При модели Курно каждая фирма получает прибыль; при модели Бертрана цены фирм равны предельным издержкам и не приносят никакой прибыли.
Модель Бертрана имеет несколько недостатков:
- когда фирмы производят однородный товар, более естественно конкурировать за счет установления объемов производства, а не цен.
- даже
если фирмы установят цены, и
выбранные ими цены окажутся
одинаковыми (как
22 Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломанной кривой спроса.
Неявные тайные соглашения (картели) обычно неустойчивы, в то время как олигополистические фирмы зачастую испытывают сильное стремление к стабильности, особенно в отношении цены. Вот почему олигополистическим отраслям обычно свойственна негибкость, или жесткость цен. Эта негибкость цен лежит в основе модели ломаной кривой спроса для олигополии.