Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа
Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие. Отрицательные моменты монополии: установление монопольных цен, торможение монополиями развитие научно-технического прогресса, угроза конкуренции на рынке, проблема монополизации хозяйственной жизни – остаются актуальными на протяжении многих лет.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Сущность монопольной власти и ее источники………………………………4
2 Показатели и экономические последствия монопольной власти……………9
2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………….9
2.2 Особенности современной монополизации экономики…………………..13
3 Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь……………………………………………………………...…………...17
3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………17
3.2 Антимонопольное регулирование в Республики Беларусь……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………………...28
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 30 с., 1 рис., 3 табл., 19 источников
МОНОПОЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ, МОНОПОЛИЗАЦИЯ, ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ
ЭКОНОМИКИ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНОПОЛИЗМ,
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ,
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Объект исследования – монополизм и монопольная власть.
Предмет исследования – источники, особенности и экономические последствия монопольной власти.
Цель работы: изучить источники, показатели и экономические последствия монопольной власти; рассмотреть государственную антимонопольную политику Республики Беларусь и методы ее совершенствования.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ, логический метод.
Исследования и разработки: результатом написания данной курсовой работы стало раскрытие понятия монопольная власть, источники и показатели монопольной власти, ее экономические последствия, современные тенденции монополизации, антимонопольное законодательство в Республике Беларусь.
Область возможного практического применения: результаты, полученные в курсовой работе, могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней расчетно-аналитический
материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого процесса,
а все заимствованные из литературных
и других источников теоретические, методологические
и методические положения и концепции
сопровождаются ссылками на их авторов.
ABSTRACT
Course
work: 30 p., 3 tables, 19 sources
MONOPOLY
POWER, MONOPOLIZATION, DEMONOPOLIZATION OF THE ECONOMY, STATE MONOPOLIES,
STATE ANTIMONOPOLY REGULATION, THE ANTIMONOPOLY LAW
Object of research – monopoly and monopoly power.
Subject of research – sources, features and economic consequences of monopoly power.
Purpose of work: to study the sources, indicators and economic consequences of monopoly power; to explore the state antimonopoly policy of the Republic of Belarus and methods of its improvement.
Research methods: analysis, synthesis, induction, deduction, analogy, generalization, comparison, description, positive and normative analysis, logical method.
Researches and developments: the disclosure of the concept of monopoly power, sources and indicators of monopoly power, its economic consequences, recent trends of monopolization, the state antimonopoly policy of the Republic of Belarus are the results of writing of the course work.
Area of possible practical applications: results obtained in the course work can be used for studying of the course «macroeconomics».
The
author of the course work confirms that the settlement-analytical material
reflects the state of investigated process correctly and objectively,
and all theoretical, methodological and methodical aspects and concepts,
borrowed from the literature and other sources, accompanied by references
to their authors.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
1 Сущность монопольной власти и ее источники………………………………4 |
2 Показатели и экономические последствия монопольной власти……………9 |
2.1
Показатели монопольной власти… |
2.2
Особенности современной |
3
Особенности проявления |
3.1
Развитие монополизма в |
3.2 Антимонопольное регулирование в Республики Беларусь……………….23 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………………...28 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и широкие слои населения. В каждой стране существуют монополии, которые захватывают львиные доли рынка и возникает необходимость ограничивать их влияние, т.е. применять антимонопольную политику. С начала 1990 - х гг. эти проблемы остро стали перед Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых и последовательных мер против монополизма нельзя было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара. Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции. Монополия в чистом виде – явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, ее источники, показатели и экономические последствия.
В Беларуси проблема монополизации экономики связана с существующими, созданными раннее монополиями. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90 % всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.
Цель работы – рассмотрение понятия монопольной власти, ее источников, последствия её деятельности, методы антимонопольного регулирования в Республике Беларусь.
Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие. Отрицательные моменты монополии: установление монопольных цен, торможение монополиями развитие научно-технического прогресса, угроза конкуренции на рынке, проблема монополизации хозяйственной жизни – остаются актуальными на протяжении многих лет.
Чтобы найти решение этой проблемы необходимо поставить следующие задачи: рассмотреть саму сущность монопольной власти, ее экономические последствия, а затем перейти к особенностям проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь и подробнее остановиться на развитии монополизма и на антимонопольном регулировании в нашей стране.
1 Сущность монопольной власти, ее источники
Монополия и порождаемые ею структуры (олигополия, монополистическая конкуренция) характеризуются особым отношением субъекта с экономической средой и влияют на рыночное равновесие выгодным для себя образом.
Монопольная
власть (власть над рынком) определяется
как возможность
Возможностью одновременно влиять на цену и на количество поставляемой продукции обладает только абсолютная монополия, что в реальной действительности случается редко.
Монопольная (рыночная, экономическая) власть не возникает случайно. Формирование её обусловлено монопольным положением субъекта, стремящегося обладать большей мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим престижем. Экономическая власть мощных хозяйственных групп позволяет им произвольно менять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах.Монопольное положение является для монополиста своего рода фактором производства, носителем или источником дохода.
Выделяют четыре источника монопольной власти:
– Исключительные права, предоставляемые производителю на ведение определенного рода деятельности. Такие права могут предоставляться государственными органами власти – например, в отношении предоставления услуг почтовой связи или коммунального хозяйства. Субъектом установления исключительных прав может быть и фирма, когда она предоставляет другой фирме монопольные права на осуществление определенной деятельности в рамках установленной территории. Часто источником монопольной власти, хотя и ограниченной во времени, являются авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период. Таким образом, реализуясь через патенты и лицензии, они позволяют их владельцу занимать монопольное положение на рынке предложения какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некоторой технологии.
– Устойчивые предпочтения потребителей. Являются причиной приобретения монополией власти в ситуации, когда существует устойчивая лояльность торговой марке, и различные виды добросовестной и недобросовестной конкуренции.
– Собственность на производственный ресурс. Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого для производства какого-то товара ресурса, то это, несомненно, обеспечит ей и монополию на рынке данного товара.
- Эффект масштаба. Источником является в том случае, если экономия от
масштаба устойчиво растет с расширением производства вплоть до обеспечения всего долгосрочного рыночного спроса. В этом случае сама конкуренция по цене приводит к тому, что в отрасли останется лишь одна фирма, которая обеспечит наиболее низкие долгосрочные средние издержки.
М.Фридман называет три основных источника монопольной власти:
– технические обстоятельства (когда существование всего одного производителя или предприятия более целесообразно в техническом отношении);
– прямую или косвенную поддержку;
– частный сговор между отдельными лицами [19, с. 25].
Сохраняются наследие административно-командной системы – ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии.
Е.Варга считал, что монопольная власть в сфере производства может быть обусловлена монопольным владением факторами производства, обладанием значительным капиталом, новой техникой, патентами, т.е. технологической монополией, объектами сферы обращения (железными дорогами, автолиниями, торговыми сбытовыми организациями) [19, с. 26].
Условия монопольной власти, единичные или взятые в совокупности, трактуются как причины образования монополии. Так, они сводятся к контролю источников сырья, низким издержкам производства, позволяющим реализовывать товар по низким ценам, недоступным для конкурентов, обладанию патентом на новую продукцию или технологию, к получению от государства исключительных прав на реализацию товара или услуги.
Существуют такие обстоятельства, при которых наличие единственной фирмы в отрасли не означает, что она может обладать монопольной властью. Это относится к естественным монополиям, производящим, как правило, один продукт (услугу) в жизненно важных сферах (отраслях), т.е. там, где экономически выгоднее иметь одну фирму. Следовательно, фирма становится монополией и обладателем монопольной власти в том случае, если приобретает определённые преимущества в виде уникального владения, отсутствующего у конкурентов, также может влиять на цену своего товара, изменяя объёмы предложения. Степень использования монопольной власти зависит от наличия заменителей и от доли продукции отдельного продавца в общих продажах на рынке.
Проблема воздействия монополизма на поведение фирмы вытекает из теории монопольного спроса. Поскольку монополист выступает единственным производителем данного продукта, то спрос на его продукт будет совпадать с рыночным спросом, а кривая спроса на производство продукта монополистом будет совпадать с кривой рыночного спроса, которая является убывающей, и объем продаж можно увеличить лишь путем понижения цены. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена товара, поэтому кривая предельного дохода MR лежит всегда ниже кривой спроса (рисунок 1). Изображая спрос в виде прямой наклонной линии, предельный доход составляет половину угла наклона линии спроса [14].
Информация о работе Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь