Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 09:03, отчет по практике
Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Анализ инвестиционного развития Липецкой области…………………………..5
2. Основные направления развития инвестиционной системы Липецкой области………………………………………………………………………………………15
3. Проблемы развития инвестиционной деятельности области…………………..20
Заключение…………………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………………..
Стабильный рост инвестиций в Липецкой области начался с 2000 г. и среднегодовой темп роста за этот период составил более 120%. За период 2000–2008 гг.(2008 год к 1999 г.) инвестиции в основной капитал по области возросли в 6,6 раза, по России в целом - в 2,96 раза, в ЦФО лишь в 2,5 раза.
Важным показателем инвестиционной активности является доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте. Доля инвестиций в ВРП в Липецкой области в течение 2000-2008 гг. находилась в диапазоне 13%–30,6%, что выше среднероссийских показателей (18,7–21%).
По объему инвестиций на душу населения область стабильно находится в первой пятерке среди других субъектов РФ в ЦФО, в том числе по итогам 2008 г. – на втором месте после г. Москвы. [14]
Таблица 2
Основные показатели инвестиционной деятельности в области
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Валовой региональный продукт (млрд. руб.) | 48,1 | 50,6 | 70,6 | 96,2 | 141,8 | 145,2 | 179,1 | 213,8 | 266,3 |
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.) | 6,3 | 8,4 | 11,0 | 17,2 | 26,6 | 30,3 | 44,6 | 64,7 | 81,5 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения (тыс. руб.) | 5,1 | 6,8 | 9,0 | 14,3 | 22,2 | 25,6 | 37,8 | 55,2 | 69,9 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году) | 126 | 122,7 | 117,5 | 140,2 | 137,5 | 100,6 | 134,6 | 129,8 | 106,9 |
Доля инвестиций в ВРП (%) | 13 | 16,6 | 15,6 | 17,9 | 18,8 | 20,9 | 24,9 | 30,3 | 30,6 |
В 2007-2008 гг. среднегодовой рост инвестиций в основной капитал области составил 107 процентов. (Рис. 2). Объем инвестиций в основной капитал почти в два раза превышает доходы бюджета области.
Основная доля инвестиций приходится на обрабатывающую промышленность – 47 – 49 %. Следом идет сельское хозяйство (12 %). Это в три раза превышает средний уровень по стране. На территории области зарегистрировано более трехсот предприятий с участием западного капитала. Их совокупный оборот составляет половину от оборота всех предприятий региона вместе взятых, в то время как на них занято 14 % работников от общего количества трудоспособного населения. При этом ежегодно создается до шести тысяч новых рабочих мест. Наиболее охотно инвестируют в свободную экономическую зону Кипр, Великобритания, США, Италия, Турция и Панама. Самые крупные проекты – предсказуемо – связаны с металлургической отраслью, а также со строительством, сельским хозяйством, пищеперерабатывающим производством. За 2008-2009 годы общая сумма инвестиций, привлеченных в рамках вновь подписанных соглашений, составляет около 85 миллиардов рублей. [13]
Рис. 2. Инвестиции в основной капитал (млрд. руб.)
Липецкая область находится в первой десятке регионов в ЦФО по объему привлеченных иностранных инвестиций, общая сумма привлеченных за период 2000–2008 гг. иностранных инвестиций составила 3351 млн. долл. США. (Таблица 2). (Рис.3). По годам темп роста значительно отличается, а в среднем за год поступление инвестиций из-за рубежа увеличивалось в 1,8 раза.
В экономику области поступили инвестиции из 18 стран. Основные страны-инвесторы – Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Франция.
Объем
накопленных иностранных
Рис. 3. Динамика иностранных инвестиций в экономику Липецкой области (тыс.долл.США)
Таблица 2
Общий объем иностранных инвестиций в 2008 году
Поступило, тыс. долл. США | в % к итогу | |
Всего | 1763284,2 | 100 |
в том числе: | ||
прямые инвестиции | 44406,0 | 2,5 |
из них: | ||
- взносы в уставный капитал | 17012,9 | 1,0 |
- финансовый лизинг | ||
-
кредиты, полученные от |
25262,0 | 1,4 |
- прочие прямые инвестиции | 2131,1 | 0,1 |
портфельные инвестиции | ||
из них: | ||
- акции | ||
прочие инвестиции | 1718878,2 | 97,5 |
из них: | ||
- торговые кредиты | 51035,5 | 2,7 |
- прочие кредиты | 1667668,7 | 94,6 |
- прочие | 174,0 | 0,01 |
Система инструментов и методов поддержки инвесторов является одним из ключевых факторов формирования позитивного инвестиционного имиджа области.
Анализ
инструментов поддержки инвесторов,
предусмотренных нормативно-
Наиболее
массовыми являются - предоставление
налоговых льгот и
Другую группу мер инвестиционной поддержки составляют инструменты сравнительно редкие – из-за того, что они требуют особых условий, имеющихся только в небольшом числе регионов, и/или согласование с федеральными органами власти – это особые экономические зоны, технопарки, инвестиционные проекты с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
В условиях, когда меры поддержки из первой группы не дают региону значимых конкурентных преимуществ на общем фоне, а доступ к инструментам из второй группы ограничен, повышается значение инвестиционных инструментов, имевших раньше второстепенное значение – субсидирование процентной ставки по кредитам. Этот вид государственной поддержки используется практически в каждом втором субъекте РФ.
Формы оказания господдержки при осуществлении инвестиционной деятельности на территории области отражены в ряде нормативно-правовых актов:
Региональная законодательство
Администрация
2. Основные направления развития инвестиционной системы
Липецкой области
Для эффективного использования инвестируемых средств необходимо формирование инвестиционной политики на основе выработки сбалансированного плана осуществления инвестиционной деятельности, разработки тактических мероприятий, которые должны основываться на выявленных приоритетных направлениях инвестирования.
Стратегической целью инвестиционной политики области в условиях низкого ресурсного потенциала является привлечение инвестиций в промышленно-технологическую сферу, в производство новых продуктов с использованием инновационных технологий, развитие агропромышленного комплекса, туризма и рекреации.
С
целью формирования условий для
масштабного привлечения
Анализ создания и развития особых экономических зон регионального уровня всех типов на территории области показывает, что основным сдерживающим фактором их развития, как с позиции своевременности строительства предприятий участниками зон, так и с позиции повышения инвестиционной привлекательности области в целом, является недостаточно развитая инженерная инфраструктура территорий. В связи с этим, определяющим динамику развития условием является финансирование работ по созданию инфраструктуры зон.
Одним из принципов региональной политики на современном этапе являются создание "точек роста" с максимальной концентрацией финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов, последующее распространение их опыта на другие территории, а также государственная поддержка приоритетных проектов регионального развития и инициатив органов местного самоуправления.
Совершенствование инвестиционной политики с целью привлечения инвестиций в развитие высокотехнологичных производств намечается осуществить через проведение следующих мероприятий:
1. Реализация кластерного подхода как инструмента привлечения целевых инвестиций, эффективно усиливающих влияние инвестиционного мультипликатора на темпы экономического развития территорий.
2. Активизация роли органов региональной власти в оказании содействия предприятиям области по включению в федеральные программы, крупномасштабные проекты и проекты государственно-частного партнерства, а также в процессе создания и развития особых экономических зон федерального и регионального уровней.
3.
Повышение инвестиционной
4.
Содействие увеличению объемов
привлекаемых финансовых