Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:22, реферат
Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.
В данной работе будет проведен анализ факторов, влияющих на объем денежной массы в стране. Более подробно будут рассматриваться методы денежно-кредитной политики, как наиболее способные к динамическому изменению.
Введение 3
1. Понятие денежной массы 4
2. Регулирование денежной массы 8
2.1. Факторы, определяющие объем денежной массы 8
2.2. Инструменты регулирования денежной массы 15
2.3. Влияния объема денежной массы на реальные экономические показатели………...…...……………………………………...……......……..19
3. Основные тенденции в динамике денежной массы в Республике
Беларусь.............................................................................................................24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Содержание
Введение 3
1. Понятие денежной массы 4
2. Регулирование денежной массы 8
2.1. Факторы, определяющие объем денежной массы 8
2.2. Инструменты
регулирования денежной массы
2.3. Влияния
объема денежной массы на реальные экономические
показатели………...…...…………………………
3. Основные тенденции в динамике денежной массы в Республике
Беларусь......................
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Переход
нашей экономики на рыночные отношения
резко повысил значение денег. Проблемы
денежного хозяйства становятся
основными и в практических мероприятиях
по реконструкции народного
Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.
Очевидно,
что в условиях рыночных отношений
возможности искусственного сдерживания
инфляции резко сокращаются. Вместе
с тем непоследовательность в
принятии решений по переходу к рынку,
непродуманность некоторых
Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.
В данной работе будет проведен анализ факторов, влияющих на объем денежной массы в стране. Более подробно будут рассматриваться методы денежно-кредитной политики, как наиболее способные к динамическому изменению.
Важнейшим
количественным показателем денежного
обращения является денежная масса,
представляющая собой совокупный объем
покупательных и платежных
Денежная масса - это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство. [1, с.23] В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.
Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства - бумажные деньги и мелкую разменную монету. На деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 20%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т. п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т. е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.
Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название “квази-деньги”. Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения.
Экономисты
называют квази-деньги ликвидными активами.
Под ликвидностью какого-либо имущества
или активов понимается их легкореализуемость,
возможность их обращения в денежную
форму без потери стоимости. Следовательно,
самым ликвидным видом активов
являются деньги. К высоколиквидным
видам имущества относятся
Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объем денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).
В финансовой статистике промышленно развитых стран для определения денежной массы применяется следующий набор основных денежных агрегатов [2, с.127]:
В США для определения денежной массы используется четыре денежных агрегата, в Японии и Германии - три. в Англии и Франции - два.
Анализ структуры и динамики денежной массы имеет важное значение при выработке центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики.
Для расчета совокупной денежной массы в обращении в Республике Беларусь предусмотрены следующие денежные агрегаты:
Использование
различных показателей денежной
массы позволяет
Изменение
объема денежной массы может быть
результатом как изменения
В промышленно развитых странах в основном исчисляются два показателя скорости роста оборота денег:
В РБ в практике статистической работы в зависимости от полноты охвата оборота наличных денег различают: во-первых, скорость возврата денег в кассы учреждений ЦБ РБ как отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении; во-вторых, скорость обращения денег в налично-денежном обороте, исчисляемую путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег, на среднегодовую массу денег в обращении.
В
современных условиях проводимой в
РБ политики ограничения объёмов
кредитных вложений - кредитной рестрикации
- особое значение придаётся такому
инструменту регулирования
Официальная учётная ставка - выступает как плата, взимаемая Центральным Банком при покупке у коммерческих банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним. [5, с.167] В тоже время данная ставка является ориентиром, как для ставок по другим видам кредитов, так и для рыночных ставок. Устанавливая официальную учётную ставку, НБ РБ определяет стоимость привлечённых кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень учётной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования. Отсюда следует, что политика изменения учётной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.
Посредством
манипуляции с официальной
Таким образом, учётная политика НБ РБ представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидности кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.
Повышая
или понижая официальную
В
странах с развитым рынком ценных
бумаг наиболее распространенным методом
денежно-кредитного регулирования
являются операции на открытом рынке,
которые влияют на деятельность коммерческих
банков через объем имеющихся
у них ресурсов. Если центральный
банк продает ценные бумаги на открытом
рынке, а коммерческие банки их покупают,
то ресурсы последних и
Анализ двух методов кредитного регулирования показывает, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои достоинства и недостатки по сравнению с методами рефинансирования банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для коммерческих и других банков является сугубо административным методом, в отличие от операций на открытом рынке, относящимся к рыночным методам регулирования. [6, с.154]