Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 09:03, отчет по практике
Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Анализ инвестиционного развития Липецкой области…………………………..5
2. Основные направления развития инвестиционной системы Липецкой области………………………………………………………………………………………15
3. Проблемы развития инвестиционной деятельности области…………………..20
Заключение…………………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………………..
Министерство образования и науки
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
ОТЧЕТ
о прохождении преддипломной практики
на материалах Администрации Липецкой области
Студент: Вострикова Марина Михайловна № 04МГБ01947
Руководитель от ВЗФЭИ: _____________ к.э.н. Пыльнев Р.В.
Допущен
к защите ______________________________
Оценка
______________________________
Липецк 2009
Государственное регулирование инвестиционной системы Липецкой области
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Анализ инвестиционного
развития Липецкой области……………
2. Основные направления
развития инвестиционной
3. Проблемы развития
инвестиционной деятельности
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Ключевая проблема российской экономики по оценке большинства отечественных и зарубежных экономистов – инвестиции. Само будущее России во многом зависит от того, насколько успешно удастся сегодня увеличить ее конкурентные преимущества за счет эффективного использования всех без исключения инвестиционных возможностей.
Инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
Инвестиционной деятельностью является совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.
Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.
Создание
благоприятных экономических, правовых
и организационно-
Разработка
эффективной и практически
Липецкая область – один из высокоразвитых субъектов Центрального Федерального округа. Регион занимает лидирующие позиции в стране по: объему продукции обрабатывающих производств и производству сельскохозяйственной продукции на душу населения, урожайности сельскохозяйственных культур, темпам привлечения инвестиций, жилищного строительства. Уровень жизни в области один из самых высоких в Центральном федеральном округе.
Объектом исследования работы является инвестиционная система Липецкой области.
Предмет исследования – основные направления и проблемы развития инвестиционной системы Липецкой области.
Основными задачами работы являются: анализ современного состояния инвестиционной системы Липецкой области на основе данных Администрации Липецкой области, определение основных проблем развития инвестиционной деятельности области, а также выявление приоритетных направлений дальнейшего развития инвестиционной системы Липецкой области.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствования финансового и инвестиционного обеспечения экономики Липецкой области в виду того, что оно в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе будет выступать одной из наиболее значимых проблем жизнеобеспечения и развития общества.
1. Анализ инвестиционного развития Липецкой области
В экономике Липецкой области ключевыми приоритетами являются повышение инвестиционной привлекательности в целом и ее отдельных муниципальных образований, активная поддержка эффективных инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной продукции, переход в режим инновационного развития, совершенствование механизма привлечения инвестиций, формирование инвестиционной инфраструктуры области.
Целью инвестиционной политики Липецкой области является обеспечение экономического роста, повышения эффективности экономики и уровня жизни населения.
Главной задачей инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды, формирование условий для технологического обновления основного капитала и производства инновационной продукции.
Липецкая область располагает мощным промышленным потенциалом. Стремление к инновационному типу экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий, расширения их способности к работе на внешнем и внутреннем рынках в условиях жесткой конкуренции.
На активность региональных инвестиционных процессов наряду с такими факторами, как природно-ресурсный потенциал, оказывают большое влияние регионообразующие предприятия, расположенные на их территории. Экономика Липецкой области в значительной степени зависит от развития черной металлургии, так как здесь находится ОАО «НЛМК» (Новолипецкий металлургический комбинат), третий по величине металлургический завод в России. НЛМК является крупнейшим работодателем в области и обеспечивает самые большие налоговые поступления в областной бюджет. Так как данное предприятие ориентировано на экспорт, его зависимость от мировых цен на металлопродукцию оказывает существенное влияние на доходы области. Вместе с тем, у областной экономики есть потенциал для диверсификации благодаря быстрому развитию сектора агропромышленного комплекса. Это способствует росту инвестиционной привлекательности.
Однако вложения в черную металлургию вызывают возникновение вторичных потоков инвестиций, которые, в свою очередь, создают эффект мультипликатора. Важным фактором привлечения инвесторов является подготовленность региона к приему инвестиций, которые являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль в реструктуризации экономики как на макро-, так и на микроуровне, в первую очередь, для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и, на этой основе, решения многих социальных проблем.
В
оценке инвестиционной привлекательности
регионов России имеется целый ряд
нерешенных вопросов. В большинстве
методик для определения
Благополучные с экономической точки зрения регионы, имеющие в своей структуре градообразующие предприятия, более подвержены социальному кризису, чем депрессивные регионы, т.к. их экономическая стабильность зависит от конъюнктуры рынка, на которой функционируют эти предприятия. Поэтому именно на таких территориях необходима реструктуризация и диверсификация экономики.
Рис.1. Специфика формирования региональной инвестиционной политики Липецкой области
Липецкая область является одним из немногих регионов доноров федерального бюджета и на протяжении ряда лет не получает дотаций из Фонда финансовой поддержки регионов. По величине бюджетной обеспеченности занимает 3 место в России после Тюменской области и г. Москвы. [13]
С целью выявления конкурентных преимуществ Липецкой области среди субъектов ЦФО и, соответственно, определения набора адекватных методов региональной инвестиционной политики, проводится анализ инвестиционного климата. Важной качественной характеристикой регионов является рейтинг их инвестиционной привлекательности, получивший признание инвесторов как надежный инструмент для анализа тенденций регионального развития и принятия необходимых решений. В ноябре 2008 года международным рейтинговым агентством «Фитч рейтингз» впервые с 2003 года повышены долгосрочные рейтинги нашей области. По всем рейтингам прогноз «стабильный».
Рейтинг инвестиционной привлекательности 85 российских регионов за 2007-2008 годы подготовило и Национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА». Впервые субъектом РФ, имеющим наименьший риск, стала Липецкая область, которая из года в год улучшала свои позиции по социальному, экономическому, управленческому и экологическому рискам. (Таблица 1). [8; С. 18]
Таблица 1
Регионы с наименьшим интегральным инвестиционным риском
Ранг инвестиционного риска | 2004-2005 гг. | 2005-2006 гг. | 2006-2007 гг. | 2007-2008 гг. |
1 | Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | Липецкая область |
2 | Липецкая область | Белгородская область | Липецкая область | Краснодарский край |
3 | Новгородская область | Республика Башкортостан | Калининградская область | Ростовская область |
4 | Белгородская область | Московская область | Краснодарский край | Республика Татарстан |
5 | Республика Татарстан | Липецкая область | Белгородская область | Калининградская область |
Кризис, который захлестнул мировую экономику в 2009 году, не мог не сказаться на инвестиционной активности, однако местными властями был реализован целый комплекс мер, направленных на минимизацию рисков, связанных с инвестированием. Существенная поддержка была оказана малому бизнесу. Сформирован специальный фонд поддержки малого и среднего предпринимательства в размере 250 миллионов рублей. [13]
В условиях мирового финансового кризиса для регионов наступил переломный этап инвестиционного развития. Рост в Липецкой области будет обусловлен дальнейшим развитием особых экономических зон федерального и регионального уровней, сохранение государственной поддержки реальному сектору экономики. Снижение же объемов инвестиций возможно в случае сохранения рецессии в реальном секторе экономики и, как следствие, отсутствие собственных средств у предприятий для реализации инвестиционных проектов, сокращение бюджетных инвестиций при неблагоприятном бюджетном прогнозе. Пока не отмечается тенденция уменьшения количества предложений от иностранных компаний по организации производств на территории области и отказов в реализации заявленных проектов. Более того, намечены планы на ближайшую перспективу для активизации дальнейшего сотрудничества и расширения круга партнеров для взаимных проектов. Продолжается совместная работа с торговыми представительствами России в Австрии, Испании, Чехии, Франции, в том числе с целью определения потенциальных инвесторов и партнеров для создания совместных производств на территории области.