Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие. Отрицательные моменты монополии: установление монопольных цен, торможение монополиями развитие научно-технического прогресса, угроза конкуренции на рынке, проблема монополизации хозяйственной жизни – остаются актуальными на протяжении многих лет.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Сущность монопольной власти и ее источники………………………………4
2 Показатели и экономические последствия монопольной власти……………9
2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………….9
2.2 Особенности современной монополизации экономики…………………..13
3 Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь……………………………………………………………...…………...17
3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………17
3.2 Антимонопольное регулирование в Республики Беларусь……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 307.50 Кб (Скачать)

        

      Рисунок 1 – Спрос на продукцию монополистической фирмы 

      Монопольная власть заключается в способности  устанавливать цену выше предельных издержек, а величина, на которую  цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса на товар, производимый фирмой. Чем меньше эластичность спроса на товар, производимый фирмой, тем большей монопольной властью обладает фирма. Решающим фактором, определяющим степень монопольной власти, является, следовательно, эластичность спроса на товар, выпускаемый фирмой.

      Три фактора определяют эластичность спроса на товар, производимый фирмой:

      – эластичность рыночного спроса на товар  данного типа. Спрос на товар, производимый фирмой, будет, по крайней мере, столь  же эластичен, как и рыночный спрос  на товар данного типа, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти.

      – число фирм на рынке. Если на нем  много фирм, маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно  повлиять на цену.

      – взаимодействие фирм. Даже если на рынке  имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка.

      Рассмотрим  подробнее каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.

      Если  на рынке действует только одна-единственная фирма (чистый монополист), степень  монопольной власти фирмы полностью  зависит от эластичности рыночного  спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел эластичности спроса на товар каждой фирмы.

      Вторым  определяющим фактором является количество фирм, действующих на рынке. При прочих равных условиях монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.

      Конечно, имеет значение не просто общее число  фирм, а число так называемых основных участников (т. е. фирм, имеющих значительную долю на рынке). Когда только небольшое число фирм захватывают большую часть рынка, говорят, что рынок высоко концентрирован. Когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм отрасли. Важным аспектом стратегии конкуренции является установление препятствий проникновению в отрасль новых фирм – условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов.

      Взаимодействие  конкурирующих фирм является важным, а иногда и решающим фактором монопольной  власти. Предположим, что на рынке  действуют четыре фирмы. Они могут  конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма боится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не будет иметь ее вовсе [?, с. 395 – 396].

      В современных условиях получить монопольную  власть можно не только путём достижения определённых размеров производства, сколько путём обладания уникальной технологией. Если ранее такое преимущество было доступно только крупному производству, рассчитанному на массовый и стабильный спрос, то в настоящее время – также мелкому и среднему бизнесу. Монопольной властью на использование своих услуг обладают некоторые талантливые певцы, художники, спортсмены. Эту категорию людей с уникальными знаниями и способностями относят к невоспроизводимым ресурсам.

      Советские экономисты источником монопольной  власти предприятия (объединения) считали не полный захват рынка, дополнительные кредитные ресурсы, предоставляемые своим банком. Существование монопольной власти на товарном рынке, как полагали они, может быть обусловлено монополизацией финансового рынка.

      Монопольная власть может быть также достигнута путём создания сверхкрупных предприятий, играющих значительную роль на рынке вследствие своего доминирования и влияющих на предложение товаров и ценообразование.

      Специфика технологии в некоторых отраслях промышленности (автомобильной, алюминиевой, сталелитейной) требует крупных  производств. Это обусловлено не только экономией издержек на масштабах производства, но и значительными размерами капитала, необходимыми для вступления в дело. Такие отрасли, как правило, состоят из небольшого количества крупных фирм, обладающих определённой степенью монопольной власти.

      Экономии на масштабах производства добиваются естественные монополии, образовавшиеся в отраслях, представленных предприятиями общественного пользования (системы транспорта, связи, энерго- , водо-, газоснабжения). Было бы не выгодно и расточительно допускать дублирование подобных предприятий. Предельная степень концентрации производств в них обусловлена технологически, и рост масштабов производства пропорционально снижает издержки. К примеру, в электроэнергетике затраты на 1 кВт / час уменьшаются пропорционально росту мощности электростанции.

      Исключительные  привилегии этим монополиям предоставляет  государство. Правительство сохраняет за собой право регулировать их действия, чтобы не допускать злоупотреблений монопольной властью: определяет географическую сферу их деятельности, контролирует качество и цены на товары и услуги. Некоторые сырьевые монополии создаются путём валоризации, т.е. системы мер, предпринимаемых при поддержке государственной власти для искусственного повышения цен путём уменьшения предложения и сокращения производства.

      Факторами, способствующими усилению или ослаблению монопольной власти, являются:

  • экономический потенциал фирмы, включающий потенциал владения и потенциал присвоения;
  • предполагаемая прибыль;
  • масштабы инноваций;
  • наличие производственных секретов;
  • высокие барьеры для появления конкурентов, в том числе протекционистская политика государства (установление тарифов, квот);
  • наличие товаров-субститутов;
  • конкуренция со стороны фирм, производящих аналогичную продукцию;
  • потенциальная конкуренция со стороны компаний, имеющих возможность организовать аналогичное производство;
  • несовершенство рыночной информации;
  • кризисы, войны, насилие.

      Внутриотраслевая  конкуренция существенно ограничивает власть фирм на рынке. Завышение цены всегда имеет чёткий предел, за которым оно перестаёт быть выгодным (сокращение спроса может свести на нет высокую прибыльность единицы продукции). Если бы все американские автомобилестроительные компании одновременно подняли цены на свою продукцию на 5 %, то, по расчётам экономистов, продажи отрасли сократились бы всего на 1 %. Если же аналогичное повышение цен допустит одна компания, то её продажи уменьшатся на 16 % в результате перераспределения спроса в пользу конкурентов. Повышение цены одной компанией может обусловить создание аналогичных производств, что лишит первую компанию рынка сбыта. Таким образом, давление потенциальной конкуренции существенно ограничивает рыночную власть [18].

      Монопольная власть производителя на внутреннем рынке защищена от иностранной конкуренции устанавливаемыми пошлинами на импорт. Это условие особо подчёркивал Ф.Энгельс. «Покровительственные пошлины, – писал он, – дают возможность компенсировать себя на внутреннем рынке за разорительные цены, по которым он (монополист), вынужден продавать на внешнем рынке» [19, с. 32]. Эта компенсация на внутреннем рынке осуществляется путём установления монопольно высоких цен. Монополии используют покровительственные пошлины как средство монополизации внутреннего рынка. По определению Ф.Энгельса, это монополия, направленная против отечественного потребителя.

      Итак, таким образом, понятия «монопольная», «рыночная», «экономическая» власть используются в экономической теории как синонимы. Причины, условия, факторы, влияющие на них, отождествляются. Причины появления монополии и монопольной власти совпадают. Носителями монопольной власти выступают государство, предприятия, отдельные физические лица. Монопольной властью обладают как крупные фирмы, так и мелкие, имеющие определённые преимущества.

      В современных условиях определяющим признаком монопольной власти является обладание уникальной технологией, доступной мелкому и среднему бизнесу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Показатели и экономические последствия монопольной власти

      2.1 Показатели монопольной власти

      Монополизация – явление многоплановое и многоуровневое. Её носителями выступают государство в лице министерств, ведомств; хозяйственные единицы, представленные субъектом или их группой, объединённых общностью интересов; различные организации.

      Активизация государственного регулирования рынка, усиление контроля за процессами концентрации экономической власти обусловили необходимость количественной оценки уровня монополизации, конкретных показателей рыночного могущества фирмы. Вместе с тем, единые количественные критерии монополизации в хозяйственной и правовой практике развитых стран до сих пор не разработаны, но существует ряд принципов и методов, которые для этого используются.

      Переход от свободной конкуренции к господству монополий изменил само содержание производственной единицы, лежащей в основе масштаба измерения процессов концентрации.

      Индивидуальный  капитал функционировал в форме  отдельного предприятия. Капитал-монополия представлен главным образом в форме системы предприятий, т.е. производственного комплекса, регулируемой совокупности предприятий. Отдельное предприятие выступает звеном, обслуживающим потребности этого комплекса.

      Р.Лифман считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75 % производства, однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40 – 50 % [17, с. 20].

      В 1934 г. А. Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путём определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти или коэффициент (индекс степени монополизации) А.Лернера (L) рассчитывался по формуле:

      L = (P – MC) / P

      где P – монопольная цена, MC – предельные издержки. Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент Лернера, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (MC) равны цене (P), то индекс Лернера равен нулю (L = 0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции [17, с. 20].

      К концу 60 - х гг. ХХ в. в. мировой практике сложилась система показателей рыночной власти. Наиболее распространённым в оценке уровня монополизации является коэффициент концентрации CR (Concentration Ratios), т.е. доля фиксированного числа ранжированных по размерам предприятий в отрасли или на рынке. Он показывает процентное соотношение продаж, которое рассчитывается для определённого числа фирм. Этот показатель (коэффициент концентрации) характеризует не всю совокупность предприятий на рынке, а лишь позиции крупнейших, влияющих на рынок, регулирующих его в своих интересах. В США и во Франции - это доля 4, 8, 20, 50 и 100 крупнейших компаний. В Германии, Англии и Канаде для подобных расчётов используют данные о 3-х, 6-ти, 10-ти и т.д. предприятиях в отрасли и на рынке. С середины 80-х гг. коэффициенты концентрации стали использовать в Венгрии и Польше.

      Кроме показателя Лернера, для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели: норму экономической прибыли (коэффициент Бэйна); коэффициент Тобина (q Тобина);  коэффициент Папандреу, индекс Херфиндаля-Хиршмана.

      Коэффициент (индекс) Бэйна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала и рассчитывается по следующей формуле:

     Где  πA – это бухгалтерская прибыль, а πN – нормативная прибыль [14].

     В условиях конкуренции на товарном рынке  и эффективного финансового рынка  норма экономической прибыли  должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли на каком-либо рынке (для какого-либо актива) превосходит конкурентную норму, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным: существуют причины, по которым дополнительная доходность инвестиций не уравнивается в долгосрочном периоде, а это подразумевает наличие у такой фирмы определенной рыночной власти.

      Коэффициент Тобина (q Тобина)  связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемую рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов:

Информация о работе Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь