Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа
Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие. Отрицательные моменты монополии: установление монопольных цен, торможение монополиями развитие научно-технического прогресса, угроза конкуренции на рынке, проблема монополизации хозяйственной жизни – остаются актуальными на протяжении многих лет.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Сущность монопольной власти и ее источники………………………………4
2 Показатели и экономические последствия монопольной власти……………9
2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………….9
2.2 Особенности современной монополизации экономики…………………..13
3 Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь……………………………………………………………...…………...17
3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………17
3.2 Антимонопольное регулирование в Республики Беларусь……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………………...28
Где P – рыночная стоимость активов фирмы (обычно определяется по курсу акций); С – восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам [14].
Если
оценка активов фирмы фондовым рынком
превышает их восстановительную
стоимость (значение коэффициента Тобина
больше 1), это может расцениваться
как свидетельство полученной или
ожидаемой положительной
Коэффициент (индекс) Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка.
Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих противоположное влияние на монопольную власть: от числа фирм на рынке и от уровня заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм. Для преодоления этой проблемы Папандреу в 1949 году предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент. Формула коэффициента проникновения (показателя монопольной власти Папандреу) выглядит так:
где Qdi – объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; Pj – цена конкурента; – коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены. Он изменяется от нуля до единицы [14].
Индекс Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, однако он весьма любопытно отражает две грани монопольной власти: наличие товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль). Выражение отражает перекрестную эластичность спроса на товар фирмы. Его величина свидетельствует о возможности переключения спроса потребителей на товар конкурентов.
Сомножитель характеризует, в свою очередь, способность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем ниже любой из сомножителей, тем выше монопольная власть фирмы.
Широкое распространение получил индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ), который определяется по формуле:
где x – доля i-той фирмы на рынке (в %), i = 1, 2, 3,…..,n – общее число фирм.
Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке.
Безопасный с точки зрения монополизации рынок (ИХХ < 1000) предполагает наличие 10 и более конкурентных фирм, причём доля крупнейшей из них не может превышать 31 % общего объёма продаж соответствующей продукции, двух крупнейших – 44%, трёх – 54%, четырёх – 64% [17, с. 22].
С 1982 года индекс Херфиндаля-Хиршмана служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Его основным преимуществом служит способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке, так что:
где σ2 – показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный
причем – средняя доля фирмы на рынке = ; n – число фирм на рынке [14]. Приведенная формула позволяет нам разграничить влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа фирм на рынке и распределения рынка между ними. Если все фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю, и значение индекса Херфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.
Таким образом, фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену товара путем изменения предлагаемого его количества. Для установления уровня монопольной власти широко используются следующие показатели:
2.2 Особенности современной монополизации экономики
Монополизация является объективно закономерным процессом в эволюции общественного производства. Но социальная значимость её проявилась только в условиях рыночной экономики. Принципиально новые типы монополий, возникшие на определённой ступени развития производительных сил, прогрессирующей концентрации производства и усиления конкуренции, стали основой хозяйственной жизни, господствующей формой бытия капитала. Параллельно с развитием монополистических объединений происходила эволюция форм и методов конкурентной борьбы. Противоречивое единство монополии и конкуренции до сих пор присуще рыночной экономике.
Монополизм определяют как «ситуацию, когда одна или несколько фирм в значительной степени или полностью контролируют всю или часть территории страны в ущерб интересам потребителей» [19, с. 76].
В
настоящее время понятие «
В зарубежной практике термин «монополизация» обозначает не только рыночную структуру, но и характер действий её субъектов. Так, до 1904 г. в США слияние конкурентов с целью образования монополии суды не считали монополизацией.
К причинам монополизации большинство авторов относят следующие:
1)
тенденция к инерционности
2)
концентрация производства, которая
возникает вследствие наличия
производственно-
3)
дифференциация продукта
Монополизация на рынке осуществляется по-разному: например, предприятие приобретает конкурентов (горизонтальная интеграция), либо организует свою собственную систему снабжения и сбыта товаров (вертикальная интеграция).
