Денежная масса в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:22, реферат

Краткое описание

Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

В данной работе будет проведен анализ факторов, влияющих на объем денежной массы в стране. Более подробно будут рассматриваться методы денежно-кредитной политики, как наиболее способные к динамическому изменению.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие денежной массы 4

2. Регулирование денежной массы 8

2.1. Факторы, определяющие объем денежной массы 8

2.2. Инструменты регулирования денежной массы 15

2.3. Влияния объема денежной массы на реальные экономические показатели………...…...……………………………………...……......……..19


3. Основные тенденции в динамике денежной массы в Республике

Беларусь.............................................................................................................24

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Денежная масса 2010.doc

— 376.85 Кб (Скачать)

       Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

       Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений  стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах  вообще отменён.

       В настоящее время в развитых странах  наблюдается снижение роли центрального банка как главного органа денежно-кредитного регулирования. Это объясняется  появлением и развитием новых  форм небанковского кредита, падением эффективности интервенций на денежном рынке зависимостью центрального банка  от правительства.

       Величина  минимальных  резервов

       В настоящее время минимальные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных  требований представляет собой установленное  в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных  резервов к абсолютным (объемным) или  относительным (приращению) показателям  пассивных (депозитов) либо активных (кредитных  вложений) операций. Использование  нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к  их определенной части) характер воздействия.

       Минимальные резервы выполняют две основные функции.

  • Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
  • Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций».

       Повышение нормы обязательных резервов не означает, что большая часть банковских средств “заморожена” на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются  банковские ссуды и денежная масса  в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы  банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

       Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой хранение части  резервов коммерческих банков в центральном  банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается  в определенном процентном соотношении  от величины депозитов банка. Центральный  банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в  зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение  нормы означает замораживание большей  чем раньше части ресурсов банка  и приводит к ухудшению ликвидности  последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие  на банковскую ликвидность, расширяет  кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.

       Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение  прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению страхования  банки прибегают к этому методу обычно в период усиления инфляции.

       Суть  этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму  выдачи кредитов, установленную центральным  банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста  выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

       Политика  центрального банка распространяется непосредственно на объекты его  контроля - кредиты прочих банков, а  не их ликвидность, как в случае использования  косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая  эффективность кредитных ограничений.

       Приток  капитала из-за рубежа

       Возможность интенсивного роста денежной массы  при удержании инфляции на достаточно низком уровне - зиждется на неявном  предположении о притоке иностранного капитала. Именно приток капитала из-за рубежа обеспечивает рост международных  резервов Центробанка как базы уверенности  в национальной валюте. Действительно, можно финансировать бюджетный  дефицит неинфляционным способом за счет внешних заимствований и  снизить процентную ставку. Однако нельзя надеяться на постоянный приток иностранного капитала - последние  события на нашем финансовом рынке  подтверждают этот нерадостный тезис.

       Заметим, что устойчивый приток зарубежного  капитала - лишь одна из возможных подпорок в конструкции безынфляционного роста денежной массы. Аналогичный  эффект может быть достигнут, например, в условиях активной дедолларизации хозяйства или быстрого (особенно экспортно-ориентированного) роста  национальной промышленности. К несчастью, и эти сценарии приходится признать не слишком адекватными действительности. [7, с.230]

       Рефинансирование

       Проводя денежно-кредитную политику Центральные  банки сами определяют инструмент регулирующий наилучшим образом денежную массу  в обращении. Если политика направлена на укрепление производства, занятости на расширение выдачи кредитов и увеличение денежной массы, то её называют экспансивной. Преимущество - удешевление денег путём уменьшения процентных ставок по кредитам Центральных банков; производители и инвесторы могут получать кредиты уже через коммерческие банки на финансирование производства. Но не всегда экономическая система готова к использованию таких льготных средств и они могут быть не задействованы на укрепление производственной деятельности, а денежная масса может уйти только на повышение цен. Вот здесь Центральные банки должны проводить ре-стрикционную денежно-кредитную политику (сдерживать выпуск дополнительных денег), с целью предотвращения инфляции настаивать на сокращении дефицита бюджета.

 

       2.2. Инструменты регулирования денежной  массы 

       Изменение скорости обращения денег и, соответственно, объема денежной массы, зависит от многих факторов. как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто  монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т. д.).

       Ускорению обращения денег способствуют замена металлических денег кредитными, развитие системы взаимных расчетов. внедрение ЭВМ в банковское дело, применение электронных средств  денежных расчетов.

       При обесценении денег потребители  увеличивают покупки товаров  для того чтобы оградить себя от падения покупательной способности  денег, что ускоряет денежный оборот. При прочих равных условиях ускорение  скорости обращения денег равнозначно  увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.

       Применяемые кредитными институтами методы покрытия бюджетного дефицита обычно вызывают рост денежной массы в обращении  сверх реальных потребностей экономического оборота, обесценение денег.

       Расширение  масштабов кредитования ведет к  росту эмиссии кредитных денег  и платежеспособного спроса. В  этом заключается активная роль кредитной  системы в инфляционном процессе.

       В условиях нормально развивающейся  экономики денежно-кредитное регулирование  обеспечивает расширение кредитов и  увеличение денежной массы (в обращении  и на счетах в банках). Денежно-кредитное  регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание  инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических  нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и  валютой.

       Все денежные средства - наличные и безналичные - должны иметь кредитную основу. Выдача кредита увеличивает количество денег или денежную массу, погашение  кредита уменьшает количество денег (наличных и безналичных), поэтому  предоставление ссуд должно осуществляться на макроуровне с учетом действия денежно-кредитных законов. На основе бюджетных денежных доходов и  расходов населения и плана кассовых оборотов.

       На  уровне конкретных коммерческих банков обязательно надо учитывать данные кредитных планов, т. к. там определены ресурсы кредитования (кредитный  потенциал коммерческого банка), складываемые из собственных средств  банка, привлеченных средств в виде депозитов вкладчиков и средств  коммерческого банка на межбанковском  рынке, эмиссии. Другая часть кредитного плана - направление (размещение) ресурсов. [3, с.56]

       Коммерческие  банки осуществляют депозитно-кредитную  эмиссию - денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим  клиентам, и уменьшается, когда ссуды  возвращаются. Эти банки являются кредитным орудием обращения. Предоставляемая  клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т. е. банк создает депозит (вклад до востребования) , при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширить денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы в развитых странах. Вместе с тем, экономика нуждается в необходимом, но не в чрезмерном поступлении денег, «основной психологический закон», смысл которого состоит в том, что по мере роста дохода, увеличения богатства склонность к потреблению снижается. Отмечаются мотивы поведения людей, подталкивающие их к некоторому сдерживанию расходов, направляемых на покупки, расширение потребления (скупость, предусмотрительность, расчетливость и др., всего восемь мотивов).

       Стабильный  и умеренный рост денежной массы, при соответствующем росте объема производства, обеспечивает постоянство  уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую  систему самым эффективным и  выгодным образом. Задача кредитно-денежной политики сводится еще и к обеспечению, по возможности, полной занятости (в  идеале на свободном рынке должен быть какой-то резерв рабочей силы) и роста реального объема производства. Недостаточная организация банковской системы и контроль могут исказить результаты проведения кредитно-денежной политики.

       С другой стороны, избыточная денежная масса  имеет свои недостатки: обесценение  денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного  положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная  политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а  во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной). [4, с.57]

       С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

       Косвенные факторы включают:

  • регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.
  • регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.
  • обязательные денежные резервы коммерческих банков.
  • операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

       Косвенные факторы не могут работать в нашей  экономике на полную мощность по причине  ее недостаточной “рыночности”. Полноценный  рынок ценных бумаг, в том числе  рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу  ценных бумаг.

       Прямое  регулирование покупательной способности  денежной единицы включает в себя такие методы, как:

  • прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.
  • государственное регулирование цен.
  • государственное регулирование пределов заработной платы.
  • государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.

Информация о работе Денежная масса в Республике Беларусь