Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие. Отрицательные моменты монополии: установление монопольных цен, торможение монополиями развитие научно-технического прогресса, угроза конкуренции на рынке, проблема монополизации хозяйственной жизни – остаются актуальными на протяжении многих лет.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Сущность монопольной власти и ее источники………………………………4
2 Показатели и экономические последствия монопольной власти……………9
2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………….9
2.2 Особенности современной монополизации экономики…………………..13
3 Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь……………………………………………………………...…………...17
3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………17
3.2 Антимонопольное регулирование в Республики Беларусь……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 307.50 Кб (Скачать)

      Государственный монополизм проявляется, прежде всего, в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.

      Государственный монополизм в республике проявляется  в работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и услуг (например, «Торгэкспо», «Белагроинторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления (например, «Белпром», «Белбуд», «Беллегпром», «Беллес-бумпром», «Белсельхозпром», «Белнефтегаз» и др.). Многие из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода на рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы и методы управления.

      Хозяйствующими  субъектами, относящимися к государственной монополии, являются: 1) предприятия оборонной промышленности; 2) предприятия ликероводочной отрасли; 3) предприятия табачной отрасли; 4) предприятие фармацевтической промышленности; 5) объекты хранения государственных ресурсов; 6) предприятия по захоронению радиоактивных и промышленных отходов; 7) учреждения гидрометеорологии, картографии и геологии; 8) учреждения Госкомитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике; 9) предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб; 10) объекты гражданской обороны; 11) предприятия по сбору и переработке отходов, содержащих драгметаллы; 12) предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии.

      За  период с 2000 по 2010 гг. значительно увеличивается число предприятий лёгкой промышленности и промышленности строительных материалов, большая часть из которых находится под властью государства    (таблицы 1,2).

       

Таблица 1 - Основные показатели работы лёгкой промышленности 

Годы  2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Число предприятий, единиц 1020 1257 1296 1411 1914 2003 2158
Объем промышленного производства, млрд. руб. 883 2950 3400 3870 4771 5069 6499

      Примечание- Источник: [15, с. 203]. 

      Из  таблицы видно, что число предприятий  в 2010 г. по сравнению с 2000 г. возросло более чем в 2 раза. А объем промышленного производства предприятий за этот период увеличился примерно в 7,5 раз. Это связано со спросом населения на  высококачественные модные товары в широком ассортименте и по доступным ценам. 

Таблица 2 -Основные показатели работы промышленности строительных материалов 

Годы  2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Число предприятий, единиц 259 257 270 286 432 490 525
Объем промышленного производства, млрд. руб. 362 2594 3337 4396 6611 6990 8841

      Примечание-Источник: [15, с.190]. 

      Как видно из таблицы, число предприятий  строительных материалов в 2010 г. возросло по сравнению с 2000 г. в 2 раза. Объем промышленного производства увеличился в 24,5 раза. Это связано с тем, что строительство в Республики Беларусь развивается быстрыми темпами. Таким образом, при наращивании производства увеличивается численность населения, занятого в экономики страны (таблица 3). 

Таблица 3 – Распределение численности занятого населения  по отраслям экономики1)

  2000 г. 2010 г.
в процентах к  итогу
Промышленность 27,6 25,3
Сельское  хозяйство 14,1 9,7
Строительство 7 9,5
Транспорт и связь 7,2 7,6
Торговля  и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки 12 14,8
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 7,3 7,2
Образование 10,4 9,5
Другие 14,4 16,4

      Примечание-Источник: [16, с. 28].

   1) Данные приведены с учетом итогов переписи населения 2009 года. 

      Таким образом, численность занятого населения  в строительстве в 2010 г. увеличилась на 2,5 % по сравнению с 2000 г. Численность населения, занятого в транспорте и связи, увеличилось на 0,4 %. В торговле и общественном питании увеличилось на 2,8 %. В других отраслях экономики таких, как промышленность, сельское хозяйство, численность занятого населения уменьшилось. Это обусловлено применением на предприятиях нового оборудования и машин, заменяющих труд человека.

      «В Беларуси по состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 738 организаций – монополистов, в том числе 185 – республиканского и 535 – местного уровней», сообщает пресс-служба Министерства экономики [13].

      По  данным Минэкономики, в Брестской  области 59 монополистов, в Витебской  – 103, в Гомельской – 70, в Гродненской – 94, в Минске – 33, в Минской области – 88, в Могилевской – 106.

      В частности, государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, включает 532 предприятия. Из них 56 хозяйствующих субъектов  занимают доминирующее положение на республиканских товарных рынках, и 376 – на местных.

      В течение 2010 года Министерством экономики  проведен мониторинг 23 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего  положения на этих рынках, по результатом которого в государственный реестр включены 6 предприятий, исключены – 2 хозяйствующих субъекта.

      Государственный реестр субъектов естественных монополий  по состоянию на 1 января включает 206 хозяйствующих субъектов, в том числе 29 субъектов естественных монополий республиканского уровня и 177 – местного уровня.

      В промышленности республики функционирует  более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная). Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения). Минский тракторный завод (пропашные тракторы). Минский «Атлант" (холодильники и морозильники).

      Особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.

      Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными – в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые – даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, не загруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности – от 17 – 25 до 50 %, при необходимых для рентабельного производства 60 %), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов она не достигала и 1 %) – таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.

      Целевой функцией большинства белорусских  монополий является поиск способов выживания в условиях значительной неопределённости и непредсказуемости перспектив существования поставщиков и клиентов фирм, что обусловливает перепрофилирование и диверсификацию производства.

      Условия переходного периода, некоторые  негативные результаты приведенных  реформ, создаваемые финансово-промышленные группы (ФПГ), региональные консорциумы, ассоциации не могут не отражаться на монополизме. Происходит его трансформация в скрытые формы. Складываются государственно-чиновничья, директорско-административная, мафиозно-клановая монополии. Нигде в мире не существует таких структур.

      В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.

      В республике отсутствует рыночная конкуренция  в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

      Опыт  стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем

      Таким образом, особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. Монополизм – это господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединяющихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих аналогичный товар, контроля цен. В промышленности Республики Беларусь такими производителями являются: Оршанский льнокомбинат, Гомельский химический завод, Солигорский «Беларуськалий», Минский тракторный завод, Минский «Атлант".

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.2 Антимонопольное  регулирование в  Республики Беларусь

      Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

      Понятие «демонополизация» в западной экономической  литературе почти не используется (применяют «антимонопольное, или антитрестовское, регулирование»), а в постсоветской – оно вошло в оборот после 1990 г. и трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции.

      Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции  Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.

      Основу  антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

Информация о работе Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь