Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:31, курсовая работа
Целью работы является анализ так называемого китайского экономического чуда.
Из цели работы следуют такие задачи как выявление сильных и слабых сторон экономической политики Китая, определение источников экономического роста, рассмотрение социально-экономического положения Китая.
Введение…………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Экономика Китая – место Китая в мировой экономике…….……5
История экономики Китая…………………………………………..….5
Внутренняя политика Китая……………………………………………5
Внешняя политика Китая……………………………………………….12
Глава 2. Факторы, обеспечившие «экономическое чудо…………………..15
Глава 3. Китайская модернизация……………………………………………22
3.1 В поисках китайского Билла Гейтса…………………………………...22
3.2 Эволюция китайской модели развития в 11-ой пятилетке…………...23
Глава 4. Россия и Китай в зеркале западной прессы………………………..26
4.1 Новый НЭП……………………………………………………………...26
4.2 Характерные черты модели, положительные и отрицательные стороны модели………………………………………………………………..28
Глава 5. Шарашкина модель………………………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………….34
Библиографический список…………………………………………………..36
Глава 1. Экономика Китая – место Китая в мировой экономике…….……5
Глава 2. Факторы,
обеспечившие «экономическое чудо…………………..15
Глава 3. Китайская
модернизация……………………………………………
3.1 В поисках
китайского Билла Гейтса…………………
3.2 Эволюция
китайской модели развития в 11-ой пятилетке…………...23
Глава 4. Россия и Китай в зеркале западной прессы………………………..26
4.1 Новый
НЭП……………………………………………………………...
4.2 Характерные
черты модели, положительные и
отрицательные стороны модели……
Глава 5. Шарашкина
модель………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………………..36
Китай – крупная
развивающаяся страна с низким уровнем
среднедушевой обеспеченности ресурсами.
По мере бурного роста китайской
экономики и преимущественно
экстенсивного роста
Члены ВК НПКСК от демократических партий
считают необходимым:
1) Разработать соответствующий экономико-политический
курс стимулирования развития рециркуляционной
модели экономики, предусматривающий
использование таких инструментов, как
бюджетное финансирование соответствующих
направлений природоохранной работы,
налоговое стимулирование хозяйствующих
субъектов, поощрение капиталовложений,
организационное обеспечение;
2) Ускорить процесс становления рынка
природоохранной индустрии и развернуть
роль рынка в плане стимулирования развития
рециркуляционной модели экономики;
3) Активизировать деятельность по надлежащему
научно-техническому обеспечению работы
по развитию рециркуляционной модели
экономики;
4) Разработать систему оценки «экологической
составляющей» показателя прироста валового
внутреннего продукта;
5) Усилить пропаганду и просветительскую
деятельность, направленные на распространение
знаний о рециркуляционной модели экономики
и об ее важном значени для Китая;
6) Активизировать международное сотрудничество
в сфере развития рециркуляционной экономики
и заимствовать передовые достижения
науки и техники;
7) Обеспечить создание соответствующей
законодательной базы.-о-
Глава 1. Экономика Китая – место Китая в мировой экономике.
В 2002 году исполняется
50 лет развития экономики КНР
на основе народно-хозяйственных планов.
В это период выполнены девять
пятилеток (в настоящее время
осуществляется десятая). В 50 - 70-е годы
в Китае произошел переход к плановой
экономике, в 80 - 90-е годы в условиях реформ
и открытости экономическое развитие
ускорилось и КНР более 20 лет является
мировым лидером по устойчивости темпов
роста ВВП.
В 1991 - 2001 годах ВВП Китая возрос более
чем в 5 раз (в текущих ценах) и в 2002 году,
по оценке, превысит 10 трлн. юаней (рост
в текущих ценах в 30 раз по сравнению с
1978 годом). Высокие темпы роста ВВП достигнуты
за счет эффективного сочетания принципов
планового регулирования с рыночными
методами на основе социалистической
плановой экономики, в том числе централизованного
определения темпов и пропорций развития
народного хозяйства.
В 2010 году по сравнению с 2001 годом предполагается
увеличить ВВП в 2 раза, в том числе путем
расширения участия КНР в мировой экономике.
Согласно плану на 10-ю пятилетку (2001- 2005
гг.) среднегодовые темпы роста экономики
КНР составят около 7% (в ценах 2000 г.). Объем
ВВП в 2005 г. достигнет 12,5 трлн. юаней (9,4
тыс. на душу населения).
1.2 Внутренняя политика Китая.
По оценке, численность
населения КНР в настоящее
время превышает 1,3 млрд. человек
и, по прогнозу, к концу 2010 г. возрастет
до 1,4 млрд. (в 1950 - 2002 гг. оно возросло
в 2,4 раза, его доля в населении
мира превышает 1/5).
Предполагается, что в 2005 г. уровень безработицы
в городах и поселках не превысит 5%. В 2001
- 2005 гг. будут трудоустроены в городах
и поселках около 40 млн. мигрантов из сельской
местности.
По действующему обменному курсу, в 2000
г. валовое производство на душу населения
в КНР превысило 800 долларов. В 1978 - 2001 гг.
в городах и поселках доходы на душу населения
возрастали в среднем на 6,4% в год и увеличились
с 343 до 6860 юаней, или в 20 раз и сельских
жителей - с 134 до 2366 юаней (в 17,6 раза). По
X пятилетнему плану доходы на душу населения
в городах и поселках, а также чистый среднедушевой
доход в сельской местности возрастут
в 2001 - 2005 гг. на 5%.
Доля расходов на питание в сумме расходов
населения составляла в 1978 г. 57,5% и 2001 г.
- 37,9%; сельских жителей, соответственно
67,7 и 47,7%. В структуре потребления населения
в 1979 - 2002 гг. возросла доля расходов на
жилье, транспорт, связь, медицинские услуги,
удовлетворение культурных потребностей.
В последние
годы площадь обрабатываемых земель
в Китае составляла 130 млн. га (около 7% площади
пахотных земель мира), естественных пастбищ
-около400млн.га.
Леса в КНР занимают лишь 160 млн. га, они
находятся в основном на северо-востоке
(кедр, дуб, лиственница, береза и др.) и
также юго-западе (ель, сосна, пихта, сандаловое
дерево и др.).
Пустыни занимают 27% территории КНР, и
их площадь продолжает увеличиваться.
Согласно программе Управления лесного
хозяйства, к 2030 г. процесс опустынивания
будет остановлен и в 2050 г. площади под
лесом значительнорасширятся.
В последние годы в КНР резко сократились
лесозаготовки и расширились лесовосстановительные
работы.
Узким местом китайской
экономики остается положение сельского
населения. Оно, конечно, лучше, чем в странах
с сопоставимыми по остроте аграрными
проблемами: положение китайских крестьян
намного лучше, чем индийских. Последние
решения определили курс на снижение налогового
бремени крестьян и на ускорение роста
их доходов. Сейчас доходы крестьян стали
расти медленнее – примерно на 3% в год,
и такие темпы признаны недостаточными.
Разрыв между городом и деревней увеличивается,
что, естественно, создает определенную
нестабильность в обществе.
Разрыв доходов между сельским и городским
населением в начале реформ был 2,8 раза.
За первые пять-шесть лет реформ разрыв
удалось снизить. В целом по стране он
доходил до 2,5-2,4. Понятно, что пригородные
крестьяне, которые специализировались
на овощеводстве или цветоводстве, часто
жили и лучше среднего горожанина, но общее
положение было таким. Оно продержалось
с середины 80-х до середины 90-х годов.
Когда семейный подряд исчерпал свои возможности, разрыв начал нарастать. По данным на конец 2003 года, он достиг 3,2 раза.
За общими цифрами
могут скрываться довольно острые диспропорции,
особенно в провинциях, специализирующихся
на зерне, потому что это одна из самых
невыгодных культур для крестьянина. Внутренние
рыночные цены на зерновые в течение последних
семи лет снижались. Сейчас они составляют
55-60% от уровня середины 90-х годов. Для решения
этой проблемы государственные закупочные
цены на зерно установлены уже выше рыночных.
Делаются попытки объединения земель
и создания крупных высокорентабельных
хозяйств. В Китае пытаются вывести избыточное
аграрное население не только в промышленность
в самой же деревне, как это делалось все
годы реформ. Тогда один из главных лозунгов
был: покидая землю, не покидать деревню,
– и за счет малой сельской промышленности
около 100 млн человек было трудоустроено.
Но эта возможность небеспредельна, поэтому
в последние несколько лет правительство
пытается упорядочить миграцию крестьян
в город.
Обычно приезжающие в город сельские жители
идут в строительство, и им пытаются обеспечить
достаточно высокий статус. Кроме того,
уезжающий крестьянин через три года контракта
получает городскую прописку; как правило,
после этого у человека возникают права
на льготное жилье. Получив прописку, бывший
крестьянин взамен может оставить соседу
свой надел земли, соответственно, у соседа
появляются дополнительные ресурсы. Эта
схема принесет китайской деревне какое-то
облегчение. Положение в сельской местности
улучшается, но медленнее, чем хотелось
бы.
Сейчас получается, что впервые за всю
историю Китая сельское хозяйство перестало
быть донором. Сельское хозяйство получает
обратно как минимум столько же, сколько
дает. Государство закупает зерно по более
высоким ценам, чем сложились на рынке.
Кроме того, на дополнительный заработок
крестьяне могут рассчитывать, работая
на строительстве дорог и другой инфраструктуры.
То есть развитие промышленности и сферы
услуг позволяет оказывать содействие
деревне, несмотря на то что там проживает
большинство населения.
На самом деле в Китае происходят политические
реформы, логика которых в том, что их проводят
снизу. Они начались с выборов сельских
комитетов. Уже проведены первые эксперименты
по выборам на волостном уровне и даже
на уездном. Преимущество такой системы
в том, что поскольку крестьянин не очень
хорошо представляет происходящее наверху,
то он получает возможность для выборов
ближайшего начальства и контроля над
ним. Расходы сельских комитетов, главной
детали демократии, прозрачны. Понятно,
на что пошли деньги, собранные за счет
местных налогов.
В 1996-2000 гг. среднегодовой
темп прироста сельскохозяйственного
производства составил 3,5%. КНР по производству
зерна, мяса, овощей, хлопка, табака, морепродуктов
и рыбы занимает первое место в мире.
Производство зерна в 1995 г. составляло
467 млн. т., в 2001 г. - 452,6 млн. Урожайность
зерновых в 1950 г. составляла 1,16 т. и в 2001
г. - 4,82 т. с га (рост в 4 раза). В 2001 г. производство
зерна на душу населения составляло 356
кг, мяса - 50 кг, рыбы и морепродуктов - более
34 кг.
В сельской местности в последние десятилетия
активно развивались перерабатывающие
отрасли. В 2000 г. действовали более 20 млн.
поселково-волостных предприятий, на которых
было занято около 130 млн. человек; добавочная
стоимость этих предприятий превышала
2,7 трлн. юаней. Данные предприятия являются
основным источником роста доходов крестьян
и развития сельского хозяйства КНР.
В 1979 - 2000 гг. добавленная
стоимость в промышленности (в
сопоставимых ценах) ежегодно возрастала
в среднем на 11,6%. В 2001 г. она увеличилась
на 8,9% и достигла 4,26 трлн. юаней. В 1996
г. по производству стали, угля, цемента,
химических удобрений, телевизоров Китай
вышел на первое место в мире.
В 1978 - 2001 гг. производство электроэнергии
возросло в 5,8 раза, стали (разы) - в 4,8, цемента
- в 9,8, серной кислоты - в 4,1, химических
удобрений - в 3,9, автомобилей - в 15,7.
Доля нефти и природного газа в потреблении
энергоресурсов составляла в 1995 г. 17,5 и
1,8%, в 2000 г. соответственно 23,6 и 25%. В 2001
г. в Китае было добыто 165 млн. тонн нефти,
т.е. на 11,5% больше, чем в 2000 г. Однако потребности
внутреннего рынка в нефти и особенно
в природном газе значительно превышают
уровень добычи в стране.
КНР занимает третье место в мире по мощностям
нефтепереработки, первое - по производству
синтетических волокон и четвертое - синтетического
каучука, пятое - по производству этилена
и синтетических смол. В 1990 - 2001 гг. мощности
энергоблоков возросли со 100 до 315 млн.
кВт, выработка электроэнергии в 2001 г.
составила 1,48 трлн. кВт. Темп роста выработки
электроэнергии в этот период составлял
в среднем 9% в год. Китай производит газовые
турбины, энергоблоки для атомных станций,
комплектное оборудование для производства
химических удобрений, нефтехимической
промышленности, целлюлозно-бумажной
и текстильной отраслей и др.
Ускоренными темпами в 80 - 90-е годы развивалась
автомобильная промышленность. В 1995 - 2000
гг. производство автомобилей возросло
с 1,45 до 2,07 млн., в том числе легковых - с
323 до 607 тыс. (темп роста 19%). Количество
частных автомобилей в 2000 г. достигло 6,26
млн. (темп роста в среднем 20% в год). В 2001
г. по сравнению с 2000 г. производство автомобилей
в КНР возросло до 2,33 млн., или на 12,8%.