Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:29, курсовая работа
Актуальность работы состоит в том, что на данном этапе перехода экономики Республики Беларусь к рыночной требует развития конкуренции и рыночных отношений, а монополизм государства тормозит это развитие. Отрицательные моменты монополии: установление монопольных цен, торможение монополиями развитие научно-технического прогресса, угроза конкуренции на рынке, проблема монополизации хозяйственной жизни – остаются актуальными на протяжении многих лет.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Сущность монопольной власти и ее источники………………………………4
2 Показатели и экономические последствия монопольной власти……………9
2.1 Показатели монопольной власти…………………………………………….9
2.2 Особенности современной монополизации экономики…………………..13
3 Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь……………………………………………………………...…………...17
3.1 Развитие монополизма в Республике Беларусь……………………………17
3.2 Антимонопольное регулирование в Республики Беларусь……………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………………...28
Государственный монополизм проявляется, прежде всего, в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в республике монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.
Государственный монополизм в республике проявляется в работе 27 министерств, 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и услуг (например, «Торгэкспо», «Белагроинторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления (например, «Белпром», «Белбуд», «Беллегпром», «Беллес-бумпром», «Белсельхозпром», «Белнефтегаз» и др.). Многие из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода на рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежние стиль, принципы и методы управления.
Хозяйствующими субъектами, относящимися к государственной монополии, являются: 1) предприятия оборонной промышленности; 2) предприятия ликероводочной отрасли; 3) предприятия табачной отрасли; 4) предприятие фармацевтической промышленности; 5) объекты хранения государственных ресурсов; 6) предприятия по захоронению радиоактивных и промышленных отходов; 7) учреждения гидрометеорологии, картографии и геологии; 8) учреждения Госкомитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике; 9) предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб; 10) объекты гражданской обороны; 11) предприятия по сбору и переработке отходов, содержащих драгметаллы; 12) предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии.
За период с 2000 по 2010 гг. значительно увеличивается число предприятий лёгкой промышленности и промышленности строительных материалов, большая часть из которых находится под властью государства (таблицы 1,2).
Таблица 1 -
Основные показатели
работы лёгкой промышленности
Годы | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Число предприятий, единиц | 1020 | 1257 | 1296 | 1411 | 1914 | 2003 | 2158 |
Объем промышленного производства, млрд. руб. | 883 | 2950 | 3400 | 3870 | 4771 | 5069 | 6499 |
Примечание-
Источник: [15, с. 203].
Из
таблицы видно, что число предприятий
в 2010 г. по сравнению с 2000 г. возросло более
чем в 2 раза. А объем промышленного производства
предприятий за этот период увеличился
примерно в 7,5 раз. Это связано со спросом
населения на высококачественные модные
товары в широком ассортименте и по доступным
ценам.
Таблица 2 -Основные
показатели работы промышленности
строительных материалов
Годы | 2000 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Число предприятий, единиц | 259 | 257 | 270 | 286 | 432 | 490 | 525 |
Объем промышленного производства, млрд. руб. | 362 | 2594 | 3337 | 4396 | 6611 | 6990 | 8841 |
Примечание-Источник:
[15, с.190].
Как
видно из таблицы, число предприятий
строительных материалов в 2010 г. возросло
по сравнению с 2000 г. в 2 раза. Объем промышленного
производства увеличился в 24,5 раза. Это
связано с тем, что строительство в Республики
Беларусь развивается быстрыми темпами.
Таким образом, при наращивании производства
увеличивается численность населения,
занятого в экономики страны (таблица
3).
Таблица 3 – Распределение численности занятого населения по отраслям экономики1)
2000 г. | 2010 г. | |
в процентах к итогу | ||
Промышленность | 27,6 | 25,3 |
Сельское хозяйство | 14,1 | 9,7 |
Строительство | 7 | 9,5 |
Транспорт и связь | 7,2 | 7,6 |
Торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки | 12 | 14,8 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение | 7,3 | 7,2 |
Образование | 10,4 | 9,5 |
Другие | 14,4 | 16,4 |
Примечание-Источник: [16, с. 28].
1) Данные
приведены с учетом итогов переписи населения 2009
года.
Таким образом, численность занятого населения в строительстве в 2010 г. увеличилась на 2,5 % по сравнению с 2000 г. Численность населения, занятого в транспорте и связи, увеличилось на 0,4 %. В торговле и общественном питании увеличилось на 2,8 %. В других отраслях экономики таких, как промышленность, сельское хозяйство, численность занятого населения уменьшилось. Это обусловлено применением на предприятиях нового оборудования и машин, заменяющих труд человека.
«В Беларуси по состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 738 организаций – монополистов, в том числе 185 – республиканского и 535 – местного уровней», сообщает пресс-служба Министерства экономики [13].
По данным Минэкономики, в Брестской области 59 монополистов, в Витебской – 103, в Гомельской – 70, в Гродненской – 94, в Минске – 33, в Минской области – 88, в Могилевской – 106.
В частности, государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, включает 532 предприятия. Из них 56 хозяйствующих субъектов занимают доминирующее положение на республиканских товарных рынках, и 376 – на местных.
В течение 2010 года Министерством экономики проведен мониторинг 23 товарных рынков на предмет подтверждения либо утраты хозяйствующими субъектами своего доминирующего положения на этих рынках, по результатом которого в государственный реестр включены 6 предприятий, исключены – 2 хозяйствующих субъекта.
Государственный реестр субъектов естественных монополий по состоянию на 1 января включает 206 хозяйствующих субъектов, в том числе 29 субъектов естественных монополий республиканского уровня и 177 – местного уровня.
В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная). Гомельский химический завод (фосфатные удобрения), Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения). Минский тракторный завод (пропашные тракторы). Минский «Атлант" (холодильники и морозильники).
Особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том, что наряду с чисто производственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофильных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными – в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые – даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, не загруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности – от 17 – 25 до 50 %, при необходимых для рентабельного производства 60 %), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов она не достигала и 1 %) – таковы некоторые характеристики отечественных монополистов.
Целевой функцией большинства белорусских монополий является поиск способов выживания в условиях значительной неопределённости и непредсказуемости перспектив существования поставщиков и клиентов фирм, что обусловливает перепрофилирование и диверсификацию производства.
Условия переходного периода, некоторые негативные результаты приведенных реформ, создаваемые финансово-промышленные группы (ФПГ), региональные консорциумы, ассоциации не могут не отражаться на монополизме. Происходит его трансформация в скрытые формы. Складываются государственно-чиновничья, директорско-административная, мафиозно-клановая монополии. Нигде в мире не существует таких структур.
В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.
В
республике отсутствует рыночная конкуренция
в сфере материального
Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем
Таким образом, особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. Монополизм – это господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединяющихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих аналогичный товар, контроля цен. В промышленности Республики Беларусь такими производителями являются: Оршанский льнокомбинат, Гомельский химический завод, Солигорский «Беларуськалий», Минский тракторный завод, Минский «Атлант".
3.2 Антимонопольное регулирование в Республики Беларусь
Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начала акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.
Понятие «демонополизация» в западной экономической литературе почти не используется (применяют «антимонопольное, или антитрестовское, регулирование»), а в постсоветской – оно вошло в оборот после 1990 г. и трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции.
Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.
Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:
Информация о работе Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь