Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие. Отрицательные моменты монополии: установление монопольных цен, торможение монополиями развитие научно-технического прогресса, угроза конкуренции на рынке, проблема монополизации хозяйственной жизни – остаются актуальными на протяжении многих лет.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Сущность монопольной власти и ее источники………………………………4
2 Показатели и экономические последствия монопольной власти……………9
2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………….9
2.2 Особенности современной монополизации экономики…………………..13
3 Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь……………………………………………………………...…………...17
3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………17
3.2 Антимонопольное регулирование в Республики Беларусь……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 307.50 Кб (Скачать)

      Монополизация мирового хозяйства, предполагающая сосредоточение в немногих компаниях возрастающей доли мирового выпуска продукции, товарооборота  и капитала, действует как тенденция. Последняя автоматически порождает контртенденцию, которая проявляется в деконцентрации производства и предложения товаров на отдельных мировых рынках. Причины деконцентрации многообразны. В некоторых случаях она обусловлена научно-технической революцией. В частности, уменьшение в настоящее время оптимальных размеров предприятий в ряде базовых отраслей (чёрная металлургия, промышленность строительных материалов и др.) связано с техническим перевооружением на основе использования принципиально новых технологических процессов и видов высокопроизводительного оборудования. Это позволяет наладить выпуск больших объёмов продукции на менее крупных по размерам основного капитала производственных единицах при одновременном существенном сокращении издержек производства. И хотя значительная часть высокоэффективных «мини-заводов» принадлежит ведущим монополиям, сама возможность функционирования таких предприятий привлекает в отрасль новые субъекты, в том числе средние и мелкие фирмы.

      Становление новой мировой экономики связано с деятельностью ТНК. «Транснациональная корпорация – фирма, корпорация, компания, осуществляющая основную часть своих операций за пределами государства, в котором она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий» [?, с. 13]. Известный российский исследователь международных потоков капитала и транснационализации экономических процессов А. Г. Мовсесян приводит следующее определение ТНК: «под транснациональными корпорациями понимаются предприятия, не зависимые от страны их происхождения, и формы собственности (частные, государственные или смешанные), имеющие отделения в двух или более государствах, которые функционируют в соответствии с ситемой принятия решений, позволяющей производить согласованную политику и общую стратегию» [?, с. 14]. Еще одно определение ТНК, широко распространенное в США и Западной Европе: «транснациональные корпорации – международно-оперирующие фирмы, имеющие свои хозяйствующие подразделения в двух и более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет им проводить согласованную и общую стратегию, распределяя между собой в рамках «своей» корпорации ресурсы, технологию и ответственность для достижения наивысшего результата» [?, с. 14 – 15].

      С одной стороны, развитие новой мировой экономики на базе складывающегося технологического способа производства в большей степени отвечает интересам ТНК. С другой стороны, сами ТНК способствуют развитию мировой экономики, что свидетельствует о новом этапе в глобализации их деятельности. Американские, западноевропейские и японские ТНК всё более тесно переходят к операциям глобального, планетарного масштаба. Их главной целью является « максимизация» не прибыли, а рынка, т.е. объёма продаж. В результате формируется глобальная сеть производства и сбыта, поскольку корпорации не ограничиваются созданием производства с конечным циклом в отдельных странах, а стремятся специализировать предприятия глобальной сети на наиболее рациональном производстве какого-либо компонента (узла) для выпуска конечной продукции там, где это выгоднее. Таким образом, проявляется глобальная мобильность производственных факторов и предприятий, перемещающихся в те страны, где доходы выше, а условия деятельности наиболее благоприятны.

      Факторами, способствующими глобализации производства и финансовой деятельности, являются достижения в области информационной технологии, технический прогресс, обеспечивающий устойчивое снижение издержек международных перевозок, связи; достижения в области науки управления – создание управленческих структур, способных одновременно руководить работой нескольких производственных единиц, расположенных на значительных расстояниях друг от друга (в разных частях земного шара). Особую роль в процессе глобализации сыграла революция в области полупроводниковой, микросхемной технологии и технические достижения в телекоммуникационной сфере. В таких условиях фирмы могут легко обеспечить географическую диверсификацию различных стадий производства, не теряя контроля над ними. Новая технология позволяет им выйти за рамки «эффекта масштаба» и использовать «эффект простора действий», т.е. комбинировать крупномасштабное производство со специализированным, ориентирующимся на потребности конкретного рынка.

      Кроме того, монопольная власть приводит к экономическим последствиям в стране. Монополия, формируя рыночное равновесие, ведет к перераспределению ресурсов в отрасли и в экономике в целом (по сравнению с совершенной конкуренцией), в результате чего возникают потери общественного благосостояния. Эти потери можно анализировать в рамках различных концепций и с разных точек зрения. Рассмотрим различные варианты оценки потерь общественного благосостояния, возникающие вследствие монополизации отрасли.