Выделяют формальную зону монополизации (сектор непосредственной монополистической собственности и контроля) и реальную (юридически самостоятельные, но фактически интегрированные в систему монополии различные предприятия). Так, «Кока-кола» производит концентрат напитка на 40 заводах, а поставляет его 1500 предприятиям в 138 странах, имея 1,6 млн. торговых посредников по сбыту [19, с. 77].
Необходимо отметить, что ни одна фирма в странах с рыночной экономикой не сумела за годы своего существования полностью монополизировать рынок. Ни в одной отрасли экономики нет абсолютных монополистов, обладающих экономическим единовластием, за исключением временных локальных или случайных монополий.
Складывающаяся при современных уровнях и формах концентрации производства монополия – это не однотоварный производитель в той или иной отрасли, а многопрофильная, многоотраслевая организация. Если ранее в её основе лежал контроль над рынком товаров, что осуществлялось путём достижения значительного экономического потенциала отдельных концернов, то сегодня необходимо иметь монополию на научно-технический прогресс.
В настоящее время для монополии характерны: сосредоточение огромных богатств (1 – 2 % ВНП) в руках 1 – 2 тысяч владельцев; «администрирование» цен олигополиями, «лидерство в ценах»; установление более высоких цен на внутренних рынках по сравнению с ценами внешних рынков; создание скрытых картелей, сговоры продавцов; образование монополий в медицине, искусстве путём соединения профессионального мастерства с мафиозными методами организации деятельности, позволяющими обогащаться за счёт высоких гонораров и не допускающих соперничества [?, с. 260].
Степень монопольной власти фирмы в современных условиях определяется также её финансовой мощью, положением в различных отраслях экономики, на разных рынках, связями с крупными банками, другими показателями. При установлении доминирующего положения предприятия учитывается его доступ к рынкам сбыта, отношения с другими фирмами, правовые и иные барьеры входа на рынок других компаний, способность оперативно перестроить свои предложение и спрос на новые товары, возможности конкурента обратиться к другим фирмам.
Прогрессирующая монополизация базируется на суперконцентрации и сама является преимущественно супермонополизацией. Она приобрела ряд новых черт и особенностей в результате научно-технической революции; резкого обострения противоречий производства; становления «новой мировой экономики» на базе складывающегося технологического способа производства; глобализации деятельности транснациональных корпораций (ТНК), главная цель которых – максимизация не прибыли, а рынка; ужесточения и глобализации конкуренции, изменения её цели; наличия у фирм долгосрочной перспективы. Все это требует обновления форм и методов сохранения и расширения сферы монополистического влияния. Если в первой половине ХХ в. этот процесс не выходил за рамки отдельных отраслей, то в настоящее время он охватил мировое хозяйство в целом. Десяток и более крупнейших монополий занимают сегодня ведущие позиции в ряде отраслей не только своей страны, но и всего мира.
Для
современной монополизации
Ведущее положение в монополистической структуре развитых стран занял концерн – крупная многоотраслевая диверсифицированная корпорация, – представленный объединением ряда предприятий, подразделений и филиалов, действующих на принципах автономии. Так, «Дженерал моторс» имеет, кроме собственной компании, примерно 50 дочерних фирм, а также около 45 тыс. субподрядчиков, 40 % которых относятся к сфере мелкого бизнеса [19, с. 81].
Развитие
современных концернов
Для инновационного процесса характерна так называемая временная кооперация. Кооперационные соглашения крупных корпораций с мелкими инновационными фирмами, в том числе с мелкими высокотехнологичными компаниями Японии – сравнительно новый феномен в США. Таким образом, типичной отраслевой структурой современной рыночной экономики является сочетание в одной отрасли крупнейших корпораций и массы мелких предпринимателей. В Западной Европе при содействии национальных правительств создаются консорциумы, т.е. объединения компаний ряда стран (особенно в электронной и аэрокосмической промышленности).
Информация о работе Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь