Ответы по микроэкономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 23:33, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 58 вопросов.

Файлы: 1 файл

шпоры для печати.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Её суть: олигополист будет иметь ''изгибающуюся'' кривую спроса, если его конкуренты станут поддерживать любое проводимое им понижение цен, но игнорировать повышение. Поэтому кривая спроса каждой фирмы  изогнута в точке преобладающей текущей цены Р1 
 
 
 
 
 
 
 

Пусть Р1 будет ценой, господствующей на рынке. Q1 – соответствующий объём выпуска. Если фирма понизит цену до Р2 с объёмом выпуска Q2, то другие фирмы соответственно понизят свои. Продажи по отрасли в целом увеличатся. В данном случае фирма будет иметь примерно такую же долю рынка и будет двигаться вниз по кривой спроса D, которую проведём через две точки.  Напротив, если фирма повысит цену до Р3, то другие не сделают этого. Теперь нанесём на график кривые предельных издержек и предельного дохода. Кривая МС фирмы возрастает как обычно. Кривая МR имеет форму, соответствующую кривой спроса. В левой части МR очень велик; это означает, что доход будет быстро потерян, если фирма станет двигаться вверх по очень эластичной части кривой спроса. В правой части МR значительно меньше, это означает, что лишь небольшой дополнительный доход может быть получен при движении вниз по менее эластичному отрезку кривой спроса. Как показано на рисунке, кривая МС пересекает кривую МR как раз на её переломе. Господствующая цена и будет равновесной для фирмы, потому что ей станет невыгодно перемещаться в любом направлении. 

23 Олигополия и эффективность.  Рыночная власть, ее источники.  Показатели монопольной  власти.

Если  основываться на традиционной точке зрения, то можно отметить следующее: поскольку олигополия близка к монополии, то она ведёт к тем же самым экономическим последствиям, самыми важными из которых являются:

- неэффективное  распределение ресурсов, то есть  Р > МС;

- неэффективное использование ресурсов, то есть Р > АТСmin.

- неэффективное  распределение продукции, то есть  Р > МС.

      Можно даже утверждать, что олигополия является фактически менее желательной, чем  чистая монополия, по той простой  причине, что чистая монополия подвергается в большинстве случаев государственному регулированию, с целью уменьшения злоупотребления рыночной властью. Но главным оправданием существования олигополии является то, что она, по-видимому, наилучшим образом приспособлена для тех видов деятельности, где существует гигантская экономия на масштабах производства.

Рыночная  власть (монопольная власть) возникает, когда фирма получает возможность влиять на цену. В этом случае фирма способна назначать цену выше предельных издержек.  

          Важнейшее различие между конкурентной фирмой и фирмой, обладающей монопольной властью состоит в том, что для конкурентной фирмы Р=МС, а для фирмы с монопольной властью Р>МС. основным источником монопольной власти является эластичность спроса на продукцию фирмы. Эластичность спроса на продукцию фирмы определяют следующие основные факторы:

1. Эластичность рыночного спроса.

2. Количество фирм на рынке.

3. Взаимодействие между фирмами

4. Барьеры для вступления в отрасль.

индексм монопольной власти Лернера, который вычисляется как разность цены и предельных издержек, делённую на цену:

      L=(Р – МС)/P                                                                                                                       

Он всегда имеет значение от 0 до 1. Для совершенно-конкурентной фирмы L = 0. Чем больше L, тем больше степень монопольной власти.

24 Антимонопольная  политика государства:  зарубежный опыт, особенности реализации  в РБ.

есть  два способа контроля:

-регулирование  структуры рынказаключается в изменении структуры отрасли с целью сделать её более конкурентной. Осуществляется при помощи  антимонопольного законодательства (А3) – это набор законов и норм, предназначенных для сдерживания или предотвращения развития монополии.;

-регулирование  поведения фирмы – заключается в ограничение действий фирмы, направленное на повышение конкурентоспособности рынка. Речь идёт о прямом регулировании цен.

Американские  АЗ являются более строгими и имеют более широкий спектр применения.

Западноевропейское АЗ – запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью.

А3 большинства  стран запрещает:

-Договариваться  о ценах.

-Параллельное  поведение – фирма А последовательно  копирует решения фирмы В о  ценах на продукцию.

-Ценовой  демпинг (временное снижение цен).

-Дискриминацию цен в форме разорительной конкуренции.

-Слияние  фирм: горизонтальное и вертикальное, если такие действия уменьшили  конкурентную борьбу.

-Разделение  рынков сбыта. 

-Соглашения  по ограничению выпуска продукции.

-Лишение  конкурентов возможности действовать на данном рынке, блокирование закупок, поставок.

-Бойкот  – полное или частичное прекращение  деловых отношений с аутсайдерами-поставщиками  или потребителем продукции в  целях навязывания своих условий  её реализации.

-Искаженную  информацию о качестве продукции.

-Ложную  рекламу.

-Шантаж  поставщиков и др.

В Республике Беларусь также есть АЗ: «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» от 10.12.92 г. (ред. 02.12.02) и «О естественных монополиях»  от 16.12.02 г. (ред. 20.07.06). Основным критерием определения доминирующего положения является доля хозяйствующего субъекта на рынке определённого товара, превышающая предельную величину, устанавливаемую Министерством предпринимательства и инвестиций. 

25 Рынки ресурсов. Спрос  на ресурс. Предельная доходность и предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс. Эластичность спроса на ресурс.

Спрос на ресурсы является производным от спроса на товары и услуги потребительского сектора, поскольку фирмы покупают ресурсы не для собственного потребления, а для использования их в производстве товаров и услуг с целью реализации последних на потребительском рынке.

Предельную  доходность ресурса  или доход от предельного  продукта ресурса: МRР=МРхР. Доход от предельного продукта, или предельный продукт ресурса в денежном выражении, есть прирост выручки в результате применения каждой дополнительной единицы вовлекаемого фактора производства.

Предельными издержками ресурса  МRС являются дополнительные издержки, на величину которых использование каждой дополнительной единицы ресурса увеличивает общие издержки фирмы.

Для фирмы  будет прибыльным вовлекать дополнительные единицы ресурса до тех пор, пока доход от предельного продукта ресурса  не станет равным его предельным издержкам:

  МRР = МRС.

Кривая  предложения ресурса SL абсолютно эластична при цене труда в нашем примере в 4 денежные единицы.

MRС = W = SL   

Кривая  МRP отражает спрос фирмы на труд, поскольку каждая точка на данной кривой показывает число рабочих L, которых бы фирма наняла при каждой возможной ставке заработной платы.

Рыночный  спрос на ресурс можно определить как сумму объемов спроса на ресурс со стороны всех отраслей при любой данной цене на него.

Ценовая эластичность спроса показывает на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на один процент, при прочих равных условиях. Например, эластичность спроса на труд по его цене, т.е. по зарплате есть:

 

где L – количество труда, W- ставка заработной платы, а ЕL – коэффициент эластичности. 

26 Предложение ресурса. Совершенная и несовершенная конкуренция на рынке ресурса. Условие равновесия максимизирующей прибыль фирмы на рынке ресурса.

Рынок ресурсов занимает ведущее положение  в национальной экономике. В его  систему прежде всего входят рынки труда, капитала и земли как основных факторов производства.

Существуют  рынки ресурсов с совершенной, и  не совершенной конкуренцией. В условиях совершенно конкурентного рынка ресурсов для каждого отдельного покупателя или продавца ресурсов их рыночная цена является заданной величиной, т.е. масштабы закупок ресурсов на уровень их цен не влияют. В условиях несовершенной конкуренции либо покупатель, либо продавец, либо ассоциации покупателей и продавцов могут оказывать влияние на цены данных ресурсов. Продавцы-монополисты обладают возможностью ограничивать предложение на определенных рынках ресурсов, таким образом повышая их цену. В условиях несовершенной конкуренции отсутствуют возможности свободного перелива ресурсов и доступа к информации, а также затруднен вход и выход с рынка. 

27 Рынок труда. Спрос  на труд. Индивидуальное  и рыночное предложение  труда. Равновесие  конкурентного рынка.

Рынок труда представляет собой общественно-экономическую форму движения рабочей силы (труда), соответствующую системе высокоразвитых товарных отношений.

Основными субъектами рынка труда являются:

-контрагенты  трудовых отношений — работники  и работодатели;

-посредники  между работодателями и наемными  работниками;

- представители  органов власти, вырабатывающие  принципы правовой регламентации  отношений на рынке труда, осуществляющие его государственное регулирование и контроль за соблюдением законодательства;

-представители  интересов работников и работодателей  — такие общественные организации,  как профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей и т.д., осуществляющие защиту интересов субъектов трудовых отношений.

К основным компонентам рынка труда относятся: цена труда, конкуренция, спрос и предложение. Цена труда выступает в виде заработной платы; конкуренция в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей — за рабочие руки, а также работников-работодателей — за условия найма; спрос в форме потребности в труде в разрезе отраслей, районов, предприятий и организаций, а предложение в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов, предъявленных на рынке и способных быть туда доставленными.

Оптимальное функционирование рынка труда предполагает поддержание равновесия между спросом и предложением труда. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. При их совпадении она будет равновесной, при превышении спроса над предложением — трудодефицитной, при превышении предложения над спросом – трудоизбыточной.

Эффективность конкурентного рынка  труда проявляется в том, что равновесная заработная плата отражая вклад работников в создание продукта побуждает их к интенсивному использованию трудового потенциала, а взаимодействие продавцов и покупателей в ходе согласования спроса и предложения труда предопределяет перелив последнего в наиболее эффективно использующие данный ресурс отрасли и предприятия. 

28 Рынок труда в  условиях несовершенной  конкуренции:  монопсония, модель с участием  профсоюзов, двухсторонняя  монополия.

На рынках труда чаще всего складывается такая  ситуация, когда один или несколько нанимателей доминируют на рынке конкретной профессии, специальности. Предприниматель здесь не может нанять на постоянную работу неограниченное число работников. Кривая предложения труда, с которой сталкивается предприниматель, уже не горизонтальна, как на совершенно конкурентном рынке труда, где устанавливается единая цена на сопоставимые ресурсы труда, а имеет определенный положительный наклон. Наниматель сам выбирает одну из набора комбинаций "количество — цена", находящихся на кривой предложения труда. Этот рынок мы можем охарактеризовать как монопсонический. Такая ситуация может сложиться, например, в небольшом городе, где единственным работодателем выступает одно предприятие, которое зачастую является градообразующим.

Информация о работе Ответы по микроэкономике