Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 12:04, курсовая работа
Целью исследования является анализ бaзoвoй макроэкономической мoдeли и выявление проблем макроэкономического равновесия.
В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения;
раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия;
описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS;
доказать их необходимость и значимость для современного общества.
Введение 3
Глава1. Базовая макроэкономическая модель 5
1.1 Понятие совокупного спроса, не ценовые факторы совокупного спроса 5
1.2 Понятие совокупного предложения, неценовые факторы, совокупного предложения 8
Глава 2. Различные модели макроэкономического равновесия 11
2.1 Кейнсианская и неоклассическая модель макроэкономического равновесия 11
2.2 Особенности макроэкономического равновесия в России 15
Заключение 19
Список использованных источников 21
Федеральное государственное образование бюджетное учреждение высшего профессионально образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финансовый университет)
Заочная форма обучения
Кафедра «Макроэкономика»
Курсовая работа
По дисциплине «Макроэкономика»
На тему: «ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»
Выполнила:
Студентка группы ДЭУ2-1С
Каменских Е.С.
Проверил:
к.э.н., доцент
Будкевич Г. В.
к.э.н., доцент
Корольков В.Е.
Москва 2014
Содержание
Более шестидесяти лет в экономической науке и преподавании доминирует модель экономического выбора «экономиста всех времен и всех народов» П. Самуэльсона. Ученый утверждал, что язык математики является единственно возможным для изложения положений современной экономической теории. Общеизвестно, что П. Самуэльсон был убежденным центристом, либералом «золотой середины», избегал крайних идеологических позиций: рынок или бюрократия, частное или государственное, кейнсианство или монетаризм. Кроме того он тяготел к институционализму. По этой причине его учебник «Экономика. Вводный курс» с 1948 г. широко известен всему капиталистическому миру.
Он выдержал более 20 изданий на 12 языках общим тиражом более 5 млн экз., сыграл решающую роль в распространении кейнсианства после Второй мировой войны. А с 1964 г. был признан в СССР и по сей день используется в новой «переходной» России.
В модели П. Самуэльсона в табличной и графической формах рассматриваются производственные возможности экономического выбора – альтернативные соотношения в предложенных им волевым порядком цифровых примерах зависимостей между некоторыми основными макроэкономическими показателями (МЭП): объемами средств производства и предметов потребления. При этом отсутствуют, но неявно подразумеваются их общественные эффективности, варианты развития (роста) макроэкономической системы по экстенсивному илиинтенсивному пути.
Целью исследования является анализ бaзoвoй макроэкономической мoдeли и выявление проблем макроэкономического равновесия.
В соответствии с поставленной целью в работе были поставлены следующие задачи:
Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
Впервые проблема рациональности выбора в экономической политике была рассмотрена голландским экономистом Яном Тинбергеном. В рамках нормативного подхода Тинберген предложил модель выбора оптимальной политики, алгоритм которой можно представить следующим образом: - правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики, исходя из максимизации общественного благосостояния;
С точки зрения теории модель выглядит очень логично, однако в реальности четкого решения относительно целевых показателей нет. Когда общественное благосостояние достигнет своего максимума: когда в экономике будет полная занятость или когда уровень инфляции будет нулевым?
Проблемы возникают также при выборе видов макроэкономической политики и инструментов ее реализации. Какая политика является более результативной – фискальная или денежно-кредитная? Следует ли сочетать оба вида политики? На эти и другие подобные вопросы нет однозначного ответа, т.к. правильный выбор зависит от конкретных условий функционирования экономики. Так, при плавающем валютном курсе предложение денег в странах с малой открытой экономикой является эффективным политическим инструментом, а фискальные методы регулирования не приносят желаемых результатов. Напротив, при фиксированном обменном курсе результативна фискальная политика, а денежно-кредитная политика, изменение предложения денег в которой сводится к поддержанию стабильного курса валют, и не может оказывать существенного воздействия на экономическую конъюнктуру.
Даже если выбраны цели и инструменты, определены оптимальные значения целевых показателей, задача определения значений инструментов, позволяющих достичь поставленных целей, остается достаточно сложной.
Объясняется это тем, что решение данной задачи требует от властей знания о форме связей между целями и инструментами, о параметрах, характеризующих влияние инструментов на цели, не все из которых можно однозначно количественно определить и т.п.
Формальный подход к установлению этих связей представлен в модели Я. Тинбергена. В своем простейшем виде эта модель базируется на следующих предпосылках:
При данных предпосылках модель Тинбергена принимает вид:
TT1* = а1, II1 + a2 II
TT2* =b1 II1 + b2 II
В реальной действительности для проведения результативной политики необходимо, чтобы инструменты были не только линейно независимы, но и чтобы существовало различие между соотношениями а 1 /b 1 и а 2 /b Если эти соотношения формально не равны, но различие между ними несущественно, то искомые значения инструментов могут быть нереально велики. В частности, проведение оптимальной политики может потребовать такого изменения государственных закупок, которое приведет к увеличению бюджетного дефицита до огромных размеров.
Различные инструменты макроэкономической политики контролируются разными государственными органами. Так, инструменты денежно кредитной политики находятся под контролем центрального банка, а инструменты фискальной политики – под контролем правительства. Ян Тинберген предполагал, что различные органы государственного управления координируют свою политику. Однако в реальной действительности они могут принимать свои политические решения в децентрализованном порядке, т.е. независимо друг от друга.
Проблему выбора оптимальной политики децентрализованными органами государственного управления впервые исследовал американский ученый Роберт Манделл. Он показал, что каждый инструмент должен использоваться для регулирования того целевого показателя, на который данный инструмент оказывает наиболее сильное влияние. Только в этом случае может быть принят оптимальный пакет правительственных мер.
Для рассмотренной выше модели выбора оптимальной политики это положение может быть формализовано в следующем виде.
Вывод Манделла о необходимости «привязки» каждого инструмента к тому целевому показателю, на который данный инструмент оказывает наиболее сильное влияние, является еще одним правилом рациональности при выборе оптимальной политики, получившим название правила эффективной рыночной классификации (правило Манделла).
Практическое значение правила Манделла заключается в выводе о необходимости разделения полномочий между правительством и Центральным банком. Поскольку центральный банк контролирует инструменты денежно-кредитной политики, которые больше влияют на инфляцию, то он должен отвечать за регулирование инфляции. В то же время инструменты фискальной политики, используемые правительством, больше влияют на объем национального производства, поэтому правительство должно отвечать за регулирование объема выпуска.
Р. Манделл математически доказал, что, регулируя денежную массу (М), центральный банк должен снижать ее, когда фактический темп инфляции превышает целевое значение, и увеличивать ее, когда инфляция находится на уровне ниже целевого значения. В свою очередь, правительство должно увеличивать величину государственных закупок (G), когда реальный объем национального производства ниже целевого показателя, и снижать ее, если выпуск превышает целевое значение. Результатом этого процесса будет постепенное приближение количественных величин инструментов M и G к их оптимальному уровню.
Если правило Манделла и процедура его применения не соблюдаются, то процесс децентрализованного принятия политических решений не будет сходящимся, что приведет к существенным колебаниям значений елевых показателей вокруг их оптимального уровня.
До сих пор мы молчаливо предполагали, что фискальная политика осуществляется при стабильном общем уровне цен. Откажемся от этого допущения. Теперь общий уровень цен может меняться. Как это повлияет на фискальную политику?
На рисунке 1 показана фискальная политика в том случае, когда функция совокупного предложения своим расположением демонстрирует крайний кейнсианский случай. Мы видим, что, несмотря на то что цены, согласно нашему предположению, могут меняться, они не меняются. Соответственно, и мультипликатор имеет такое же значение, как в уравнении.
Рисунок 1.Фискальная экспансия – экстремальный вариант расположения функции совокупного предложения
В более общем случае вариант кейнсианской версии фискальной политики в условиях изменяющихся цен выглядит в соответствии с рисунок
2.
Рисунок 3.Фискальная экспансия – неэкстремальный кейнсианский вариант
расположения функции совокупного предложения
На рисунке 3 фискальная политика привела к сдвигу линии IS1 вправо (IS 2). Такой сдвиг линии IS соответствует перемещению функции совокупного спроса из положения YD0 в положение Y D1 . Однако при таком значении совокупного спроса и неизменном общем уровне цен (P1 ) на рынке благ образуется дефицит (Y2-Y1). Дефицит рассасывается тогда, когда 1 уровень цен повышается до P 2 . При таком уровне цен, во-первых, увеличится предложение, во вторых, сократится количество реальных денег в обращении. Это выразится в сдвиге кривой LM0 в положение LM1 и, соответственно, сокращении совокупного спроса. В итоге равновесный национальный доход примет значение Y1 , меньшее, чем Y2. Так как Y1 меньше, чем Y2 , то можно заключить, что с учетом изменения цен мультипликаторы фискальной политики изменятся.
Если речь зашла об абсолютно гибких ценах на всех рынках, в том числе и на рынке труда, значит, мы попали в логику неоклассических рассуждений. Неоклассическая интерпретация фискальной экономики при подвижных ценах представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Воздействие фискальной политики на совокупный спрос
На рисунке на верхнем графике линия IS 1 смещается в положение IS 2. Это происходит вследствие того, что государство, предположим, осуществило закупки каких-то товаров на рынке.
Тем самым государство
увеличило совокупный спрос
на величину своих расходов, умноженную
на мультипликатор государственных расходов (m G ∆G). Это и отразилась на верхнем
графике в виде перемещения Y1 в положение Y2 . На нижнем графике рисунке 4 факт
увеличения совокупного спроса отражен
в сдвиге функции AD1 в положении AD2.
В зависимости от характера влияния на совокупный спрос выделяются два основных вида фискальной политики: экспансионистская (стимулирующая) и стрикционная (сдерживающая) политика. Первая из них направлена на расширение совокупного спроса, вторая – на его снижение. Таким образом, правительство с помощью экспансионистской и рестрикционной политики пытается решить противоположные задачи. Экспансионистская фискальная политика осуществляется тогда, когда власти считают экономическую активность недостаточной и стремятся стимулировать рост национального дохода. Рестрикционная политика, наоборот, направлена на погашение чрезмерной предпринимательской активности в целях недопущения перегрева экономики и снижения инфляции. В зависимости от специфики механизма действия выделяют такие виды фискальной политики, как дискреционная и автоматическая. Дискреционная политика предполагает необходимость принятия специальных политических решений об изменении масштабов инструментов и проведение этих решений в жизнь. Автоматическая политика таких решений не предполагает, а действует на основе встроенных стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы – это такие механизмы, которые самостоятельно без специальных политических решений воздействуют на величину инструментов при смене фаз экономического цикла. К встроенным стабилизаторам фискальной политики относятся прогрессивная (или пропорциональная) система налогообложения и пособия по безработице. С учетом специфики промежуточных целей выделяют три основных вида фискальной политики: политику бюджетного дефицита (ее разновидность – политика дефицита без расходов), политику перераспределения доходов, политику большого равновесного бюджета и политику маленького равновесного бюджета. Политика бюджетного дефицита основана на кейнсианских постулатах. Смысл ее состоит в том, что государство, осуществляя расходы, подстегивает вялый совокупный спрос, способствует тем самым загрузке хронически не загруженного производственного аппарата и, соответственно, росту национального дохода. Графически такую политику можно представить посредством рисунок 2. На рисунке изображен «кейнсианский крест». Под углом 45 градусов к оси абсцисс идет функция совокупного предложения (АS). Луч СС – кейнсианская функция потребления. Величина СЕ – объем инвестиций в экономике, который мы прибавляем к лучу СС по всей его длине.
Информация о работе Особенности макроэкономических моделей российской экономики