      Чистые  потери благосостояния, возникающие вследствие монополии. В условиях свободной конкуренции достигается оптимальное (по Парето) размещение ресурсов между альтернативными возможностями использования. Условием эффективного размещения ресурсов служит равенство предельной нормы замены любых двух товаров в обмене предельной норме трансформации между ними в производстве: , где MU1 – предельная полезность первого товара; MU2 – предельная полезность второго товара; MC1 – предельные издержки производства первого товара; MC2 – предельные издержки производства второго товара [? ссылка].

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1 – Чистые потери общества от монополии: случай нелинейного  спроса

 и убывающей отдачи от масштаба

Примечание  – Источник: [ссылка].

 Это условие выполняется в системе  рынков совершенной конкуренции, где равенство предельных издержек цене служит условием максимизации прибыли фирм. Когда же на рынке устанавливается монополия, условие равенства цен предельным издержкам не выполняется, так как цена монополии всегда выше предельных издержек. С точки зрения общего равновесия это означает отклонение от эффективного распределения ресурсов. Следовательно, по сравнению с рынком свободной конкуренции рынок монополии приводит к определенным потерям благосостояния. Эти потери носят название «чистых потерь» или «мертвого груза» («омертвленных затрат») монополии [ссылка].

                  P 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                         (сумма чистых потерь) 

                                                                            Q 

Рисунок 2 – Чистые потери от монопольной власти при условии постоянной отдачи от масштаба в долгосрочном периоде  и равенства долгосрочных средних издержек монополиста и  фирм на рынке совершенной  конкуренции

Примечание  – Источник: [ссылка]. 

      Таким образом, стопроцентный контроль над  всем производством определённого  товара канул в прошлое. В настоящее  время монополизация обусловлена  развитием науки, техники, способами  организации производства, взаимодействием  между отдельными организациями и странами.

      На  основании вышеприведенного можно  сказать, что уровень монопольной  власти фирмы устанавливается с помощью таких показателей, как коэффициент А. Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана и др., а в современных условиях степень монопольной власти определяется также её положением в различных отраслях экономики, связями с крупными банками, финансовой мощью.

    3 Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь 

      3.1 Развитие монополизма  в Республике Беларусь

      В доворюлиционной Беларуси, как и в России, было развито государственное (казённое) хозяйство. После 1917 г. здесь сложилась административно-командная модель хозяйствования.

      В командной экономике преобладал искусственный монополизм. Он пронизывал все его разновидности, имевшие место в советский период и сохранившиеся до сих пор. Проявлялся в монополии государственной собственности и центральных органов власти и управления, министерств и ведомств, в совокупности явлений, обусловленных искусственным созданием экономически привилегированного положения отдельных субъектов (государства, ведомства, предприятия), навязывающих своим контрагентам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности. Монополизация стала закономерностью командной системы хозяйствования, особой формой бюрократизма, способом реализации монопольной власти отдельных хозяйствующих субъектов или их групп.

      Белорусский народохозяйственный комплекс создавался искусственно. Он был включён в  систему союзного распределения  труда и специализировался на автомобилестроении, приборостроении, станкостроении, тракторостроении, химической и деревообрабатывающей промышленности, на производстве мяса, молока и птицы. Белоруссия до распада СССР выступала как сборочно-перерабатывающий цех единой общесоюзной фабрики, причём исключительно для потребления и переработки продукции в её пределах. Созданные в республике развитые отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, крупные производства были рассчитаны на обеспечение потребностей союзного рынка и работали на базе привозного сырья и топлива. Отрасли, которые должны были работать на республику, не развивались в достаточной мере.

      Развитие  отечественной экономики в течение  многих лет в системе общесоюзной  специализации привело к широкомасштабному  монополизму основных производителей на белорусском, а в ряде случаев – и на бывшем общесоюзном рынке.

      Государственный монополизм в трансформируемой экономике  Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Складывающаяся в конце   90-х годов белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.

      В республике и в настоящее время  доминирует монополия государственной  собственности и власти. Более 80 % государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62 % общего объема промышленного производства. Почти 90 % земли принадлежит государству или колхозам, 3,1 % — находится в частной собственности и 4,2 % — в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам разрешено покупать или арендовать землю.

      Высока  доля государства и в собственности  частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральных органов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Так, в концерне «Беллегпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его представитель – проводник государственной политики. Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95 %. В среднем государству принадлежит 40 – 50 % акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно.

      Сохраняются наследие административно-командной системы – ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии.

Информация о работе Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь